Независимые эксперты сулят Казахстану настоящий топливный кризис. Целый ряд городов республики столкнулся с нехваткой дизельного топлива.
Это горючее исчезло с заправок вслед за бензином марки АИ-92. В намеренном создании дефицита ГСМ в топливной ассоциации Казахстана обвиняют государственные структуры. Аналитики называют схему распределения горючего непрозрачной.
Казахстанцы испытали новое потрясение. Вслед за исчезновением бензина ходовой марки АИ-92 на автозаправочных станциях закончилось дизельное топливо. Еще накануне автолюбители Алматы и Шымкента в панике перемещались от АЗС к АЗС. Сегодня ажиотаж ощутили на себе и павлодарцы.
Глеб Савичев, водитель:
– Вообще беспредел какой-то. Седьмая или восьмая заправка – и нигде дизеля нет. Я не знаю, сейчас заглохну посередине дороги. Машину, что ли, бросать?
Тем временем в Астане топливная ассоциация Казахстана обвинила госорганы в намеренном создании дефицита ГСМ. Они считают механизм распределения горючего непрозрачным и прогнозируют настоящий топливный кризис. По данным аналитиков, пик его автовладельцы ощутят уже на следующей неделе. На сентябрь реализаторам отпущено бензина марки АИ-92 вдвое меньше нормы. А дизельного топлива – втрое. И это притом, что в республике полным ходом идет уборочная кампания.
Сергей Смирнов, аналитик нефтегазового сектора:
– Вместо необходимых 300 тысяч литров бензина АИ-92 – всего 160 тысяч. Значит, дефицит будет сохраняться. А при дефиците всегда будут цены расти.
Из сложившейся ситуации всё же есть выход. Эксперты предлагают регулировать стоимость отечественного бензина, а цены на ввозимое российское топливо пустить в «свободное плавание». И призывают навести порядок. Оптовики подняли цены. Теперь продавать горючее в розницу по действующим расценкам реализаторам не выгодно.
Болат Ауетаев, председатель топливной ассоциации Казахстана:
– Мы просим зарегулировать оптовые цены, установить для розничных реализаторов маржу в 30%. Мы хотим, чтоб жёсткое распределение было. Через акиматы. Нет прозрачности, нет гласности кому сколько выделено.
Однако по-прежнему вопросов больше, чем ответов. К примеру, девальвация тенге и падение мировых котировок на нефть должны были автоматически привести к изменению предельных розничных цен на все регулируемые виды топлива. Но дизельное топливо при его дефиците так и не подорожало.
Фото: botanic.net.ua