Соседи алматинской барахолки недовольны компенсациями за снос своего жилья. Из-за строительства широкополосной автомагистрали их дома изымают в пользу государства. Но вот сумма, за которую выкупают строения, жильцов не устраивает. Между тем строительство дороги уже началось, экскаваторы подошли вплотную к жилому массиву.
Сносить алматинскую барахолку городские власти начали еще несколько месяцев назад. Сейчас здесь активно развернулось строительство автомагистрали. Для того чтобы дорога стала десятиполосной, придётся затронуть и часть жилого массива. Только вот местные жители отдавать свои дома под снос, как они говорят, за бесценок, не согласны. И боятся повторить судьбу торговцев печально известных рынков.
– Живьем копают нас, заливают бетоном.
Под ковш экскаватора в районе барахолки попадают 40 жилых домов. Это целая улица. Пару недель назад жильцам вручили уведомления. Съехать нужно уже через 3 месяца.
Галина Малоземова, жительница Алматы:
– Мы не против того, что пусть расширяют дорогу, пусть улучшают Алатауский район, но за такую цену мы не согласны. Вот мне дают 43 тысячи, что я за 43 тысячи? У меня трое детей, внуки.
Земельные участки вместе с постройками местные власти предложили выкупить из расчета 7 тысяч долларов за сотку. Только вот жильцов эти суммы явно не устраивают.
Кайрат Бердыкулов, житель Алматы:
– Некоторые там говорят, что можете за эти деньги где-то километров за 15-20 хороший дом купить. Я не хочу за 15-20. А за 50 километров от Алматы, я целую улицу могу купить за эти деньги. Но мне это не надо. За компенсацию эту, я тут двухкомнатную в Алматы не куплю.
Между тем строительство трассы, которая и должна появиться на месте жилого массива, уже началось. Тяжелая техника вплотную подошла к воротам Санам Амутовой. Экскаваторы вот-вот заедут во двор, опасается женщина.
Санам Амутова, жительница Алматы:
– И днём, и ночью работают. Ночью мы не спим. Днём тоже. Вибрация вообще страшная. Мы просили, чтобы огородили хотя бы, чтобы вот ребенок выбежал. А про заезд, выезд мы вообще молчим, как переезжать будем?
В комитете земельных отношений поясняют: дома построены на так называемой красной линии. Большинство даже не легализованы, а потому снести их все равно придется. Что же касается компенсаций, то они вполне адекватные, уверяют чиновники.
Владимир Яковлев, начальник отдела управления земельных отношений Алматы:
– Есть методики, утверждённые правительством, как оценивается то или иное имущество в городской черте, в сельской местности, какие факторы учитываются при стоимости. Но в основном то, как я уже отметил, не выше рыночной цены. То есть за исходную берётся цена, сложившаяся на рынке.
Владельцы жилья могут оспорить размеры выплат в суде. Только вот такие процессы могут тянуться не один месяц. А новая автомагистраль здесь должна появиться уже в следующем году.
Фото: procredit.kz