Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Как супермаркеты обманывают казахстанцев в праздники

В преддверии праздников в супермаркетах не протолкнуться, к кассам огромные очереди, деньги из кошельков утекают с невиданной скоростью, пишет газета "Караван".

В этом ажиотаже покупателей легко обмануть – продать товар с истекающим сроком годности, с недовесом.

Кто нас защитит от этого?

Супермаркеты зарабатывают огромные деньги на потребителях. Так, тройка крупнейших продовольственных моллов – лидеров на рынке розничной торговли – только за шесть месяцев текущего года получила 870 миллионов тенге чистой прибыли. И с каждым годом заработки супермаркетов растут. Потребители все больше доверяют им, а не базарным прилавкам, надеясь, что в цивилизованных магазинах их не обманут и обслужат по высшей категории. Но в погоне за прибылью, как выясняется, и здесь все средства хороши. Обман, обвес, продажа порченых продуктов с истекшим сроком хранения – это далеко не весь перечень “услуг”, которые предоставляют некоторые магазины своим покупателям. О том, почему им это сходит с рук, нам рассказала глава общества по защите прав потребителей “Адал” Артык Сейткалиева.

Схемы обмана отработаны до мелочей!

"Очень много жалоб в последнее время поступает на супермаркеты. Люди постоянно говорят про обвес и обсчет. Если вы проверите расфасованные крупы, сахар, вполне можете обнаружить обман. Ведь редко какой потребитель пойдет и проверит, верно ли расфасован товар. Мы всегда делаем покупки на бегу. Не задумываясь о том, что в кульке крупы может не хватать от 20 до 100 граммов. А представьте, какая прибыль вот так, по грамму, набегает магазину!", - говорит Артык Сейткалиева.

По словам эксперта, обман потребителей в разы возрастает в предпраздничные дни. Магазины зазывают покупателей различными акциями, скидками. И вроде бы ты посчитал – действительно получается экономия. Покупаешь, приходишь домой и обнаруживаешь, что товар подпорченный. Или берешь несколько пачек продукции “оптом”, по суперскидке, а потом выясняется, что чуть ли не завтра истекает срок годности. Вроде бы все законно, магазин продал товар вовремя, а чувствуешь себя обманутым…

Но редко кто идет в магазин разбираться – ведь сам виноват, надо было не поддаваться ажиотажу, а внимательнее смотреть на упаковку.

Участились в последнее время и случаи обмана на кассах. Покупателям “втихую” пробивают лишний товар или пробивают все его продукты, а потом какого-нибудь из них не оказывается в вашем пакете. Также весьма распространенным явлением стали недосдачи. Как правило, это 2–10 тенге, для покупателя мелочь, а у проворного кассира к концу дня вторая зарплата набегает.

“Им все сходит с рук…”

"Магазины, по сути, никакой ответственности за продажу испорченного товара, обман или грубое обращение с покупателем не несут. Жалобы потребителей доходят до суда крайне редко. Это дорого, долго и сложно. Чтобы доказать, что в магазине продается испорченный продукт, нужно проделать длинную процедуру. Купить аналогичный товар, сдать на экспертизу, заплатить за это из своего кармана. Например, за экспертизу йогурта в 40 тенге придется заплатить больше, чем он стоит, в 10 раз! Только после того, как ты получил заключение, можешь предъявить претензию. В итоге в лучшем случае супермаркет заменит твой товар или вернет его стоимость – те самые 40 тенге. Если бы существовали жесткие меры к недобросовестным предпринимателям, которые бы позволяли взыскать штраф, серьезную компенсацию либо приостановить продажу целой партии подобного товара, было бы иначе. Но сегодня в наших законах этого нет. Судиться – дорогое удовольствие", - говорит эксперт. 

Усугубил ситуацию, по словам экспертов, как ни странно, именно новый Закон по защите прав потребителей, который был принят три года назад. Теперь, согласно ему, все расходы, которые несет общественная организация, защищая права потребителя, возлагаются на самого потребителя.

"Это, конечно, значительно снизило процент людей, которые готовы отстаивать свои права в судебном порядке. Человек отравился, чуть не умер, а ему возмещают стоимость лекарств – и все. Поэтому как продавали магазины испорченные продукты, так и будут делать дальше. Даже если мне продадут испорченный товар и я приду в суд, мне скажут: тебе что, делать нечего, выкинь это молоко за 100 тенге и успокойся! А если посчитать с каждого 100 тенге – вот тебе и миллион лишний в конце месяца!", - говорит Артык Сейткалиева.

Защита бизнеса, а как же потребитель?

Именно поэтому жалобы от потребителей остаются на уровне устных претензий, правозащитникам просто звонят люди, просят сходить в тот или иной магазин и проверить: здесь их обсчитали, там недовесили, а в магазинчике на углу продали просроченные продукты.

У контрольных органов есть возможность проводить плановые проверки. Но они обязаны загодя о такой проверке предупредить. И у владельцев магазинов есть время подготовиться к приходу проверяющих.

Прибыль дороже репутации?

Раз защитить покупателей толком некому, приходится самим о себе заботиться. Внимательно изучать маркировку товара и срок его годности. Не лениться перевешивать продукцию.

"Мы сами должны быть принципиальными! А этого нет. Как таковой общественный контроль отсутствует. Вот обманули тебя вчера в этом супермаркете, а завтра ты опять туда идешь, потому что он тебе по дороге. Это, конечно, нонсенс. В Европе такого нет, там обманывать покупателей – себе дороже, заклюют. Потому бизнесмены дорожат репутацией и клиентом. И это реально работает", - говорит Артык Сейткалиева.

Фото: nur.kz

caravan.kz

kn.kz
>
Новости