В среду в Баку был подписан протокол о развитии транспортной инфраструктуры в тюркоязычных странах мира.
Транспортный коридор свяжет Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию в обход российских транзитных тарифов, которые на 10-15 % выше тех, что будут установлены между участниками проекта.
Свои подписи под документом поставили министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, министр транспорта, морского сообщения и коммуникаций Турции Бинали Йылдырым и министр транспорта и коммуникаций Казахстана Аскар Жумагалиев.
Подписание протокола состоялось в рамках проходящей в столице Азербайджана, встречи министров транспорта Совета сотрудничества тюркоязычных стран, в который входит и РК. Ключевым элементом данного мероприятия является подписание меморандума о взаимопонимании в целях развития побратимских связей между портами Баку, Актау и Самсун.
Этот шаг стал логическим продолжением создания транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, соглашение о котором было достигнуто в декабре 2012 года. Введение единого тарифа на перевоз грузов в рамках проекта Silk Wind стал первым пробным шагом для сближения богатых природными ресурсами прикаспийских государств.
Коридор свяжет Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию в обход российских транзитных тарифов, которые на 10-15 % выше тех, что будут установлены между участниками проекта.
Несмотря на то, что РК в рамках Таможенного союза выстраивает единую логистическую линию с РФ и Белоруссией, ее участие в проектах в обход России эксперты связывают с интересами в Прикаспийском регионе и высокими транзитными тарифами в России.
Интерес Казахстана к сотрудничеству в транспортной области с Азербайджаном и Турцией не случаен, отметил в интервью изданию Ровшан Ибрагимов, руководитель Центра энергетических исследований из Баку.
«Сфера энергетики и транспортировки нефти Казахстана тесно завязана на сотрудничество с Азербайджаном, и в этом смысле выстраивание транспортных коридоров, в том числе с участием Турции, выглядит вполне своевременным. Надо учитывать, что выход Казахстана в Черное море, и, соответственно, в Европу является крайне важной целью для государства, стремящегося диверсифицировать свои поставки углеводородов на Запад», - считает Ибрагимов.
Транспортные интересы Азербайджана, Казахстана и Турции пересекаются и в области проекта «Баку – Тбилиси – Джейхан».
Мамед Хусейнов, аналитик из Баку, сказал изданию, что старт производственной добычи нефти на Кашагане заставляет Казахстан ускорить темп по выстраиванию транспортной инфраструктуры с прикаспийскими странами.
«Очевидно, что планы у правительства Казахстана по Кашагану значительные, как известно, предполагается транспортировать нефть с месторождений Кашаган и Тенгиз через Каспийское море в Европу по маршруту Ескене – Курык – Баку – Тбилиси – Джейхан. Это - одно из самых перспективных для Казахстана направлений, поэтому сотрудничество в транспортной сфере с тюркоязычными государствами открывает большие возможности для казахстанской нефти, в частности, выход на ведущие европейские рынки», - говорит Хусейнов.
Он напоминает, что речь идет не только о транспортировке нефти. Уже больше года, как Казахстан через порты Азербайджана, Турции и Грузии осуществляет экспортные перевозки зерна. К тому же участие в новых объединениях Казахстана демонстрирует его последовательную интеграцию в тюркоязычный мир, с преобладающей идеей пантюркизма, считает аналитик.
Министр транспорта, морского сообщения и коммуникаций Турции Бинали Йылдырым, в ходе подписания протокола особо отметил роль портов Баку, Актау и Самсун в создании единой транспортной сети. По его словам, развитие водного транспорта между Азербайджаном, Казахстаном и Турцией становится перспективным направлением экономического сотрудничества.
По словам министра транспорта и коммуникаций Казахстана Аскара Жумагалиева, выстраивание единого сообщения между портами трех государств станет хорошей базой для улучшения коммуникаций между ними.
Фото: all-pages.com