Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Застройщики просят правительство принять меры во избежание спада на строительном рынке

Застройщики сдали ряд рекомендаций казахстанскому правительству. Целью такого вмешательства является необходимость предотвратить коллапс на строительном рынке Казахстана в условиях девальвации.

Как передает kapital.kz, застройщики просят адаптировать к изменению курса тенге контрактные отношения с заказчиками. Также они выступают за то, чтобы принять решение по сокращению бюрократических проволочек. Эти препятствия существуют на всех этапах любого строительства, требуются постоянные согласования.

Строительные компании Казахстана считают, что бюрократия всегда тормозила отечественный рынок, а в нынешнем кризисе это становится гибельным фактором для стройкомпаний. Все эти предложения и аргументы обсуждались в Астане на конференции «О текущей ситуации и перспективах развития строительной отрасли РК».

Президент объединения юридических лиц (ОЮЛ) Национальная ассоциация строительной отрасли (НАСО) РК Адельша Ермуханов рассказал о позиции застройщиков и рекомендациях, которые были выработаны ими для правительства. Они следующие.

Первое — утвердить общий порядок фиксирования курса валют для долгосрочных договоров. А. Ермуханов поясняет: «Потому что мы перешли на плавающий курс, курс каждый день, даже два раза в день меняется и если сегодня идет заключение договора, то какой курс ставить — официальный курс, который Нацбанк фиксирует или все-таки биржевой курс, который буквально каждый день видишь в своем телефоне, как он плавает».

Второе — провести детальный анализ влияния девальвации на виды строительства. Эту процедуру нужно проводить совместно с комитетом по строительству, ЖКХ и земли, госэкспертизой, крупными подрядчиками и т.д. Виды строительства должны рассматриваться следующие — и гражданское, и промышленное, транспортное и нефтегазовое.

Как отмечает А. Ермуханов: «То есть по каждому виду строительства нужно, чтобы квалифицированные люди собрались. Пусть эта рабочая группа будет сформирована приказом министра МНЭ или Комитета по делам строительства. Она должна выработать единый механизм компенсации дополнительных издержек подрядчиков и внести на рассмотрение правительства, чтобы было принято политическое решение. Потому что мы говорим, что заказчики сегодня вроде бы понимают сложившуюся ситуацию, входят в положение, особенно национальные компании, но они тоже ограничены в правах. И каждое их стремление идти навстречу подрядчику в сторону пересмотра стоимости работ по долгосрочному договору, чревато и для них».

Третье — принять специальное постановление правительства, которое дало бы право заказчикам корректировать договора в соответствии с механизмом компенсации дополнительных издержек. В частности, просят дать заказчикам право менять проектно-сметные данные без повторного прохождения госэкспертизы и бюджетной комиссии.

На конференции было указано, что правительство рассмотрит этот момент и установит определенный коридор по каждому виду строительства — до какого момента подрядчик может самостоятельно принимать решения.

Четвертое — перейти на систему контрактных отношений с учетом правил международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC). На сегодняшний день строительство в Казахстане ведется по закону о госзакупках и по системе FIDIC. Но по последней системе работают только те компании, которые финансируются международными финансовыми организациями.

А. Ермуханов поясняет, почему принципы должны быть одинаковыми: «Почему мы в Казахстане должны работать по двум стандартам. В частности, в автодорожной отрасли, когда два участка строятся, там, где выделяются республиканские деньги РБК, работает система контрактов по закону о государственных закупках, где не предусмотрена никакая эскалация, где не учитывается никакая девальвация. А рядом — соседний участок реализуется за счет привлеченных внешних займов и там работает правило FIDIC. То есть, одни и те же подрядчики работают — у одних все разрешено, у других ничего не разрешено. Вот этого не должно быть ни в строительной отрасли, ни в автодорожной отрасли, ни в железнодорожном строительстве: и в транспортном, в промышленном и гражданском строительстве должны работать одинаковые системы и принципы».

Пятое — внести изменения в НПА в части упрощения процедур, это даст возможность оперативно рассматривать вопросы, которые не связаны с деньгами в строительстве, в проекте.

При этом нужно иметь для изменений доказательную базу: счета-фактуры, платежки, что действительно есть влияние девальвации.

Насколько продуктивными окажутся выдвинутые предложения и учтет ли их правительство, покажет время.

Фото: nb.kz

Информационная служба kn.kz

Читайте также

Из-за незаконного строительства сошли грязевые массы в Алматы
Жителям Карагандинской области, пострадавшим от паводка, выкупили дома
В Астане обсудили вопросы долевого участия в жилищном строительстве
kn.kz
>
Новости