Новости
 

Что влияет на кредитную историю и как её улучшить?

Кредитная история – это информация о долговых обязательствах заёмщика. Несмотря на её важность, некоторые граждане не придают ей большого значения до тех пор, пока в момент оформления займа не получат отказ в банке или МФО. Fingramota.kz выяснила, что можно предпринять.

Если дело действительно в испорченной кредитной истории, то нужно постараться исправить ситуацию, ни в коем случае не прибегая к услугам различного рода посредников.  

Fingramota.kz собрала важные нюансы, которые касаются персонального кредитного отчёта, о которых стоит всегда помнить.

Что такое «кредитная история»? Это персональный кредитный отчёт, то есть,  своего рода финансовое досье, которое есть у всех заёмщиков. В нём указаны  все данные: какие кредиты человек раньше брал, погашал ли он их вовремя, не было ли у него просрочек по займам, не фигурировал ли он в судебных разбирательствах и не применял ли процедуру банкротства. Благодаря кредитной истории банки оценивают уровень риска – насколько вы ответственны и благонадёжны в финансовом плане.

Продление, пролонгация кредита отражаются в кредитной истории. С сентября 2024  в кредитную историю также включаются сведения по урегулированию просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам (последний платёж, сумма и др). 

Получить кредитную историю это можно в Государственном кредитном бюро или Первом кредитном бюро, где хранятся персональные кредитные отчёты казахстанцев, а также на портале электронного правительства eGov.kz. Для этого нужно заполнить заявку и подписать её с помощью ЭЦП. Результат появится в вашем «Личном кабинете». Получить кредитный отчёт можно ещё в отделениях «Казпочты» после написания заявления. 

Отметим, что банки и МФО обязаны предоставлять в кредитные бюро информацию о заявлениях клиентов на заключение договора займа в режиме реального времени. В сведениях указываются ИИН заёмщика, сумма и цель банковского займа или микрокредита. Это одно из нововведений, принятых финрегулятором в этом году, позволяющее кредиторам обладать информацией об одновременной подаче заявки от граждан в различные банки, МФО.

Согласно закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республики Казахстан», кредитное бюро гарантирует и обеспечивает хранение информации о кредитной истории гражданина в течение 5 лет после даты получения последней информации о нём. При этом аннулирование кредитных историй заёмщиков не допускается.

Таким образом, информацию о просрочках в кредитном отчёте удалить нельзя, можно только поправить в кредитной истории технические ошибки (к примеру, может появиться запись о текущей просрочке по погашенному платежу или задолженности по закрытому контракту и так далее). Если вы обнаружили некорректные сведения, то сразу же сообщите о них в банк или МФО и приложите подтверждающие документы.

Кроме того, неверную информацию можно оспорить бесплатно на сайте Fingramota.kz в разделе «Продукты и услуги», подразделе «Оспаривание информации в кредитной истории». Данный проект реализуется Агентством по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Первым кредитным бюро. Для подачи заявки нужно заполнить специальную  форму с указанием своего ИИН и номера телефона. Важно помнить, что оспорить вы сможете только тот кредитный отчёт, срок выдачи которого не превышает 10 рабочих дней.

Информационная служба kn.kz

Читайте также

Воспитанник карагандинского детдома получил жильё благодаря прокурорам
В Казахстане рассмотрели поправки по усилению сейсмостойкости
В предгорье Алматы снесли четырёхэтажное здание
kn.kz
>
Новости
Главная
Поиск
Добавить
0 Избранное
Кабинет