Несмотря на то, что в последние годы наблюдается рост ипотечного кредитования, сделки с привлечением банковского займа до сих пор вызывают у многих граждан опасения. В основном, это касается вторичного жилья, когда покупатель-ипотечник до сих пор рискует столкнуться с недоверием и нежеланием продавца заключать сделку.
Учитывая низкую платежеспособность населения и сегодняшние цены на недвижимость, покупатели с «живыми» деньгами — явление на рынке жилья нечастое. Продавцам порой приходится ждать месяцами клиента с «наличкой», а потом, не дождавшись, отдавать в ипотеку, потеряв время.
Рассмотрим подробнее, стоит ли бояться продавать недвижимость в ипотеку, в чем плюсы и минусы такой сделки и какие этапы оформления придется пройти.
Земельные участки: тенденции рынка, цены, советы специалистов >>>
Ипотека — надежный инструмент продажи недвижимости
Безопасность сделки с ипотекой специалисты рынка считают самой высокой. Своего рода гарантом сделки выступает третья сторона — банк, специалисты которого тщательно проверяют личность заемщика и саму недвижимость. Банки сами в первую очередь заинтересованы в чистоте сделки. Возможности для мошенничества в данном случае сведены к минимуму.
В банке запрашивают и тщательно проверяют оригиналы и копии документа, удостоверяющего личность продавца, покупателя и их супругов, свидетельства о заключении или расторжении брака, оригиналы и копии правоустанавливающих документов.
Молодая семья: жилищные программы в Казахстане >>>
Преимущества и недостатки продажи в ипотеку
— Плюс ипотеки в том, что продавец в большинстве случаев приходит к цели и совершает сделку, — говорит риелтор Центрального агентства недвижимости г. Караганды Татьяна Свиденко. — Если у покупателя все в порядке с документами, то ему наверняка одобрят кредит. Никаких подводных камней нет. Ипотека — это неплохо. У населения платежеспособность невысокая, и многие берут ипотеку. С учетом того, что сейчас ввели несколько хороших программ, вероятность покупки квартир возрастает. Например, «Баспана хит» — хорошая ипотечная программа, позволяющая купить квартиру, как на вторичном, так и на первичном рынке.
Сложность ипотеки риелтор видит в том, что при продаже жилья все документы должны быть в идеальном порядке.
— Даже если сделана незначительная перепланировка, то можно совершить сделку, предварительно договорившись с покупателем о том, что он сделает новый техпаспорт сам, — говорит Татьяна Свиденко. — А если же это ипотека, то продавец должен сам узаконить перепланировку и сделать новый техпаспорт. Все документы будут проверяться банком.
Недостаток продажи в ипотеку в том, что на это уходит время, порядка 2-3 недель, а иногда и больше месяца. Разумеется, большинству продавцов хотелось бы ускорить этот процесс, но все же это намного быстрее, чем ждать покупателя с наличным расчетом. Его ожидание может продлиться не один месяц.
Тенденции рынка недвижимости 2018 года и ожидаемые изменения 2019-го: аналитика kn.kz >>>
Этапы продажи квартиры в ипотеку
1. Сбор и проверка документов, посещение банка
На данном этапе проверяется наличие и актуальность всех необходимых документов. В банке от продавца потребуют следующие документы:
- Оригинал и копия удостоверения личности собственников предоставляемого залогового обеспечения и супругов.
- Оригинал и копия свидетельства о заключении (расторжении) брака собственников предоставляемого залогового обеспечения.
- Оригиналы и копии правоустанавливающих документов на имущество, предоставляемое в качестве залогового обеспечения (технический паспорт / акт на право частной собственности, правоустанавливающие документы на имущество (договор купли-продажи, мены, дарения, акт приемки объекта в эксплуатацию и т.п.)).
- Справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках по состоянию на дату, предшествующую дате подачи заявления на получение займа не более 15 календарных дней. Данная справка повторно предоставляется после регистрации права собственности на приобретенное недвижимое имущество и после регистрации залога.
Также делается оценка имущества. Ее заказывает покупатель у независимого оценщика. В банках, как правило, предлагают список оценочных компаний, с которыми банк сотрудничает и которым доверяет своих клиентов. Но можно обратиться и к другим оценщикам.
Оригиналы документов после сверки с копиями возвращаются клиенту. Этот перечень может дополняться. Могут запросить и другие документы, если в собственниках значатся несовершеннолетние дети, пропавшие без вести, недееспособные лица, а также в других ситуациях, регулируемых законом.
Эксперты рынка недвижимости об итогах 2018 года и прогнозах на 2019 год >>>
— Все собранные документы необходимо принести в банк, после чего их отправляют на кредитный комитет, — говорит Татьяна Свиденко. — Они бывают местные и головные. По первичному жилью сейчас в банках система стала автоматизированной. Например, по программе «7-20-25» вбиваются в программу все показатели (платежеспособность клиента, параметры квартиры) и автоматически идет одобрение или неодобрение. Потом документы еще раз проверяются кредитным комитетом.
2. Заключение предварительного договора
Для страховки и соблюдения прав всех сторон ипотечной сделки следует заключить предварительный договор. Этот документ не дает права собственности на недвижимость, а лишь определяет обязанности сторон и сроки их исполнения. Стоимость жилья, внесение задатка, финансовые обязательства сторон по оплате услуг также определяются в предварительном договоре купли-продажи жилья.
Налоги на недвижимость в 2019 году: ставки, сроки, штрафы >>>
3. Получение гарантий оплаты от банка
В случае одобрения ипотеки приходит гарантийное письмо от банка. Это документ, в котором четко прописано что, кому и какая сумма на покупку чего выдается.
— Сейчас ввели правило, что первоначальный взнос, к примеру, 20-30% от стоимости квартиры, покупатель кладет на счет в банке, где оформляется ипотека. Когда кредит одобряют, вся сумма перечисляется на счет продавца, — поясняет риелтор Татьяна Свиденко.
4. Заключение договора купли-продажи
После получения гарантийного письма стороны идут к нотариусу для заключения договора купли-продажи. Нотариус накладывает обременение на квартиру. Покупатель с ней ничего не может делать до момента перечисления денег.
Когда проходит регистрация договора, квартира начинает числиться на покупателе. Затем он несет в банк этот договор купли-продажи, новую кадастровую справку с указанием его как владельца и другие документы. Банк на этом этапе начинает оформлять договор залога, то есть накладывает свое обременение.
Какую ипотеку выдает Жилстройсбербанк? >>>
5. Получение денег
После завершения перерегистрации жилья банк перечисляет продавцу деньги в соответствии с договором. Наконец, переживания продавца заканчиваются, он получает деньги и может свободно распоряжаться полученными средствами.
После этого продавец дает покупателю письмо о полном расчете, которое делает тоже нотариус. Это письмо снимает с квартиры нотариальное обременение. На данной недвижимости сохраняется только обременение банка. После того, как передали письмо о полном расчете, сделка состоялась. Пока это письмо не передали, на квартире будет находиться обременение.
На что обратить внимание
- Не передавайте покупателям оригиналы документов для проведения банковской оценки.
- Не давайте посторонним людям доверенность на проведение сделок со своей недвижимостью.
- Не соглашайтесь на предложение сначала поставить вашу недвижимость в залог, а лишь потом проводить сделку и расчёт.
- Обратите внимание на то, чтобы на квартиру было наложено обременение до выдачи полной суммы.
- Доверьте продажу квартиры риелторской компании, гарантирующей юридическую чистоту сделки и безопасность при расчетах.
Карима Апенова, информационная служба kn.kz