Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Никто из банков Казахстана не заработал на девальвации

Никто из банков не заработал на девальвации тенге. Об этом в Финансовом клубе заявил президент Евразийского центра финансового консалтинга, консультант совета директоров Bank RBK и Qazaq Banki Жомарт Ертаев, передаёт корреспондент делового портала Kapital.kz.

– Это легко проверяется. Никто из банков не уходил в доллары в преддверии девальвации тенге. Игра на курсе валют – это спекулятивный доход, который никак значительно улучшить показатели банка не может. Если говорить о тех банках, которые я консультирую: мы никогда не готовились к девальвации и не ожидали ее. Банки, которые я консультирую, держат нулевую валютную позицию. Это означает, что тот объем долгов, который в банке сконцентрирован в долларах, такой же объем размещен в долларовых активах. Это можно проецировать на евро и тенге. Именно поэтому, после девальвации банки как не заработали, так и не потеряли, – пояснил Ертаев.

Как считает Ертаев, резкая корректировка курса тенге пока не оказала ожидаемого эффекта. «Вопрос, который мне также задают: почему в Казахстане не была проведена бархатная девальвация, как в России? Мы тот же самый вопрос адресовали Нацбанку РК. Ответа мы не получили. Регулятор нам сказал, что это было нужно. Нацбанк нас убеждает в этом, маленькая толика правды в этом есть, что была угроза потери конкурентоспособности казахстанских экспортоориентированных предприятий. Девальвация могла быть выгодна крупным промышленным предприятиям, так и получилось. Эффект от 20%-ной девальвации был наполовину сразу съеден поднятием заработной платы сотрудникам этих предприятий на 10%. Эффект от девальвации оказался абсолютно смазанным», – подчеркнул Ертаев.

Собеседник задается вопросом, что помешало государству подготовить серьезную программу по дальнейшим действиям после девальвации, неизвестно. «Мне самому стыдно (за внезапную девальвацию – Kapital.kz). Я смотрел в глаза своим клиентам, которых я в их понимании кинул. Мы спасали деньги вкладчиков, которые держали деньги в банке в долларах. Если бы банк пошел на то, чтобы зафиксировать (доход по тенговым вкладам – Kapital.kz) датой предшествующей дню девальвации, то мы должны были кинуть тех, кто нам доверил деньги в долларах. Я также потерял на девальвации, но для моей семьи эти потери были незначительными. Мои доходы покрыли те убытки, которые я понес. Можно очень долго рассуждать были ли фундаментальные причины для девальвации или нет, послужило ли это импульсом для дальнейшей развития экономики или нет. Но эти аргументы никак не смогут оправдать после девальвационную риторику – она была некорректной, она была неэтичной, нас обманули. И меня как гражданина тоже обманули», – подчеркнул Ертаев.

По его словам, пенсионные накопления казахстанцев заметно обесценились. «Не знаю, как сложится. Но я не рассчитываю на свои пенсионные накопления. Две девальвации тенге съели порядка 50% пенсионных накоплений – ведь они у нас преимущественно в тенге. Я могу назвать вещи своими именами, мы потеряли свои пенсионные накопления: две девальвации тенге их съели, об этом умалчивается», – считает Ертаев.

Также банкир объяснил, почему банкам невыгодно реализовывать залоговую недвижимость. «Например,  заемщик в 2007 году заложил банку землю по оценочной стоимости 200 тысяч долларов, вместе с процентами по кредиту набежало 250-300 тысяч долларов. Но, в настоящее время земельный участок столько не стоит, он стоит 20 тыс. долларов,  сейчас за 200 тыс. долларов никто земельный участок покупать не будет. Если банк попытается продать такой земельный участок за 20 тысяч долларов, то он должен будет с разницы между оценочной стоимостью залога и суммой сделки заплатить налог. Государство считает, что эта разница и есть доход банка»,– проинформировал Ертаев.

Также собеседник подчеркнул, что банки порой вынуждены обращаться за помощью к коллекторам. «Заемщик легко может подать в финансовую полицию или в суд с заявлением о том, что банк занимается рейдерством и забрал его активы в виде залогового участка, который стоит 250 тысяч долларов, а затем банк продал его за 20 тысяч долларов. Банк при этом могут еще и засудить. То есть банк может автоматически стать рейдером, который якобы продал по такой низкой цене земельный участок своему родственнику, другу или забрал ее себе. Поверьте, у банкиров нет желания стать землевладельцем и удерживать залоговую недвижимость. Банкам надо продать залоги и вернуть свои кровно заработанные деньги. И поэтому банки вынуждены содержать огромные коллекторские агентства, чтобы возвратить  деньги обратно», – подчеркнул Ертаев.

Фото: lada.kz

Kapital.kz

Перепечатка новостей kapital.kzс сайта kn.kz запрещена

kn.kz
>
Новости