Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Казахстанцам рассказали, как взаимодействовать с коллекторами

Казахстанцам рассказали, как взаимодействовать с коллекторами | kn.kz

Просрочили долг и его передали коллекторам? Как правильно с ними работать, могут ли они приходить в любое время, и есть ли в законе какая-то статья, по которой вообще можно отказаться от общения со взыскателями долгов? В этих непростых вопросах разбиралась Fingramota.kz вместе с председателем Национальной палаты коллекторов Казахстана Назгуль Естеусизовой. Они даже развенчали несколько популярных мифов.

Миф №1: кредиторы обращаются к коллекторам сразу, как только возникла просрочка

Кредиторы (банки или микрофинансовые организации) в течение 20 дней с момента возникновения просрочки уведомляют о ней заёмщика. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности людей по займам и микрокредитам, который действует в Казахстане с октября 2021 года. В уведомлении кредиторы сообщают заёмщику о его праве подать заявление на реструктуризацию, но сделать это должнику необходимо в течение 30 дней после возникновения просрочки.

Если заёмщик никак не реагирует, то кредиторы, после 90 дней просроченной задолженности, вправе продать долг коллекторскому агентству, передав, в том числе, свои права и обязанности по договору банковского займа/микрокредита. Или кредитор может временно передать коллектору договор на досудебное взыскание и урегулирование задолженности, а также право на сбор информации, связанной с долгом.

Коллекторская деятельность осуществляется в порядке досудебного урегулирования задолженности. Согласно нему и закону о коллекторской деятельности, коллектор должен уведомить должника о задолженности, необходимости её урегулирования и последствиях её непогашения.

Миф №2: с коллекторами взаимодействовать необязательно

Должники не имеют права не взаимодействовать с коллекторами, но третьи лица по закону могут отказаться от общения с ними. Коллектор, если у него не получается связаться с заёмщиком, может позвонить родственникам и знакомым должника, чтобы установить его место нахождения или контактные данные. Но это должно быть отражено в договоре банковского займа/микрокредита, заключённого с заёмщиком.

Поэтому граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить о том, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства (юридический адрес), номера телефона и замене документов, удостоверяющих личность.

Должники, в свою очередь, могут взаимодействовать с коллекторами следующими способами: личные встречи, телефонные переговоры, письменные или почтовые уведомления, все виды сообщений по сотовой связи, посредством интернета.

При этом заёмщики вправе самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с работниками коллекторского агентства с помощью средств аудио- или видеотехники.

Миф №3: коллектор может звонить и приходить когда угодно

Телефонные переговоры по инициативе коллекторского агентства должны осуществляться не более трёх раз, с 8:00 до 21:00 в будние дни. При этом коллекторы не могут звонить с чужих номеров. Все телефонные номера коллекторских агентств для контактов с должниками официально зарегистрированы, и об этом агентства уведомляют финансовый регулятор.

Что касается личных встреч, по месту жительства или месту регистрации заёмщика, либо в помещении коллекторского агентства (филиала, представительства), то они тоже должны происходить не более трёх раз в неделю и только в будни с 8:00 до 21:00.

Информационная служба kn.kz

Читайте также

В Астане удовлетворили 8 исков по незавершённому строительству
Казахстанцы смогут проверить свою кредитную и страховую историю через смартфон
«Отбасы банк» получил высокий социальный рейтинг ESG-3
kn.kz
>
Новости