Обанкротившаяся туристическая компания Gulnar Tour тянет за собой всю отрасль. На грани разорения оказались 60 турагентств. Суд обязал их компенсировать ущерб туристам, чей отпуск в Турции так и не состоялся. Сделать это они собирались, получив страховые выплаты. Но страховщики им отказали.
В критической ситуации сегодня оказались многие из туристических агентств, деятельность которых была связана с Gulnar Tour. Отпускники, требующие возмещения материального вреда, через суд попытались восстановить справедливость. Приговор Фемиды для многих компаний обернулся плачевно. По решению суда все бремя выплат легло на турагентов. В итоге, кто-то из них оказался банкротом, а кто-то пытается доказать обратное в судах высшей инстанции. И те, и другие надеялись на гарантированные законом страховые выплаты, однако получить их оказалось делом не из легких.
Асель Нуркебаева, президент Ассоциации туристических агентств Казахстана:
— Страховая компания вроде не отказывает и говорит: ребята, соберите документы. А потом 3 месяца молчат, а потом выдают, что этот случай - не страховой. Туристические компании не просят больше, чем положено по закону в размере 4 миллионов тенге.
Опираясь на горький опыт дефолта крупных туроператоров, агентства объединились в ассоциацию. Риски оказаться у разбитого корыта очень велики. Доказать страховой случай в суде проблематично. Споры по этому поводу не прекращаются. Кто-то считает страховой случай с момента подписания соглашения, а кто-то уверен, что он наступает тогда, когда турист оказался за рубежом. Тем временем, специалисты страховых организаций говорят, что несут ответственность в том случае, если не выполняется договор, и момент подписания значения не имеет. Они уверены: вся соль проблемы - в законодательстве.
Марина Шиповалова, заместитель председателя правления фонда гарантирования страховых выплат:
— Основная проблема в законе и профильном законе «О туристической деятельности» - там не прописана ответственность туристических агентств, в каких случаях она прекращается. Это все влечет разное трактование всеми, и судами в том числе.
Аскар Мендыбаев, корреспондент:
— Каждая из сторон права, об этом говорят и юристы. Представители турагентств ссылаются на закон о туризме, страховые организации - на Гражданский Кодекс. Понятие страхового случая каждый трактует по-своему. Между тем, в свете последних событий рейтинг доверия казахстанцев к туроператорам значительно снизился.
Блиц-опрос:
— Себя надо обезопасить, 10 раз перестраховаться.
— Раньше беспечно брали путевки, а теперь тщательно изучать надо.
— Кто-то должен возмещать страховку, хоть и доверия мало.
Каждая турфирма имеет страховку гражданско-правовой ответственности, согласно которой страховщик обязуется выплатить при наличии риска определенную сумму. Туристические фирмы уверены, что в рамках этого договора можно решить множество проблем. Однако специалисты по страхованию говорят, что ответственность у Gulnar Tour не была застрахована, и ущерб может быть равен 600 миллионам тенге. А страховые премии даже за 5 лет не смогут покрыть эти расходы.
Фото: domapom.ru
Аскар Мендыбаев, Думан Сулейменов, 31.kz