Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Строить дом нужно с фундамента

Есть опасения, что СПК постигнет та же печальная участь, что и другие государственные программы. За последний десяток лет в республике было разработано не менее десяти программ по отдельным отраслям и сферам экономики. Все они рассматривались на самых высоких уровнях, причем почти каждая объявлялась чуть ли не судьбоносной. Больше всего «везло» промышленности, структурной перестройке и диверсификации экономики. Сейчас мало кто помнит названия этих программ, разве что развитие кластеров и «30 корпоративных лидеров», и то потому, что их пропаганда была начата недавно, хотя мало кто понял, в чем их отличие от принятых ранее.

Есть опасения, что СПК постигнет та же печальная участь, что и другие государственные программы.

За последний десяток лет в республике было разработано не менее десяти программ по отдельным отраслям и сферам экономики. Все они рассматривались на самых высоких уровнях, причем почти каждая объявлялась чуть ли не судьбоносной. Больше всего «везло» промышленности, структурной перестройке и диверсификации экономики. Сейчас мало кто помнит названия этих программ, разве что развитие кластеров и «30 корпоративных лидеров», и то потому, что их пропаганда была начата недавно, хотя мало кто понял, в чем их отличие от принятых ранее.

В последние два года с подачи президента началась «раскрутка» нового направления – создания и развития социально-предпринимательских корпораций (СПК), которые должны решить сразу целый комплекс задач, не решенных за прошедшее десятилетие, несмотря на весьма оживленную «программную работу».

Что такое СПК?

Впервые понятие «социально-предпринимательская корпорация» было введено в обиход президентом в январе 2006 года. Выступая перед членами кабинета министров, он заявил о необходимости создания подобных корпораций, в которые были бы переданы активы государственных и коммунальных предприятий (как нерентабельных, так и рентабельных, а также работающих с недостаточной долей рентабельности) для реабилитации и перепрофилирования их деятельности. Таковых структур должно было быть несколько и объединить они должны были группы регионов.

Уже в середине февраля о СПК всерьез было заявлено премьер-министром Даниалом Ахметовым вовремя представления программы действий кабинета перед депутатами парламента. Интересно, что выдвинутая идея формирования СПК уже в течение 2006 года несколько раз меняла свое содержание, причем до сих пор остается неясным, кто же является идеологом их создания и функционирования.

Сейчас наиболее распространено определение, что социально-предпринимательские корпорации – это устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли от производства и продажи товаров и услуг. Целью создаваемых СПК станет обеспечение прорывного развития регионов путем диверсификации экономики, создание эффективной системы корпоративного управления, консолидация госактивов и предпринимательской инициативы для решения социально-экономических задач. Обратите внимание, теперь диверсификация экономики становится проблемой для регионов.

Единственным акционером создаваемых СПК будет правительство. Планировалось, что в уставный капитал СПК будут переданы бюджетные средства, земельные ресурсы, право недропользования на определенные виды полезных ископаемых, АО, ТОО с госдолей участия, госпредприятия, госимущество. По идее, СПК, имея на балансе значительные ликвидные (!) активы, смогут привлекать долгосрочный капитал на условиях, приемлемых для реализации региональных проектов. В правительстве также считали, что предлагаемый способ капитализации и высокопрофессиональный менеджмент СПК позволят привлечь иностранных инвесторов в совместные региональные проекты, способствующие внедрению перспективных инноваций и высокотехнологичной продукции.

«Что мы закладываем в СПК как в идеологию? Развитие частного бизнеса. Через СПК мы должны дать в регионах возможность бизнесу реализовать конкретные инвестиционные проекты», – говорил в 2006 г. вице-министр индустрии и торговли, руководитель рабочей группы Аскар Баталов. По его словам, основная цель СПК – заработать деньги, чтобы они «были направлены в каждый реальный точечный социальный проект». Поэтому сегодня государство капитализирует СПК бюджетными средствами и придает этим корпорациям статус национальных компаний. Более того, на следующий (2007) год в республиканском бюджете заложено по 2 миллиарда тенге на каждую СПК. «Мы все-таки предполагаем, что эти деньги пойдут на проработанные и четко обоснованные инновационные проекты», – утверждает Аскар Баталов.

Что касается месторождений, сразу определено – бизнес по добыче порядка 18 наименований полезных ископаемых (к примеру, уголь, олово, никель) будет передан преимущественно СПК. «СПК будут создавать совместные предприятия с частным бизнесом. Это будет диалог двух хозяйствующих структур, одна из которых государственная, имеющая госактивы, еще не задействованные, и самое главное, заинтересованная в конечном результате»,– объяснял тогда Аскар Баталов.

Обязательная социальная ответственность

Следующая большая задача, которая по задумке возлагалась на СПК, – социальная ответственность бизнеса. «Одной из основных задач мы видим внедрение международных стандартов социальной ответственности бизнеса», – утверждал тогда же, в 2006 году, Аскар Баталов.

Между тем уже тогда отношение предпринимателей к подобным идеям было чрезвычайно критичным. Так, выступая в «Эксперте Казахстана» председатель совета директоров АО «Альянс Полис» Сакен Сейфуллин заявил: «Мы все за социальную ответственность. Но это по указке сверху никогда не делалось. Надо создавать среду. А что получается? Говорили: уберем барьеры, пусть малый и средний бизнес развивается. А тут еще одна надстройка. Понятно, государству захотелось заняться бизнесом. Сначала сказали: создавайте ассоциации – отраслевые, профессиональные. Потом, что их слишком много, создавайте в каждой отрасли по одной. Создали «Атамекен» – попытка создания «министерства бизнеса». За ним создаются «Казына» и «Самрук», следующий этап – СПК, которыми управляют тоже чиновники. Почему-то считается, что это будет более эффективно, хотя постоянно с трибун говорится о том, что государство – плохой бизнесмен. На практике получается, что государство – хороший бизнесмен и будет входить во всякий бизнес», – считает Сакен Сейфуллин.

Еще один крупный отечественный предприниматель в приватной беседе сказал буквально следующее: «Создание СПК – это скорее жест отчаяния. Вместо того чтобы создавать благоприятную бизнес-среду, пытаются судорожными движениями создать имитацию бурной деятельности. Если идеи о создании 7 региональных корпораций будут реализованы, это приведет к смене экономического уклада. Похоже, здесь есть причины, которые лежат вне сферы экономики, и о них мы скоро узнаем».

С подобным мнением согласен и Сакен Сейфуллин. По его словам, «сейчас реально происходит смена векторов в экономической политике». «Фактически все активы передаются в три организации – «Самрук», «Казына» и СПК. Все это происходит на фоне административной реформы. Малый бизнес скорее для формы, он остается где-то в тени. Много возможностей появится для рейдерства, для нового передела собственности».

С чего строить дом?

Выступая в августе 2006 года на расширенном заседании Совета по экономической политике с участием представителей финансового сектора тогда еще вице-премьер-министр экономики и бюджетного планирования Карим Масимов заявил: «В ближайшие месяцы начнутся пилотные проекты по созданию социально-предпринимательских корпораций и возможно появление еще одного института – холдинговой компании «Казагро» по объединению всех агроиндустриальных институтов. Те вопросы, которые начинали обсуждать весной, переходят в практическую плоскость».

До конца 2006 года предполагалось создание семи СПК в региональных экономических зонах – макрорегионах: в Северном с центром в Костанае; Каспийском с центром в Атырау; Уральском с центром в Актобе; Иртышском с центром в Усть-Каменогорске; Сары-Аркинском с центром в Караганде; Южном с центром в Шымкенте; Жетысуском с центром в Алматы. В бюджете 2007 года на капитализацию СПК было заложено 14 млрд тенге.

На сегодняшний день все семь СПК созданы. Указом президента страны в них назначены руководители. А в СПК «Сары-Арка» его успели даже поменять. Заметим, что подбор руководителей в некоторых случаях вызывает, мягко говоря, недоумение. Но мы еще с советских времен запомнили, что номенклатурный руководитель может руководить всем – от бани до дипломатического представительства. Похоже, принцип «куда партия пошлет» еще не совсем забыт.

Но, к сожалению, мы в очередной раз забыли, что строить дом надо с фундамента. В выступлениях руководителей страны довольно часто упоминаются СПК как новое образование, призванное решать достаточно большое количество задач комплексного регионального социально-экономического развития. И это в то время, когда еще не принят закон, регламентирующий их права, функции, рамки их деятельности, порядок взаимодействия с органами государственного и регионального управления. Давать же, как это делает правительство, поручение организациям, не определив их правовой статус, – это, видимо, еще одно казахстанское «ноу-хау».

Со своей стороны СПК торопятся заявить о начале бурной деятельности. Почти все руководители корпораций уже выступили в СМИ. Проведены общественные презентации, где в частности озвучены были перечни проектов, принятые на исполнение. Мы ознакомились с выставленным на сайтах перечнем объектов, переданных корпорациям государством, и предварительными предложениями по реализации инвестиционных проектов. Честно говоря, не впечатляет. По многим из них едва ли удастся найти заинтересованных инвесторов даже на принципах государственно-частного партнерства. Хотя ряд из предлагаемых корпорациями инвестиционных проектов на первый взгляд выглядят довольно привлекательно, однако возникают определенные сомнения в наличии обоснований их экономической эффективности и серьезных маркетинговых проработок.

Еще одна проблема СПК, как можно судить из содержания их сайтов, – это отсутствие на сегодня продуманной стратегии их развития, направленного на совершенствование структуры экономики соответствующих регионов, приоритет обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг, в частности туризма, решение проблем социального развития в направлениях и объемах, выходящих за пределы компетенции существующих региональных администраций.

Хотелось бы ошибиться, но возникают опасения, что развитие социально-предпринимательских корпораций постигнет та же участь, что и многие из принятых в стране национальных и государственных программ.

07.03.2008

Виталий АСТАХОВ, www.respublika.kz

kn.kz
>
Статьи