Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Хаотичная миграция

Почти треть казахстанцев с 1991 года были вовлечены в процесс внутренней миграции.

Почти треть казахстанцев (4,7 миллиона человек) с 1991 года были вовлечены в процесс внутренней миграции. Генпланами ряда городов не был предусмотрен такой массовый приток населения. В связи с этим между местными властями и переселенцами порой возникают конфликты.

Согласно данным Министерства труда и социальной защиты населения за последние два года, из одного региона в другой переезжает около 300 тысяч человек в год. По результатам соцопроса, проведенного Агентством социальных исследований «Эпицентр», среди самых распространенных причин, по которым сельчане покидают свои родные пенаты, — отсутствие работы, невозможность улучшить свое материальное положение, удаленность рынков сбыта для реализации их продукции, отсутствие соответствующей инфраструктуры и недостаточное качество медицинских и образовательных услуг.

Среди городов и областей, которые выбирают для места своего проживания сельчане, — нефтяные регионы — Мангыстауская, Атырауская области, а также Астана и Алматы. По данным переписи 1999 года, внутренние мигранты составили до 1/3 жителей крупных городов. Едут в основном из Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областей. При этом прослеживается тенденция — аулы покидает экономически активное население.

Основные проблемы, которые возникают по приезду в город — отсутствие жилья и прописки. Интересная статистика, выявленная в ходе опроса, проведенного Центрально-Азиатским институтом развития: 67 процентам мигрантов помогли обосноваться в городе родственники, друзья, земляки, 6 процентам — государство, а 16 процентов до сих пор находится в затруднительном положении, и они не верят, что им кто-нибудь сможет помочь. Эта категория переселенцев свои социальные трудности пытается решать самостоятельно. Приехавшие на новую территорию строят себе жилища, которые власти потом называют нелегальными. Только в Алматы в прошлом году при попытке сноса такого жилья было 8 столкновений с полицией. Противостояние с местными властями вылилось в 8 голодовок, 24 пикета и митинга, включая несанкционированные, 144 человека были задержаны, 28 — привлечены к административной ответственности.

Как известно, в любом городе есть свой генеральный план развития. Вся городская застройка идет согласно этому документу, который, учитывая социально-экономические показатели, периодически видоизменяется. Однако генпланы некоторых городов в последние годы не поспевают за массовой внутренней миграцией.

Близ Алматы, как и других крупных городов страны, образовались так называемые стихийные поселения. Сейчас в финансовом центре страны таких поселений насчитывается 28, в них проживают более 130 тысяч человек. Люди, незаконно заселившие земельные участки, очень часто в охранных зонах, практически оказываются без элементарных социальных благ, а это вызывает рост агрессии. При этом на них не действуют такие доводы, что могут произойти взрыв газа, оползень, подтопление их далеко не фундаментальных строений.

В 2006 году в Алматы в микрорайонах Бакай и Шанырак, где в основном проживают прибывшие на заработки жители других регионов республики, произошли столкновения. В течение многих лет они добивались того, чтобы их самовольно возведенные дома были узаконены, однако власти Алматы им в этом отказывали. Нелегальные постройки переселенцев в Алматы никак не согласовывались с генпланом, поэтому муниципалитет вынес решения «изъять земли для государственных нужд». На этой почве и произошел конфликт.

После известных всем событий власти Алматы, хотя и поздно, но взяли на себя обязательства в трехлетний период провести в эти микрорайоны инженерные коммуникации, газ, воду, электросети, дороги, наладить централизованное теплоснабжение и канализацию. Для реализации этих мер в поселения было инвестировано 1,7 миллиарда тенге. Позже экс-аким Алматы Имангали Тасмагамбетов отметил, что городские власти эту задачу перевыполнили, направив туда еще более полумиллиарда тенге. Но даже эти деньги, по его признанию, не способны решить все проблемы в одночасье. «Все наши усилия окажутся полумерами, если не решать ряд вопросов на республиканском уровне», — высказывался в свое время аким города.

А ведь события в Шаныраке и Бакае можно было предупредить, если бы власти своевременно уделили внимание вопросам внутренней миграции. Долгое время это явление не замечали, а люди из сел ежегодно прибывали в геометрической прогрессии. Не получив соответствующей помощи, они занимались своим обустройством самостоятельно.

Сегодня общественные организации по-своему предлагают решить эту проблему. Председатель республиканского общественного объединения «Шанырак» Асылбек Кожахметов ратует за принятие Закона «Об амнистии нелегальных поселений». По его словам, подобная попытка была предпринята два года назад во время акции легализации имущества, однако в последний момент сельских мигрантов исключили из списка претендующих на амнистию.

Дабы аналогичные события не повторялись, власти решили разработать комплекс мер по миграционным проблемам, предусматривающих не только статистическое отслеживание потоков, но и механизмы удержания трудовых ресурсов в других регионах страны как основы развития их экономического потенциала. Данное намерение государственных мужей похвально, поскольку до последнего времени данный вопрос был лишен должного внимания с их стороны. Более того, в стране нет ни одного нормативно-правового акта, который бы касался вопросов внутренней миграции. В существующем Законе «О миграции» говорится лишь несколько слов об этом понятии и приводятся отсылочные нормы. Министерство труда и соцзащиты только приступило к подготовке соответствующего документа.

Министерство юстиции тоже начало работу в этом направлении. Ведомство готовит поправки в законодательство, предусматривающие ряд обязательств граждан при регистрации по месту жительства. Так, согласно предлагаемым новшествам, каждый казахстанец будет обязан регистрироваться по месту жительства в течение трех месяцев с момента снятия и учета по месту прежней регистрации.

Кроме этого депутаты и ряд госорганов, видя недостаточный контроль со стороны Комитета по миграции за данным процессом, предлагают создать отдельный орган, например, Агентство по миграции и переселению.

Однако несмотря на ряд принимаемых мер до сих пор остается нерешенным самый насущный для переехавших в город сельчан жилищный вопрос. Как показало социсследование Центрально-Азиатского института, с этой проблемой сталкиваются 66 процентов провинциальных жителей по приезду в город. В Государственной жилищной программе на 2008-2010 годы предусмотрено строительство 236 тысяч квартир. Однако, как уверен председатель республиканского общественного объединения «Шанырак» Асылбек Кожахметов, «эти квартиры не достанутся мигрантам», поскольку доступное жилье предоставляется в первую очередь молодым семьям, имеющим детей, госслужащим, работникам госучреждений. «Мигранты, хотя и относятся к молодым семьям, имеющим детей, не имеют, как правило, прописки и работы, и, естественно, жилье им не по карману», — констатирует Асылбек Кожахметов.

В свое время власти намеревались решить проблемы переселенцев из сельских пунктов с особо неблагоприятными условиями и слабым потенциалом развития путем выделения земель из специально учрежденного государственного земельного фонда. Однако это все так и осталось на бумаге.

Однако следует отметить, что одни лишь изменения законодательства в области миграции мало повлияют на происходящее. Прежде всего надо «поднимать на ноги» село. Впрочем, в этом вопросе положительные результаты имеются, но достигаются они не так быстро, как хотелось бы. Конечно, жители сельских местностей и малых городов не могут просто сидеть и ждать светлого будущего, ведь кормить себя и свои семьи необходимо каждый день.

Среди самых распространенных причин, по которым сельчане покидают свои родные пенаты, — отсутствие работы, невозможность улучшить свое материальное положение, удаленность рынков сбыта для реализации их продукции, отсутствие соответствующей инфраструктуры и недостаточное качество медицинских и образовательных услуг.

28.05.2008

Нурлан Искаков, www.kn.kz

kn.kz
>
Новости