Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Горючие слезы строительной отрасли

Перебои с топливом отражаются на строительстве: доля топливной составляющей в расходах строительных компаний и их подрядных организаций в момент дефицита горючего доходит до 30 процентов.

Перебои с топливом отражаются на строительстве. Об этомзаявил павлодарский исследователь Петр Щегловитов: доля топливной составляющей в расходах строительных компаний и их подрядных организаций в момент дефицита горючего доходит до 30 процентов.

Цены на дизтопливо бьют рекорды! В Южно-Казахстанской области литр «дизельки» стоит уже 180 тенге. И это еще не предел, считают аналитики топливного рынка. В спешном порядке Правительство ввело запрет на экспорт ГСМ. Но остановит ли это рост цен?

На недавнем заседании Правительства министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев выступил с краткой информацией о ситуации на рынке горючего. Объем переработки нефти с начала года увеличился на 5,4 процента и достиг 4,31 миллиона тонн. По мнению министра, официальные цифры свидетельствуют о незначительном повышении цен на топливо. Причина —«наращивание экспорта нефтепродуктов». Ввиду благоприятной конъюнктуры вывоз бензина и дизтоплива в первом квартале этого года повысился в три раза.

Свое объяснение «ценовому прыжку» дал президент нефтяной финансово-промышленной группы «Нар-Ойл» Султан Ушбаев. По его мнению, к дефициту топлива на внутреннем рынке страны привел беспошлинный экспорт солярки на Украину и дальше — в Европу. По словам Ушбаева, экспорт осуществлялся «в обход положений Таможенного союза».

— В период с января по апрель 2008 года казахстанские компании экспортировали в Украину 279 тысяч тонн дизельного топлива и 42 тысячи тонн бензина, — заявил Султан Ушбаев. — Это оценочные данные, полученные экспертами компании «Нар-Ойл» на основе показателей рынка. Нехватка топлива стала причиной резкого роста цен на заправках в последние месяцы.

Украинско-казахстанское соглашение от 1994 года позволяет казахстанским трейдерам вполне легально осуществлять поставки горючего без уплаты таможенных сборов. Сравнительно неглубокая переработка казахстанского топлива дает зарубежным переработчикам — украинским и европейским — возможность использовать нашу «горючку» как сырье для извлечения легких фракций углеводорода и серы.

Пока Правительство и независимые эксперты ищут виновных и принимают ограничивающие меры, строительные компании несут значительные расходы. В связи с удорожанием топлива возрастает доля транспортных расходов и расходов на строительную технику. По словам павлодарского экономиста Павла Щегловитова, много лет проработавшего в плановом отделе крупного строительного треста, Правительство «несколько запоздало с введением ограничений на экспорт нефтепродуктов».

— Можно было понять, что при таком росте цен на бензин, соответственно, возрастут цены и на «дизельку», — считает Павел Щегловитов. — Думаю, что вводить ограничения нужно было сразу, как только замаячили тревожные сигналы.

По словам эксперта, дизтопливо занимает достаточно весомую долю в расходах строителей. Это не только трактора и бульдозеры, задействованные на строительных площадках. Техника, потребляющая это горючее, работает на песчано-щебневых карьерах, на сносе ветхих или выкупленных зданий, при транспортировке строительных материалов и рабочих.

— В зависимости от объема работ и профиля компаний эта статья расходов в момент дефицита топлива увеличивается в среднем на 20-30 процентов, — считает экономист. — А если брать в целом по отрасли, то это ни много ни мало — 15-16 процентов увеличения себестоимости работ.

Экономист считает, что вопрос удешевления топлива на внутреннем рынке страны должен распространяться не только на аграрный сектор.

— Если уж мы провозгласили строительство «локомотивом» экономики, то нужно решать вопрос о централизованном снабжении горючим, — считает Павел Щегловитов. — Идея формирования региональных резервов топлива для объектов жизнеобеспечения и аграриев достаточно здравая и востребованная. Но не стоит забывать о тысячах промышленных предприятий — мелких, средних, крупных, реализующих государственную политику в сфере жилищного строительства.

Свои предложения Павел Щегловитов изложил в форме объемной пояснительной записки и направил всем заинтересованным министерствам и ведомствам. Но ответа пока не дождался.

04.06.2008

Алекасей БАНЦИКИН, www.kn.kz

kn.kz
>
Новости