Как сообщил президент АО «Каздор НИИ» Багдат Телтаев, нарушения в строительстве дорог будут выявляться ещё до начала строительства.
Как показывает практика, наибольший процент нарушений, допускаемых казахстанскими дорожно-строительными компаниями, составляет использование некачественных строительных материалов.
Сейчас «Каздор НИИ» оснащён самым современным оборудованием и мобильной передвижной лабораторией, которая позволит выявлять нарушения прямо на местах. В текущем году лаборатория исследует дороги «Западная Европа – Западный Китай» и «Алматы – Бишкек».
Как отмечает Телтаев, на качество дорожного полотна влияют такие факторы как соблюдение технологического режима приготовления материалов и их укладки, квалификация специалистов, дисциплина, климатические условия и т.д.
Очень часто, желая сэкономить, даже крупные дорожно-строительные компании закупают некачественные стройматериалы. Но специалисты НИИ в лабораторных условиях сразу могут выявить некачественные битум, эмульсию и т. д. Они заставят компании заменять материалы на качественные. В дальнейшем ведомство будет отслеживать и процесс строительства, чтобы рабочие не отступали от технологии.
В случае выявления нарушений подрядчики могут оказаться в списке недобросовестных поставщиков, а в некоторых ситуациях даже получить предписание на временную приостановку деятельности. При этом попасть в этот список могут даже крупные строительные компании.
В Казахстане действует пятиступенчатая система контроля за качеством строительных работ. Это служба качества самой подрядной компании, авторы проекта, служба по контролю качества заказчика, служба инженеров и независимые эксперты. Но такой контроль осуществляется чаще всего только на дорогах республиканского значения, а мелкие трассы, как правило, остаются без должного надзора. Для решения данной проблемы Минтранском предложил отслеживать качество строительства местных дорог с помощью той же пятиступенчатой системы. Однако решение по этому вопросу пока не принято.
Стоит заметить, что даже если дороги были построены из качественных материалов и с соблюдением всех норм и требований, через год после ремонта они снова будут нуждаться в текущем, «ямочном» ремонте, а через 5 – в среднем ремонте. Средний срок службы дороги после капитального ремонта составляет 12-18 лет.
Фото:proelbrus.com
Информационная служба kn.kz