Три нефтеперерабатывающих завода Казахстана находятся под контролем нацкомпании «Казмунайгаз». При этом в отношении ценообразования они работают по особой схеме — владельцами произведенных нефтепродуктов являются поставщики сырья.
Об этом рассказал эксперт нефтегазового рынка Сергей Смирнов в программе «Деловое время» на телеканале «Алматы»: «Цены, по которым они поставляют сырье и получают нефтепродукты с завода — не афишируются. И отсутствие открытой информации позволяет этим оптовым поставщикам безнаказанно манипулировать ценами, диктуя свою ценовую политику».
Так, информирует эксперт, маржа АЗС до отпуска цен на АИ-92 в свободное плавание не превышала 19% от утвержденных оптовых цен. В эту цену вошли и доставка от границы до мест хранения и потребления, транспортные расходы. Исходя из этого, 50% от розничной цены на бензин отдается оптовым компаниям, так как часто и поставщики, и получатели нефтепродуктов — это одна и та же компания. «И так как цена продуктов не афишируется, то там крутятся достаточно большие деньги и проценты», — заключает Сергей Смирнов.
При этом эксперт называет пять основных компаний-поставщиков и получателей готовых нефтепродуктов. Именно они имеют наибольшую прибыль с розничной цены на бензин: «Основными поставщиками сырья на НПЗ и соответственно получателями нефтепродуктов в Казахстане являются пять компаний — это ТОО «Petrosun», АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», ТОО «Петролеум Оперейтинг», ТОО «Саутс-ойл и «ЛИТАСКО СА-Центральная Азия».
На эти компании, объясняет эксперт, приходится порядка 86% от всей перерабатываемой нефти и дизтоплива, почти 88% бензина и порядка 77% мазута. Эти поставщики диктуют политику на рынке, так как в розницу приобретают бензин именно у них.
«До последнего времени, вплоть до отпуска цен на бензин в свободное плавание, их маржа жестко контролировалась государством», — пояснил Сергей Смирнов.
Есть у эксперта и аргументы, почему бензин в Казахстане зависит от курса валюты соседнего государства: «Зависимость происходит из недостатка нефтепродуктов на нашем рынке. Наши НПЗ не в состоянии обеспечить рынок нефтепродуктами полностью, они обеспечивают от 30 до 40%. Высокооктановый бензин обеспечивается поставками из России. Отсюда зависимость от российского рубля, ведь бензин поступает из России, а покупаем мы его за российскую валюту».
А внутристрановой спрос отечественные НПЗ покрыть не могут в силу их технического устаревания и необходимости ремонта. Сейчас, по мнению эксперта, наши заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре не могут покрыть мощности в 15 млн тонн (рынок был бы насыщен). В атырауском заводе ситуация и вовсе плачевная: «Несмотря на заявляемые властями параметры, выработка высокооктанового бензина достигнута не была и он один из самых отсталых в нашей республике», — пояснил эксперт.
Фото: auto.gazeta.kz
Информационная служба kn.kz