Кредитная история – это информация о долговых обязательствах заёмщика. Несмотря на её важность, некоторые граждане не придают ей большого значения до тех пор, пока в момент оформления займа не получат отказ в банке или МФО. Fingramota.kz выяснила, что можно предпринять.
Если дело действительно в испорченной кредитной истории, то нужно постараться исправить ситуацию, ни в коем случае не прибегая к услугам различного рода посредников.
Fingramota.kz собрала важные нюансы, которые касаются персонального кредитного отчёта, о которых стоит всегда помнить.
Что такое «кредитная история»? Это персональный кредитный отчёт, то есть, своего рода финансовое досье, которое есть у всех заёмщиков. В нём указаны все данные: какие кредиты человек раньше брал, погашал ли он их вовремя, не было ли у него просрочек по займам, не фигурировал ли он в судебных разбирательствах и не применял ли процедуру банкротства. Благодаря кредитной истории банки оценивают уровень риска – насколько вы ответственны и благонадёжны в финансовом плане.
Продление, пролонгация кредита отражаются в кредитной истории. С сентября 2024 в кредитную историю также включаются сведения по урегулированию просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам (последний платёж, сумма и др).
Получить кредитную историю это можно в Государственном кредитном бюро или Первом кредитном бюро, где хранятся персональные кредитные отчёты казахстанцев, а также на портале электронного правительства eGov.kz. Для этого нужно заполнить заявку и подписать её с помощью ЭЦП. Результат появится в вашем «Личном кабинете». Получить кредитный отчёт можно ещё в отделениях «Казпочты» после написания заявления.
Отметим, что банки и МФО обязаны предоставлять в кредитные бюро информацию о заявлениях клиентов на заключение договора займа в режиме реального времени. В сведениях указываются ИИН заёмщика, сумма и цель банковского займа или микрокредита. Это одно из нововведений, принятых финрегулятором в этом году, позволяющее кредиторам обладать информацией об одновременной подаче заявки от граждан в различные банки, МФО.
Согласно закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республики Казахстан», кредитное бюро гарантирует и обеспечивает хранение информации о кредитной истории гражданина в течение 5 лет после даты получения последней информации о нём. При этом аннулирование кредитных историй заёмщиков не допускается.
Таким образом, информацию о просрочках в кредитном отчёте удалить нельзя, можно только поправить в кредитной истории технические ошибки (к примеру, может появиться запись о текущей просрочке по погашенному платежу или задолженности по закрытому контракту и так далее). Если вы обнаружили некорректные сведения, то сразу же сообщите о них в банк или МФО и приложите подтверждающие документы.
Кроме того, неверную информацию можно оспорить бесплатно на сайте Fingramota.kz в разделе «Продукты и услуги», подразделе «Оспаривание информации в кредитной истории». Данный проект реализуется Агентством по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Первым кредитным бюро. Для подачи заявки нужно заполнить специальную форму с указанием своего ИИН и номера телефона. Важно помнить, что оспорить вы сможете только тот кредитный отчёт, срок выдачи которого не превышает 10 рабочих дней.
Информационная служба kn.kz
Источник фото: freepik.com