Правительство Казахстана намерено оптимизировать порядок получения жилья из госфонда путем сокращения списка категорий очередников. Данная мера предложена к обсуждению в концепции проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений и реновации, а также дальнейшего развития столицы Республики Казахстан — города Астаны».
Разработчики документа предлагают из действующих 19 категорий получателей жилища по линии местных исполнительных органов (МИО) исключить большинство. Предлагается оставить только 8 категорий социально-уязвимых слоев населения, имеющих право на получение жилища из коммунального жилищного фонда:
1) инвалиды и участники ВОВ;
2) дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей;
3) лица, приравненные к инвалидам и участникам ВОВ;
4) инвалиды 1 и 2 групп;
5) семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
6) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством РК;
7) многодетные семьи.
8) семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасании человеческой жизни, при охране правопорядка.
Куда уходит арендное жилье с выкупом? >>>
Почему хотят сократить список очередников
Как отмечается в документе, количество граждан, состоящих на учете, постоянно увеличивается. Так, по состоянию на 1 июля 2018 года их было 492 511 человек, из них инвалиды и участники ВОВ — 184, дети-сироты — 61 104, социально-уязвимые слои населения — 216 704, бюджетники, госслужащие, сотрудники специальных государственных органов — 212 103 человек, граждане с аварийным жильем — 2 416 человек.
Разработчики провели сравнительный анализ, который показал, что если на 1 января 2012 года перед введением Программы «Доступное жилье — 2020» количество очередников составляло всего 147 тысяч человек, то в 2018 году это число составило 492 тысяч человек, то есть произошло увеличение количества очередников более чем в 3,3 раза.
Авторы концепции связывают это с тем, что основные направления программы были направлены на более полное обеспечение жильем именно очередников МИО, так из всего построенного жилья по линии АО «Жилстройсбербанк Казахстана» — 50% предоставлялось очередникам, по линии АО «Казахстанская ипотечная компания» — 70%, по линии АО ФН «Самрук-Казына» — 100% жилья, что повлияло на рост числа очередников. По мнению разработчиков законопроекта, нахождение граждан в списке очередников стало привлекательным для получения более доступного по стоимости жилья и повлияло на стремление граждан встать в очередь.
Как встать в очередь на квартиру в 2018 году >>>
Теперь, считают авторы документа, настало время оптимизировать категории получателей жилья из государственного жилищного фонда для стимулирования населения в участии в программах по приобретению жилья в собственность, при этом возможность предоставления бесплатного жилья оставить только для тех категорий граждан, которые физически не могут накопить средства для приобретения жилья и их материальное положение не позволяет без поддержки государства обеспечить надлежащее содержание многоквартирного жилого дома, в том числе осуществлять накопления на его капитальный ремонт (социально-уязвимые слои населения).
«Поэтому в целях повышения сознательности граждан, модернизации их сознания и искоренения иждивенческих настроений в обществе, предлагается пересмотреть категории граждан, имеющих право на получение бесплатного жилья от государства и изменение его правового режима», — говорится в концепции.
Ипотека в Казахстане в 2018 году: нюансы и советы >>>
Какие категории исключают из списка и почему
Авторы концепции объяснили, почему права на жилье из госфонда лишены именно эти граждане.
1. Оралманы
«Учитывая, что средний срок ожидания жилища по очереди составляет около 10 лет, статус оралмана за данный период утрачивается, и на основании статьи 73 Закона РК «О жилищных отношениях» данные лица подлежат снятию с учета, что показывает нецелесообразность включения в очередь людей по данной категории. Вместе с тем оралманам предусмотрены дополнительные льготы, пособия, подъемные выплаты, а также выделение земельного участка для постройки индивидуальных жилых домов», — гласит законопрект.
2. Военнослужащие и сотрудники специальных государственных органов
Лишение их права вставать в очередь объясняется тем, что они с 1 января 2018 года имеют отдельный механизм обеспечения жильем — жилищные выплаты. В целях исключения двойного учета в акимате и госоргане их исключают из списка очередников.
3.4. Лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,а также граждане, единственное жилище которых признано аварийным
Для них предусматривается специальный порядок обеспечения жилищем. Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется на безвозмездной основе гражданам, жилище которых в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания.
5. Государственные служащие, работники бюджетных организаций,и лица, занимающие государственные выборные должности
По мнению авторов концепции, указанные лица имеют стабильную и адекватную зарплату и возможность участия в льготных целевых программах по улучшению жилищных условий, в том числе по месту работы.
6. Кандидаты в космонавты, космонавты
Данная категория граждан получают специальные государственные пособия. Согласно Закону РК «О специальном госпособии в Республике Казахстан» лицам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы», назначается пособие в размере 138,63 МРП. Дополнительно космонавтам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы», устанавливается повышающий коэффициент в размере 2,9 к должностному окладу.
7. Неполные семьи
Данную категорию граждан разработчики концепции включили в список исключенных из очереди категорий граждан, основываясь на отдельных случаях непорядочности со стороны некоторых семей. Разработчики утверждают, что как показывает статистика, многие молодые семьи преднамеренно оформляют фиктивные разводы для приобретения статуса, дающего право на постановку в очередь и реальную возможность получить жилье, как «неполные семьи», при этом жить они продолжают со своими супругами.
8. Пенсионеры по возрасту
Данная категория населения также вошла в «черный» список. Авторы законопроекта считают, что граждане до достижения общеустановленного пенсионного возраста на протяжении своего активного периода рабочей трудоспособности должны решать свои жилищные вопросы путем участия в государственных программах, ипотеках, накоплений. Встречаются случаи преднамеренного ухудшения своих жилищных условий путем отчуждения пригодного для проживания жилища, принадлежавшего им на праве собственности.
В проекте дополнительно отмечается, что согласно статье 145 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Концепция гласит, что все граждане Республики Казахстан, состоящие в очередях по состоянию на день принятия Закона, сохраняют своё право получить в пользование жилище из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, но без права приватизации.
Ипотека «7-20-25»: промежуточные итоги >>>
Мнение общественности и экспертов
Председатель правления РОО «Общественный защитник», член экспертной группы по вопросам ЖКХ при партии «Нур Отан» Виктор Сыздыков:
— Этот законопроект напрямую противоречит Конституции. В статье 77 написано, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют, то есть они не должны приниматься. Вообще правительство должно прекратить самому решать такие вопросы, самовольно лишать людей каких-то ранее предоставленных льгот. Есть депутаты, избранные народом. Пусть они послушают мнение тех самых исключенных категорий граждан. В списке лиц, лишенных права на госжилье, оказались социально уязвимые граждане, обозначенные таковыми статьей 68 Закона «О жилищных отношениях».
Новые жилищные программы не по карману исключенным из списка категориям населения. Власти предложили выдавать сертификаты на первоначальные взносы только бюджетникам. Разработчики законопроекта, наверное, подумали: ну раз мы облегчили им задачу, то тогда зачем в очередях нужны эти категории. На сегодняшний день даже госслужащие и бюджетники не могут позволить себе ипотеку. О каких имеющихся у них возможностях идет речь? Сейчас чуть ли не каждый в Казахстане сидит в кредитах.
Пока не приняли этот закон, пусть эти категории граждан обращаются к нам в общественную организацию, в соцсетях выступают. Надо создавать общественное мнение.
Военная ипотека от Жилстройсбербанка: условия и расчеты >>>
Председатель движения «Обеспечьте народ жильем» Сулубике Жаксылыкова:
— Данный законопроект — неправильный. В первую очередь он противоречит Закону РК «О правительстве», где сказано, что правительство обязано решать проблемы граждан, относящихся к категории социально уязвимых слоев населения. А этих людей — оралманов, пенсионеров, неполные семьи — хотят лишить возможности получить жилье из госфонда. При том, что это жилье не выдается завтра или послезавтра, за ним люди годами в очереди стоят.
Также то, что военнослужащие, госслужащие и бюджетники не могут получать квартиры из жилищного фонда, это тоже неправильно. Я не скажу, что наши государственные работники, не считая акимов, депутатов и министров, получают большие деньги, чтобы оплачивать ипотеку. В основном среднестатистические работники имеют зарплату в 70-80 тысяч тенге. Даже если и 100 тысяч будут получать, они не смогут обслуживать ипотеку. Для них нужно придумать специальную программу, а потом исключать из списка очередников.
И так у нас для социально уязвимых слоев населения нет особых соцпакетов, нет поддержки пенсионерам, тем же неполным семьям. При всем этом их хотят лишить возможности получить льготную квартиру. Это все неправильно.
Например, про неполные семьи пишут, что они специально разводятся, чтобы получить жилье, а потом живут вместе. Если у молодой семьи есть возможность приобрести жилье в ипотеку или каким-то другим путем купить недвижимость, кроме государственной поддержки, то они вряд ли разводились бы и ждали 20 лет в очереди. В законопроекте пишут, что для граждан, потерпевших экологическое бедствие предусмотрено другое жилье. А в отношении других такое ведь не предусмотрено. Тем же космонавтам и кандидатам в космонавты не выдается жилье, так как они получают государственные пособия. Но госпособия выдавались и до этого на что-то другое, но ни как ни на жилье. Я с этим законопроектом абсолютно не согласна. Мы также будем направлять обращение от нашего объединения.
Предложения от застройщиков: рассрочка, акции, ипотека «7-20-25» >>>
Карагандинка Александра Комаровская:
— Мы с мужем и двумя детьми живем в однокомнатной квартире. Мы не можем себе позволить расшириться и оформить даже льготную ипотеку. Мой супруг работает в бюджетной организации, в самом нижнем ранге. Зарплата 80 тысяч тенге. Я работаю в частной организации и моя зарплата — 90 тысяч. Но не официальная. Официально я получаю «минималку» — 33 тысячи тенге. И такая ситуация с серой зарплатой — сегодня массовое явление. Например, моя золовка работает в крупном, известном в Караганде, супермаркете вообще неофициально. Хозяйка заявляет, что, если кто-то из сотрудников пойдет на больничный, то может потом на работу не выходить. Повторюсь, таких, с виду солидных, организаций полно.
Смешно думать, что мать-одиночка сможет заработать на ипотеку. Конечно, есть такие мамы, успешные в бизнесе, но в таком случае зачем им вообще какие-либо программы, если они и так смогут взять ипотеку или накопить. Большинство же одиноких женщин, что называется, тянут лямку изо всех сил, чтобы хоть какой-то минимум обеспечить.
Складывается впечатление, что эти категории граждан хотят урезать ради того, чтобы потом гордо рапортовать, что у нас уменьшилась жилищная очередь. Но она же уменьшится не за счет того, что построили и дали людям жилье, а за счет того, что сделали вид, что нет проблемы такой.
Еще странно то, что власти так «машут» этими арендными квартирами, как будто они их дарят людям, и как будто их можно передавать по наследству. Во-первых, очередник будет стоять за ней неизвестно сколько лет, во-вторых, не факт, что он получит ее когда-либо, в-третьих, это будет не его собственность, ее нельзя будет ни продать, ни отдать, ни детям оставить в наследство. Это арендное жилье без права выкупа.
Как участвовать в жилищных программах в 2018 году >>>
Экономист Айдархан Кусаинов (для Today.kz):
— Во-первых, это во многом простое упорядочивание системы. Некоторые категории не исключат, а переводятся в другую программу. Например, военнослужащие идут по другим бюджетным программам. Во-вторых, категории исключаются по объективным причинам. В-третьих, государство расширило инструменты жилищного строительства. Когда-то было всего два варианта: либо ждать жилье от государства, либо обращаться к кредитам. Сегодня же есть больше вариантов для приобретения жилья. Появились государственные механизмы, которые делают возможным покупку жилья. Это распределение нагрузки.
Я полагаю, что значительно сократятся очереди на получение жилья. Те, кому действительно оно нужно, получат квартиру быстрее. Это сделано для подлинно нуждающихся. Строительство социального жилья будет более сфокусировано на тех, кому это действительно нужно.
Как дольщику купить квартиру в ипотеку с гарантией >>>
Что предлагают жилищные программы для всех категорий граждан
Итак, мы решили представить, что если законопроект все же будет принят, то какие жилищные программы могут подойти исключенным из списка категориям граждан, например работникам бюджетной сферы. Указанные лица, как отмечается в концепции законопроекта, «имеют стабильную и адекватную зарплату и возможность участия в льготных целевых программах». Посмотрим, так ли это?
Как участвовать в программе «Нурлы жер» в 2018 году >>>
Квартиры по госпрограмме «Нурлы жер»
Это строительство кредитного жилья через систему жилстройсбережений и реализацию жилья через МИО, 50% квартир могут купить очередники, а 50% — все вкладчики банка, не имеющие жилья на праве собственности.
Цена за 1 кв. м (цена без стоимости инженерных сетей):
- до 180 тыс. тенге — Астана, Алматы и их пригородные зоны, Атырау, Актау;
- до 140 тыс. тенге — остальные регионы.
Первоначальный взнос — не менее 20%. Ставка по кредиту — 5% годовых (ГЭСВ — 5,2% годовых).
Представим, что гражданин хочет купить квартиру за 10 миллионов тенге. В рамках госпрограмм Жилстройсбербанк выдает предварительные жилищные займы. В период пользования предварительным жилищным займом заемщик погашает только вознаграждение по займу и одновременно осуществляет взносы на свой депозит до достижения 50% от договорной суммы. По истечении срока накопления выплачиваются накопленные сбережения и жилищный заем, которые направляются на погашение предварительного жилищного займа.
Таблица 1. Расчет покупки квартиры по предварительному займу
Предварительный заем ЖССБК |
«Баспана» |
Сумма предварительного займа |
10 000 000 |
Первоначальный взнос, 30% |
3 000 000 |
Срок пользования предварительным займом (мес.) |
72 |
Ставка по предварительному займу |
5,0% |
Сумма ежемесячного платежа по предварительному займу, в том числе: |
61 667 |
погашение % по займу |
41 667 |
ежемесячный взнос во вклад |
20 000 |
итоговый взнос во вклад |
4 440 000 |
Сумма оплаченного вознаграждения за период пользования предварительным займом |
3 000 000 |
Накопленная сумма |
5 000 000 |
Сумма жилищного займа |
5 000 000 |
Срок пользования жилищным займом (мес.) |
108 |
Ставка по жилищному займу |
4,2% |
Ежемесячный взнос по погашению жилищного займа |
55 676 |
Общий срок кредитования (мес.) |
180 |
А теперь представим, много ли бюджетников или госслужащих в стране, не говоря уже о матерях-одиночках, которые имеют 2-3 миллиона тенге на первоначальный взнос и могут затем обслуживать ипотеку с ежемесячным платежом пусть даже в 60 000 тенге?
Жилье по программе «Свой дом»
Это собственная антикризисная программа Жилстройсбербанка, цель которой создать условия для стимулирования жилищного строительства, решить проблему дефицита жилья и вовлечь еще больше казахстанцев в систему жилстройсбережений. Средняя стоимость квартир по программе «Свой дом» составляет в Алматы и Астане 260 000-290 000 тенге, в регионах — 180 000-200 000 тенге за квадратный метр.
Для примера возьмем квартиру еще дешевле и первоначальный взнос поменьше.
Таблица 2. Прогнозный расчет выкупа квартиры стоимостью 9 миллионов тенге в рамках программы «Свой дом»
Сумма займа |
9 000 000 |
Срок займа |
14 лет |
Первоначальный взнос 20% |
1 800 000 |
Ежемесячный платеж первые 8 лет (погашение только процентов под 7%) |
75 900 |
Погашение остальные 6 лет (погашение процентов под 5% годовых + основной долг) |
59 273 |
Переплата |
5 627 228 |
Ежемесячный платеж по этой программе получился еще выше. В этом случае возможность обслуживать данную ипотеку исключенным из очереди категориям граждан стала еще сомнительнее.
Ипотека «7-20-25»
Рассмотрим самую распиаренную жилищную программу последних месяцев. По «7-20-25» можно купить новое жилье от застройщика. Процентная ставка составляет до 7%, порог первоначального взноса — 20%, срок погашения займа — до 25 лет.
Облегчает покупку жилья то, что на первоначальный взнос участнику программы, но только из числа бюджетников, будут выдаваться жилищные сертификаты на первоначальный взнос. Посмотрим, во сколько обойдется покупка квартиры по цене 10 миллионов тенге.
Стоимость недвижимости |
Первоначальный взнос |
Ежемесячный платеж |
10 млн |
2 млн |
57 тыс. |
Здесь платеж более доступен, чем по предыдущим программам. Но проблема в том, что рынок испытывает дефицит первичного жилья. Так, в июле по результатам исследования Ипотечной организации «Баспана», только около 3000 квартир по Казахстану соответствовало условиям программы. Как отметил председатель правления «ИО «Баспана» Кайрат Алтынбеков, из этого числа порядка 1500 квартир население уже купило по «7-20-25».
Ипотека «Баспана Хит»
После запуска ипотечной программы «7-20-25» казахстанцы активно просили включить в программу вторичный рынок. И в сентябре ИО «Баспана» презентовала новую программу «Баспана Хит». Объект кредитования — жилье на вторичном рынке. Первоначальный взнос — от 20% от стоимости жилья. Годовая ставка — базовая ставка Национального банка + 1,75%. С учетом того, что сейчас она составляет 9%, ставка по продукту «Баспана» равна 10,75%. Срок кредита — до 15 лет.
Вот расчеты для покупки объекта за 10 миллионов тенге.
Стоимость недвижимости |
Первоначальный взнос |
Ежемесячный платеж |
10 млн |
2 млн |
89 700 |
Как видим, такая жилищная программа оказалась самой дорогой и наименее доступной из перечисленных выше.
Вывод: несмотря на то, что на сегодняшний день в Казахстане немало жилищных госпрограмм, почти все они, за исключением арендного жилья для очередников, имеют рыночный характер и нацелены на то, чтобы затраты государства на строительство были возвращены в бюджет. Следовательно, если вышеуказанный законопроект будет принят и 11 категорий очередников лишат права на арендное жилье из госфонда, то казахстанцев с жилищными проблемами станет гораздо больше.
Карима Апенова, информационная служба kn.kz