Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

«Почему «Народный банк» судят по российским законам?», - юристы

Норма права о запрете кредитования бизнеса со стороны иностранных банков, не имеющих лицензию национального регулятора, закреплена в законодательствах многих стран, в том числе и России.

С этой точки зрения сделки между «Народным банком» с российскими ЗАО "Автоярус-Инвест" и ЗАО "Оргстрой" изначально не могли быть заключены. Однако возникает другой вопрос – почему для урегулирования ситуации было выбрано именно российское законодательство, - считает эксперт юридической компании Linkage & Mind LLP Ержан Манасов.

По словам юриста, решение, которое вынесли арбитражные суды Москвы и Новосибирской области, имеет четкое юридическое обоснование: согласно российскому законодательству, казахстанский банк, не имея банковской лицензии в России, не мог выдавать кредиты российским компаниям. При этом Ержан Манасов обратил внимание, что в казахстанском законодательстве такой нормы нет. И как можно видеть на практике, многие коммерческие банки- нерезиденты второго уровня  - активно  кредитуют казахстанские компании. 

Поясним, что в принятии таких решений российские судов ссылались на ст. 819 Гражданского кодекса, согласно которой, выдать кредит российской компании может только банк с лицензией российского Центрального банка. «Народный банк», в свою очередь, имеет банковскую лицензию, выданную Нацбанком РК.

Непосредственным поводом для этого судебного разбирательства стало обращение самого банка в  российские суды. «Народный банк» представил иск с требованием в судебном порядке взыскать с компаний суммы долга по кредитам, которые компании перестали погашать.

Суды  фактически признали сделку недействительной. Как пояснил г-н Манасов, в юриспруденции это называется двусторонней реституцией: обе стороны должны вернуть то, что получили в результате сделки, которая не должна была быть заключена. В результате, из указанной в иске суммой в $28,9 млн банк получит только $17,7 млн от одной из компаний, и $12,6 млн из $38,6 млн от второй компании. Фактически эти суммы – остатки изначально выданного кредита, без учета процентов банка, пени и штрафов. В российской прессе также отмечается, что Арбитражный суд Москвы постановил банку  вернуть комиссию за выдачу кредита с процентами за пользование этими деньгами.

То, что спорная ситуация рассматривается именно в  российских судах, было согласовано сторонами еще в момент подписания договора и записано в нем. Вопрос о том, право какой страны должно быть применимо к оппонентам, был решен в пользу российского законодательства. Аргументация состоит в том, что заемщики были юридически зарегистрированы и физически находились в России, а суммы перечислялись на банковские счета также в РФ. При этом отметим, что договоры подписывались в Казахстане – в  Алматы, и деньги перечислялись со счетов банка в Казахстане. При этом, в статье 1113 Гражданского кодекса РК отмечается, что в аналогичных случаях применяется право страны кредитора. Соответственно, споры между казахстанскими бизнесменами и зарубежными банками решаются на основе норм права иностранных государств. Если применить эту норму к конкретному случаю, решение должно приниматься на основе банковского права Казахстана.

К слову отметим, что российская пресса, в частности, «Коммерсантъ», достаточно критично отнеслась к решению российских судов, поднимая вопрос о том, не грозят ли подобные постановления самому институту кредитования российского бизнеса со стороны иностранных банков.

В настоящий момент известно, что «Народный банк» выразил несогласие с решением судов, однако официальных комментариев «Къ» пока не получил. О том, планируется ли обжалование этих решений и в каких инстанциях, пока также неизвестно.

Очевидно, что сложившаяся ситуация актуализировала вопрос о том, не мешают ли законодательные и регуляторные нормы национального законодательства одной страны развитию международного экономического сотрудничества. Особую важность этот аспект обретает в контексте Таможенного союза и дальнейшей интеграции Казахстана, России и Беларуси. Однако, как отметил эксперт, желание государства регулировать данный вопрос вполне понятно и обоснованно. «Если позволить абсолютно бесконтрольно компаниям брать кредиты в любых иностранных банках, где процентные ставки могут быть ниже, что подогревает и без того серьезные аппетиты бизнесменов, банковская система страны может превратиться в полный хаос», - считает г-н Манасов. Так или иначе, можно видеть разницу: российское право защищает российский бизнес, казахстанское право – нередко иностранных инвесторов.

Фото: millioner.kz

kursiv.kz

kn.kz
>
Новости