Ситуации, когда права людей были нарушены при взаимодействии с микрофинансовой организацией, в Казахстане нередки. А вот как из них выходить и к кому обратиться – знают не все. В вопросе решила разобраться Fingramota.kz.
По словам экспертов, для усиления механизма досудебного урегулирования задолженности заёмщиков микрофинансовых организаций (МФО) ещё в сентябре 2022 года при Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана создали Центр по защите прав потребителей. Также можно обратиться за защитой своих прав к микрофинансовому омбудсману Серикбаю Башанову. В центре и у омбудсмана люди могут получить бесплатную консультацию по всем проблемным вопросам, связанным с микрокредитами.
Заёмщики, испытывающие финансовые трудности, могут обратиться в Центр по защите прав потребителей по следующим вопросам:
- для получения бесплатного и оперативного содействия в реструктуризации задолженности перед МФО (предоставление отсрочки, нового графика погашения и т.п.);
- для подачи жалоб и заявлений, если МФО отказывается идти навстречу клиенту или вообще не отвечает на его обращение;
- для подачи жалоб и заявлений по фактам нарушения законодательства или оскорбительного, неэтичного обращения сотрудников МФО.
В свою очередь омбудсман помогает урегулировать споры, возникающие из договора о предоставлении микрокредита, между МФО и заёмщиком, если МФО отказывается разрешить проблему заёмщика.
Прежде чем подать обращение микрофинансовому омбудсману, сначала необходимо принять меры по самостоятельному урегулированию спора с кредитором. Для этого обязательно нужно обратиться в МФО с заявлением в письменной или электронной форме. МФО в течение 15 календарных дней обязана рассмотреть заявление и дать ответ.
Если компромисс найти не удалось, можно обратиться за помощью в Центр. А если решение, принятое МФО после обращения в Центр, заёмщика также не удовлетворило, то он вправе обратиться к омбудсману.
Как подать обращение омбудсману?
1 шаг: нужно собрать перечень следующих документов:
- удостоверение личности;
- договор о предоставлении микрокредита;
- график погашения;
- дополнительные соглашения к договору о предоставлении микрокредита (при наличии);
- заявления/обращения в микрофинансовую организацию;
- договор о залоге недвижимого имущества (при наличии);
- дополнительные соглашения к договору о залоге недвижимого имущества (при наличии);
- документы, подтверждающие попытки урегулировать спор с МФО до обращения к омбудсману (заявления/обращения/ ответы МФО (при наличии)
- справку об остатке ссудной задолженности на текущую дату, которая включает в себя суммы: остатка основного долга, в т.ч. просроченного; начисленного вознаграждения, в т.ч. просроченного; начисленных и оплаченных штрафов; оплаченного основного долга/ вознаграждения.
2 шаг: нужно заполнить заявление, форму которого можно скачать на сайте омбудсмана mfohelp.kz, и отправить обращение на электронный адрес manager@mfohelp.kz, приложив все вышеперечисленные документы.
3 шаг: нужно предоставить согласие на раскрытие персональных данных, заполнив две формы:
- согласие на раскрытие тайны предоставления микрокредита;
- согласие на сбор и обработку персональных данных (формы согласий также представлены на сайте омбудсмана).
По всем вопросам защиты прав потребителей микрофинансовых услуг, в том числе предоставления отсрочки по микрокредиту, можно обратиться в Центр по телефону: +7-771-933-34-44.
Информационная служба kn.kz