Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Латание кадровых дыр

«Кадровые» дырки планируется закрывать потоками миграции.

Правительство разделило Казахстан на три части в зависимости от прогнозов экономического развития и дефицита трудовых ресурсов. Теперь «кадровые» дырки планируется закрывать потоками управляемой миграции.

Недавно Министерство труда и социальной защиты населения презентовало новый проект — «Нұрлы Көш», цель которого — предложить мигрантам расселяться не абы как (что происходит до настоящего времени), а в заданном Правительством месте. Следует учесть, что данный проект рассчитан исключительно на добровольное решение граждан. Причем, как заявляют в Минтруда, не только приезжающих к нам на постоянное место жительства, но и внутренних мигрантов.

Зоны расселения Правительство уже давно выбрало, исходя из потребности в трудовых ресурсах в том или ином регионе, а также с учетом геополитических интересов страны.

Согласно Стратегии территориального развития РК до 2015 года, вся территория страны разделена на три макрозоны — Северную, Южную и Центральную. В каждой зоне определены так называемые «города-лидеры» и «опорные города», вокруг которых и предполагается расселение будущих мигрантов, для формирования современных агломераций — «сети малых городов-спутников со своей экономической специализацией и развитыми локальными рынками труда, выполняющими функции социально-экономической децентрализации».

По предварительным расчетам Министерства экономики и бюджетного планирования, для реализации прорывных проектов в городах-лидерах и опорных городах потребность составляет 390 тысяч человек. Частично ее планируют перекрыть за счет местного населения соответствующих макрозон. Часть трудовых ресурсов будет обеспечена за счет внешних мигрантов и привлечения иностранной рабочей силы. Здесь следует добавить, что на конец первого полугодия текущего года в Казахстане проживало более 41 тысячи иностранных рабочих. Наибольшая часть из них трудилась в Астане и Алматы (почти половина всех прибывших), а также в Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областях.

Еще одно предназначение мигрантов — поднимать село: их планируют расселять в сельских населенных пунктах (СНП) с высоким и средним потенциалом развития. Причем, как обещают в Минтруда, этапность расселения будет определяться в зависимости от соответствия СНП установленному минимальному уровню обеспеченности, требуемой инфраструктурой.

То есть в село, где ни больницы, ни школы, ни воды, ни света, ни телефона, мигрантов расселять не будут. Как заявляют в министерстве, «наши граждане и переселенцы должны почувствовать, что находятся в развитой стране, а не в Казахстане начала прошлого века. Только тогда эти районы станут привлекательными для жизни приезжих и станут притягивать к себе все новых и новых людей».

А этого, по сути дела, и добиваются в Правительстве. Только за четыре последних года (2004-2007) в развитие сельских населенных пунктов с высоким и средним потенциалом было вложено 293,4 миллиарда тенге инвестиций, которые были направлены на повышение экономического потенциала СНП, строительство и модернизацию инженерной и социальной инфраструктуры, улучшение благополучия.

Потенциальная емкость таких СНП, по данным Мини-стерства сельского хозяйства, составляет по северной оси территориального развития 342,2 тысячи человек, по южной — 898,6 тысячи, по центральной оси — 77,4 тысячи человек.

Еще одно направление расселения касается приграничных районов. По словам министра труда Бердибека Сапарбаева, необходимо повысить административную значимость крупных районов, предупредить доминирование на их территории сопредельных стран и не допустить демографического давления (то есть стихийной миграции) со стороны трудоизбыточных регионов соседних государств.

— Расселение будет осуществляться за счет добровольного переселения граждан Казахстана, проживающих в депрессивных регионах страны, этнических казахов, проживающих за рубежом, — добавил Бердибек Сапарбаев.

Кстати, эта избирательность, наверное, единственное «национальное» исключение в проекте. Дело в том, что в проекте впервые в истории суверенного Казахстана «открыты двери» и для других желающих вернуться в нашу страну. Они обозначены термином «соотечественники, проживающие за рубежом». Как сообщили в Минтруда, к таковым будут отнесены граждане, которые когда-то жили в Казахстане, по ряду обстоятельств уехали за пределы страны, но сейчас желают вернуться обратно.

Как было заявлено Президентом на трудовом форуме в Рудном, в скором времени Казахстан может столкнуться с кадровым голодом. Для осуществления амбициозных планов по вхождению в число 50 конкурентоспособных стран мира нам может не хватить порядка трех миллионов человек. (По расчетам Минтруда, к 2015 году численность экономически активного населения достигнет 8,7 миллиона человек. В этой статистике учитывалось, что до указанного времени будут трудиться все 7,8 миллиона казахстанцев, занятых в настоящее время).

Однако Правительство все еще не хочет уравновесить в правах приезжающих в страну оралманов с желающими вернуться в Казахстан гражданами других национальностей. Так, согласно проекту «Нұрлы Көш», компенсационный пакет оралманов-участников будет включать в себя: оплату из местного бюджета расходов на аренду жилья (до его дальнейшей покупки) в случае их трудоустройства в организации бюджетной сферы; предоставление в течение трех лет жилищного займа на покупку жилья через систему «Жилстройсбербанк»; оплату из республиканского бюджета адаптационных услуг, предоставляемых центрами адаптации и интеграции оралманов, а также выплату единовременного пособия (обустройство, провоз багажа и транспортные услуги) из республиканского бюджета, размер которого определяется в зависимости от территории расселения.

Для приезжающих в Казахстан соотечественников компенсационный пакет значительно уже. Он включает только два первых из перечисленных для социальной поддержки оралманов пункта.

Что касается казахстанцев, которые захотят переехать «по госзаказу», то кроме оплаты за аренду жилья в случае трудоустройства в бюджетные организации и предоставления займов через «Жилстройсбербанк» их пакет состоит из компенсации расходов на транспортные услуги и провоз багажа и оплаты из местного бюджета обучения в центрах подготовки и переподготовки кадров.

В самое ближайшее время реализация проекта будет запущена. Насколько он будет эффективен, можно будет судить уже спустя год после старта. Но и сейчас ясно, что из мигрантов, как внутренних, так и внешних, Правительство не хочет «лепить» «белых воротничков» — стране нужны трудовые руки пролетариата, а не топ-менеджеры всех мастей.

Как рассказал на трудовом форуме в Рудном Нурсултан Назарбаев, в Казахстане более четверти населения имеют высшее образование, 37 процентов — среднее профессиональное и примерно столько же — общее среднее. При этом связи высших учебных заведений с реальными потребностями экономики оставляют желать лучшего: число юристов, экономистов и финансистов в разы превосходит дефицитных маляров и сантехников.

— В 2007 году специалистов с высшим и средним специальным образованием по таким специальностям, как финансы, учет, аудит и экономика, выпущено более 80 тысяч, в то время как их требовалось не более одной тысячи человек, — подсчитал Президент РК. — По строительным специальностям, напротив, при потребности более 24 тысяч человек выпуск составил немногим более 8 тысяч.

В результате, из-за несбалансированности спроса и предложения ежегодно до 21 тысячи рабочих мест остаются вакантными, часть их заполняется иностранной рабочей силой.

16.09.2008

Нурлан ИСКАКОВ, www.kn.kz

kn.kz
>
Новости