Кредитная история – это своего рода досье на заёмщика, где содержатся данные обо всех кредитах. Банки и микрофинансовые организации (МФО) при выдаче займов используют эти данные для оценки платёжеспособности клиента. Об этом сообщает информационная служба kn.kz со ссылкой на Fingramota.kz.
Для банка кредитная история – ключевой показатель финансовой дисциплины заёмщика. Ни его профессиональные достижения, ни личные качества, ни волонтёрская деятельность не учитываются при выдаче кредита. Гораздо важнее для банка знать, были ли у человека просрочки по платежам и насколько долго они длились. То есть, кредитная история помогает банкам оценить уровень финансовой ответственности и надёжности будущего заёмщика.
Представим, что ранее вы уже брали заём – например, оформляли потребительский кредит или покупали технику в рассрочку. Вы своевременно вносили ежемесячные платежи или погасили кредит досрочно – эта информация фиксируется в вашей кредитной истории. В результате вы становитесь для банков надёжным заёмщиком. Позже, когда вы обращаетесь за новым кредитом в другой или тот же банк, он изучает вашу кредитную историю, и, видя положительную динамику, одобряет заём – возможно, даже на более крупную сумму или на лучших условиях, чем было до этого. Все потому, что вы «выросли» в глазах банка, ваша репутация уже говорит сама за себя.
Также в кредитной истории отражается пролонгация кредита, а с сентября 2024 года – ещё и сведения по урегулированию просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам (последний платеж, сумма и так далее).
Кроме того, банки и МФО обязаны в режиме реального времени передавать в кредитные бюро информацию о поданных клиентами заявлениях на оформление займа. В этих данных указываются ИИН заёмщика, сумма займа и его целевое назначение. Это одно из нововведений, внедренных в 2024 году и позволяющее кредиторам отслеживать случаи, когда гражданин одновременно подает заявки в несколько банков или МФО.
Можно ли аннулировать кредитную историю и что делать при технической ошибке? Это один из самых часто задаваемых вопросов. По закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» кредитное бюро обязано сохранять информацию о кредитной истории гражданина в течение 5 лет с момента поступления последних данных о нём. Полное удаление кредитной истории не предусмотрено – её аннулирование не допускается, за исключением технических ошибок, допущенных в системе самого бюро. Если вы заметили в своём кредитном отчёте недостоверные данные – например, запись о просрочке по погашенному платежу или полностью выплаченному кредиту, сообщите о них в банк или МФО. Не откладывайте обращение – от этого зависит ваше финансовое состояние, и обязательно соберите подтверждающие документы.
Помимо этого, человек имеет право оспорить недостоверную информацию бесплатно на сайте Fingramota.kz. Надо перейти в раздел «Продукты и услуги», а потом в подраздел «Оспаривание информации в кредитной истории». Для подачи заявки надо заполнить специальную форму с указанием ИИН и номера телефона. Этот проект реализует Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) совместно с Первым кредитным бюро.
Чтобы проверить кредитную историю, есть несколько способов в онлайн- и офлайн-варианте. Кроме того, по закону, каждый гражданин Казахстана имеет право один раз в календарный год проверять свою кредитную историю бесплатно. При повторном запросе стоимость услуги составит 400 тенге.
Онлайн-проверку можно провести:
- через сайты Государственного кредитного бюро или Первого кредитного бюро (1CB.kz). Для получения услуги требуется ЭЦП;
- через портал электронного правительства eGov.kz. Нужно заполнить заявку и подписать ее с помощью ЭЦП. Результат отобразится в вашем личном кабинете.
Офлайн-проверку можно провести лично в филиалах «Правительства для граждан» и отделениях «Казпочты». При себе обязательно нужно иметь удостоверение личности.
Информационная служба kn.kz
Источник фото: freepik.com