В результате монополизации строительного рынка только за пять лет годовой индекс цен на первичное жилье в Казахстане вырос с 1,3% до 16,6%. Об этом заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин на заседании правительства, предает информационная служба kn.kz.
По его словам, почти половина жилья в Казахстане построена по договорам бронирования и резервирования. При этом практически каждая вторая квартира, профинансированная дольщиками, реализуется по «серым схемам». Анализ, проведенный агентством в 2021 году, показал, что из 7,5 млн кв. метров жилья, построенных в 2021 году частными строительными организациями, 27% возведено за счет собственных средств и 26% — после получения разрешений, предусмотренных законодательством. Остальные 47% жилья построены по договорам бронирования, резервирования.
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции отметил, что рынок жилья в крупнейших городах страны является крайне монополизированным. К примеру, в Нур-Султане на рынке долевого строительства доля только одного застройщика — холдинга BI Group — превысила 60%.
Он также добавил, что программа использования пенсионных выплат на улучшение жилищных условий показала, что монополизированный рынок долевого строительства с огромным теневым оборотом оказался не готов к такому решению.
— Так, из 2,5 трлн тенге пенсионных средств 68% направлено на покупку жилья в собственность по гражданско-правовым сделкам (полный расчет), тогда как только менее 4% — на приобретение жилья по договору долевого строительства. Фактически известные застройщики используют бренд компании для рекламы объектов, не осуществляя само строительство, — сообщил С. Жумангарин.
По информации главы ведомства, процесс строительства и реализации жилья осуществляется третьими лицами, не являющимися уполномоченными компаниями застройщика, что приводит к уходу от ответственности за строительство объекта, а также от антимонопольного и налогового контроля.
— Без правовых гарантий остаются сами покупатели квартир, реализованных юридически не связанными с застройщиками организациями. Это стало причиной массовых жалоб на качество жилья и сроки сдачи объектов. Распространилась практика навязывания необоснованных условий договоров. Это требования по заключению договоров с управляющими компаниями, аффилированными с застройщиками, операторами связи, интернет-услуг, кабельного телевидения, по покупке паркингов. Таким образом, монопольный рынок строительства уже ограничивает конкуренцию на смежных рынках, — считает председатель Агентства.
Тем временем в министерстве индустрии и инфраструктурного развития сформировали пакет мер по демонополизации строительного рынка. В частности, предусматривается:
- Внесение изменений в законодательство о долевом строительстве жилья, с акцентом на публичное размещение информации о застройщиках, бенефициарах, собственниках компаний, их аффилированности с другими организациями, объемах реализации жилья, ценах, затратах, поставщиках материалов и услуг.
- Разграничение ответственности между участниками долевого строительства, для исключения практики создания компаний-однодневок (под объект) и ухода от ответственности материнских компаний (крупных застройщиков, холдингов).
- Госконтроль за порядком привлечения средств дольщиков и целевым их использованием.
- Запрет на строительство жилых и нежилых объектов из перечня деятельности на территории специальных экономических зон.
- Отмена внеконкурсного порядка предоставления земельных участков и размещения госзакупок строительных услуг.
- Ограничение объемов строительных работ, финансируемых дольщиками и передаваемых на субподряд.
Информационная служба kn.kz