Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Как гражданин Казахстана может узнать о том, что находится в собственности государства?

Нужна ли  в Казахстане максимальная  прозрачность всех государственных финансовых потоков и как этого можно добиться - в интервью финансового консультанта Александра Карпича.

Александр Николаевич, на днях ИА Zakon.kz опубликовало интервью известного экономического обозревателя Тулегена Аскарова.  По его мнению, стране нужна максимальная прозрачность всех государственных финансовых потоков, что вызвало определенную реакцию в читательской аудитории. Один из наших пользователей оставил по этому поводу комментарий, цитирую: «Уже который месяц неустанно пишу о необходимости составления и публикации финансовой отчетности государства. Бюджет - это не все государственное имущество, это план поступления и выбытия денег с единого казначейского счета. Отчет по исполнению бюджета - просто отчет о фактически поступивших и выбывших деньгах. Определение «бюджета» в Бюджетном кодексе не соответствуют его экономическому содержанию, т.к. это никакой не фонд, а именно план.  Нужен баланс государства, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денег, тогда  можно начинать говорить о корпоративном управлении, прозрачности… Надо пересмотреть понятийный аппарат Бюджетного кодекса, ведь это нонсенс, когда приобретение финансовых активов признается в качестве «расходов»! Для формирования корпоративного управления в первую очередь надо навести порядок в учете, в критериях признания активов, обязательств, доходов и расходов. Потом можно говорить про корпоративное управление, изменяя и совершенствуя систему учета и отчетности». Что  вы думаете об этом?

- Хороший вопрос. В Гражданском кодексе РК указывается, что государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной.  Таким образом, государство, имея на праве собственности имущество, как и любой собственник должно владеть понятной, уместной, надежной и сопоставимой информацией о стоимости своего имущества, а также об источниках его формирования.

Законом «О государственном имуществе» в целях учета и эффективного использования государственного имущества, предусматривается его централизованный учет в форме реестра. Установлен перечень объектов учета, при этом имеется оговорка, согласно которой учет имущества, составляющего государственную или местную казну, осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом и иными законами.

В Бюджетном кодексе и в нормативных правовых актах устанавливаются требования и правила ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Следовательно, можно предположить, что любой заинтересованный гражданин имеет возможность помимо отчета об исполнении бюджета, узнать, сколько активов находится в государственной собственности. Однако это совсем не так.

В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий составление финансовой отчетности государства в целом. Другими словами, сегодня отсутствует единый документ, который бы содержал исчерпывающую информацию об активах государства, а также об источниках их формирования. В данном контексте речь идет о балансе государства - балансе Республики Казахстан.

- К чему может привести отсутствие такого отчета, как баланс Республики Казахстан?

- Это приводит к некоторым экономическим курьезам. Так, в Бюджетном кодексе под бюджетными инвестициями понимается финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства за счет формирования или увеличения уставных капиталов юридических лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии со-финансирования из бюджета. Из чего следует, что увеличение стоимости активов государства происходит одномоментно с формированием или увеличением уставных капиталов юридических лиц.

Сразу оговорюсь, что привожу очень упрощенную схему -  увеличение уставных капиталов юридических лиц, приводит, с одной стороны, к уменьшению денег на едином казначейском счете, так как деньги перечисляются юридическим лицам, уставной капитал которых либо формируется, либо увеличивается. С  другой стороны,  в паритетной сумме - к увеличению в балансе администратора бюджетных программ сумм, отражаемых как финансовые инвестиции (акции или доли участия субъектов квазигосударственного сектора).

Очевидно, что в случае приобретения долевых инструментов юридических лиц, увеличения активов государства не происходит - происходит их переклассификация, активы из денежных статей переходят в статьи финансовых активов.

Если определение бюджетных инвестиций понимать с точки зрения увеличения активов государства, связанного с планируемыми к получению дивидендами на государственные акции или доли участия, то здесь имеется вопрос, относящийся к формированию или увеличению уставных капиталов некоммерческих организаций. Так, в 2010 году было создано некоммерческое акционерное общества «Тюркская академия», а в 2011-м - некоммерческое акционерное общества «Холдинг «Кәсіпқор».

- Некоммерческие акционерные общества, как известно, прибыль между акционерами не распределяют.

- Верно. Кроме того, приказом министра финансов утверждена учетная политика для государственных учреждений, в соответствии с которой финансовые инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора учитываются по фактически понесенным затратам (себестоимости), то есть  по цене приобретения.

Понятно, что в определении «бюджетных инвестиций» заложено условие, выполнить которое не представляется возможным. Следовательно, все осуществленные бюджетные инвестиции, направленные на формирование или увеличение уставных капиталов, строго говоря, не соответствуют Бюджетному кодексу.

Аналогичная ситуация складывается и с созданием активов путем реализации бюджетных инвестиционных проектов. Однако в данном случае ситуация усугубляется тем, что активы, созданные в результате реализации этих проектов, а это, как правило, активы, соответствующие признанию в качестве основных средств или нематериальных активов, амортизируются. То есть их балансовая стоимость уменьшается на сумму начисляемой амортизации, что, естественно, приводит к уменьшению балансовой стоимости государственных активов. Наличие такого документа, как баланс Республики Казахстан  позволило бы исключить подобные, мягко говоря, небезобидные курьезы.

Далее. Исходя из экономической сущности документа, который сегодня именуется «бюджет», следует признать, что ежегодно утверждается план поступления и выбытия денег. Таким образом, используемые в Бюджетном кодексе такие понятия, как «доходы» и «расходы» не соответствуют общепринятому толкованию. Так, Бюджетным кодексом расходами бюджета признаются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.

Очевидно, что бюджетные кредиты признать расходами никак нельзя, аналогично критериям признания в качестве расходов не соответствует и приобретение финансовых активов. Данные операции ни в коем случае не влияют на счета доходов и расходов.

- Если правильно я вас понимаю, такая ситуация не отражает реальных доходов и расходов государства?

- Совершенно верно.  В качестве примера можно привести все те же бюджетные кредиты, когда в силу определенных обстоятельств, требования к должнику со стороны государства прекращаются, то есть в государственной отчетности прекращение требований необходимо отнести на счета расходов с последующим отражением на итоговом счете прибылей (убытков). Следовательно, отчет об исполнении бюджета по определению не может содержать полной информации о доходах и расходах государства. Такую информацию может содержать отчет о прибылях и убытках.

Понятно, что Бюджетный кодекс регулирует общественные отношения, связанные с планированием и исполнением бюджета, сфера его ограничивается только учетом денежных потоков - это отчет о движении денег. В тоже время отсутствует сводный отчет по активам государства и источникам их формирования - баланс государства, который продемонстрировал бы, в том числе и ситуацию с государственным долгом и возможностью его покрытия за счет различных видов активов.

Отсутствует также и отчет о прибылях и убытках, который мог бы стать лакмусовой бумагой по определению эффективности органов управления различных уровней. Очень грубо: доходы увеличились - хорошо, получил убыток - плохо, двойка руководителю.

- Каков опыт составления финансовой отчетности в других  странах?

- Сегодня вопросы по составлению баланса государства рассматриваются не только теоретически, но уже есть и практические решения. К примеру, в России в Чувашской Республике единый баланс активов и пассивов составляется с 2001 года. С   2002 года балансы составляют в Саратовской и Астраханской областях, Хабаровском крае. С  2003 года - в Калужской и Тверской областях, Ставропольском крае и так далее.

В Японии баланс начал составляться с 1999 года. Целью его создания  является четкое определение финансового положения страны и осуществление отчета перед японским обществом.

С декабря 1991 года, на полугодовой основе, правительство Новой Зеландии обязано предоставлять консолидированные финансовые отчеты, основанные на общепринятой бухгалтерской практике. Это позволяет принимать решения по управлению государственными активами с учетом имеющихся ресурсов и источников их формирования. Такая  практика позволят реально оценивать обеспечение привлекаемых правительством кредитов. В качестве примера можно  привести и Францию, Израиль, которые также составляют аналогичные балансы.

Анализируя мировые тенденции, можно сделать однозначный вывод, что составление баланса государства является настоятельной необходимостью, и данный вопрос уже имеет не столько теоретический интерес, сколько является насущной необходимостью для эффективного управления государственными активами, в том числе с учетом имеющихся обязательств, как по суммам, так и по срокам исполнения.

Фото: zakon.kz

zakon.kz

kn.kz
>
Новости