Квартирный вопрос. Для участников долевого строительства снизят риски. Специально для этого в Парламенте готовят новый законопроект. Так, чтобы вклады покупателей недвижимости были минимальные, а вот ответственность застройщиков, наоборот, стала более жесткой. Как сделать все правильно, обсуждали в правительстве.
Проблемы дольщиков начались еще в 2007 году, когда обвалился рынок долевого строительства. Тогда в Алматы насчитывалось свыше 16 тысяч участников, вложивших деньги в новое жилье. Инвесторы разорились, а люди годами не могли получить квартир. Первым вопросом в решении городских проблем для нового акима мегаполиса Ахметжана Есимова стали именно дольщики. Была создана рабочая группа, определен механизм разморозки стройобъектов, и через банки второго уровня компаниям выдано 58 миллиардов тенге под 16,5%. И уже к концу 2012 года все участники долевого сектора получили ордера. Кстати, разработчики законопроекта учитывали именно опыт Алматы. Согласно новому документу, требования к строителям будут еще более строгие. А следить за их деятельностью будет инжиниринговые компании.
«Задействована инжиниринговая компания, которая уже не акцептует платежи, но также контролирует целевое использование и отчитывается перед дольщиками. Эти механизмы снижают риски участия дольщиков в строительстве не гарантируют, в конце концов, участие граждан в долевом строительстве», - сообщил министр регионального развития РК Болат Жамишев.
Защита прав дольщиков - это не единственный вопрос, который обсуждали министры. Права автомобилистов на пользование хорошими дорогами будут решать коммерчески. К 2023 году платные автомагистрали смогут содержать все дорожные сети страны. А уже со следующего года платить за проезд будем на нескольких республиканских трассах.
«Платность будет вводиться, в первую очередь, на новых дорогах. Мы планируем, что общая протяженность платных дорог будет 7 тыс км, а общая протяженность дорог общего пользования 90 тыс. км и республиканских 23 тыс. км. За счет 30% республиканской сети мы планируем полностью содержать все сети без участия бюджета в 2022-2023 году», - сказал министр транспорта и коммуникаций РК Женис Касымбек.
Так, с 2022 года платными станут автобаны «Алматы-Капшагай», «Астана-Темиртау», «Кызылорда-Шымкент», «Западная Европа — Западный Китай». Модернизация этих дорог должна завершиться уже через три года.
Фото: halyk-ipo.kz
Амина Абдрахманова, Фариза Шамшиддин, Бауржан Кажаканов, ТК «Алматы», almaty.tv