Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

НеСНОСные причины

Из-за кризиса на строительном рынке не только остановились работы на стройплощадках, но и сдвинулись сроки сноса. Застой отрасли определенным образом сказался на собственниках домов, дач и других строений. Если до кризиса они были под угрозой сноса, то сейчас находятся в подвешенном состоянии.

Из-за кризиса на строительном рынке не только остановились работы на стройплощадках, но и сдвинулись сроки сноса. Застой отрасли определенным образом сказался на собственниках домов, дач и других строений. Если до кризиса они были под угрозой сноса, то сейчас находятся в подвешенном состоянии.

Все дело в том, что у большинства застройщиков на данном этапе нет средств даже на завершение строительства начатых жилых комплексов, не говоря уже об освоении участков со сносом под новые объекты. Однако чиновники не считают, что сложившаяся ситуация способна затормозить исполнение генеральных планов городов, в соответствии с которыми и проводится снос.

— Так называемый «кризис на строительном рынке» не может отразиться на реализации генпланов городов в целом и столицы в частности, — говорит заместитель председателя Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли Николай Тихонюк. — В данной ситуации речь идет о частичной, временной приостановке строительства отдельных жилых объектов и комплексов. Кроме того, строительство социальных объектов (школ, больниц, детсадов и др.), финансируемых за счет республиканского бюджета, осуществляется исходя из нормативного срока продолжительности строительно-монтажных и других работ, который определяется при разработке проектно-сметной документации. А значит, должно вестись по графику.

Тем не менее, приостановка строительства заметно охладила стремление застройщиков к освоению новых территорий. Если даже до кризиса они занимались сносом без особого энтузиазма, то сейчас вообще потеряли к нему интерес.

Сомнительные льготы

Основным плюсом участка, освобождаемого от старых строений, считаются уже существующие инженерные коммуникации. Столичное левобережье, а точнее поселки Заречный, Чубары и Тельмана, не могут похвастать этими благами цивилизации. Сети теплоснабжения требуют полной замены, электросети и водопровод находятся в ужасающем состоянии, канализации нет вообще. Не помогло даже включение этих территорий в специальную экономическую зону (СЭЗ), которое дает потенциальным застройщикам немалые льготы ипреференции. По мнению представителей некоторых строительных компаний, эти льготы несоизмеримы с проблемами, которые ложатся на них в ходе сноса на территории СЭЗ.

— По идее инженерные коммуникации на территорию СЭЗ должны быть проведены за счет бюджета, однако на деле этого не происходит. Коммуникации на левый берег ведут бесконечно долго, прокладывать их за свои деньги нам не выгодно, потому что возврата этих средств не будет, — говорит начальник департамента строящихся объектов одной из строительных компаний Астаны, не пожелавший представиться. — Заниматься сносом и ждать коммуникаций можно бесконечно. Это неоправданная трата времени и денег.

Стоит заметить, что суммы, затрачиваемые на снос, со временем только увеличиваются. Соответственно растет и стоимость квадратного метра жилплощади, которая сменит прежние постройки. Для клиентов компаний, ориентированных на строительство элитного жилья, повышение стоимости квадратного метра на 200-500 долларов не так уж и значимо, но для тех, кто занят строительством жилья эконом-класса, рост цен чреват потерей основной категории клиентов — людей со средним достатком.

Неуемные аппетиты

Еще одно обстоятельство, из-за которого застройщики не горят желанием осваивать территории со сносом, — долгие споры о размере компенсации.

— Основная причина нашего нежелания связываться со сносом — неумные аппетиты владельцев домов, дач, гаражей, — говорит представитель крупной строительной компании столицы, пожелавший дать комментарий только на условиях анонимности. — Договориться с каждым собственником — большая проблема. Особенно если речь идет о кафе, мелких пивных заведениях, парикмахерских, пристроенных к основному зданию. Немалая проблема — дачи. При сносе дач мы целиком и полностью полагаемся на «Квартирное бюро», потому что с каждым садоводом не договориться. Споры затягиваются на месяцы в основном потому, что дачники желают получить такую компенсацию за участок, как будто на нем стоит трехэтажный коттедж с бассейном. Но самые большие неприятности начинаются при сносе гаражей. Найти настоящих владельцев трудно, иногда просто невозможно. Люди разъехались, «на словах» передав права собственности на гараж и участок соседям, родственникам, а то и вовсе бросив железный «скворечник» на произвол судьбы. Начать строительство без согласия собственника нельзя. Что делать, если собственника найти невозможно? Теоретически оформить бесхозные строения на застройщика можно, но внезапное возвращение настоящего владельца чревато долгими судебными процессами и, как следствие, внушительными компенсациями.

Спешите договориться

Понятно, что застройщики порой лукавят. На месте одно-двухэтажного дома, нескольких дач или десятка гаражей строят высотки, в которых один только этаж при продаже способен покрыть расходы, затраченные на снос.

А вот собственникам сносимых построек приходится несладко. Многие из них вынуждены съезжать с давно обжитых мест, терять время на поиски нового жилья, тратить нервы на судебные тяжбы и волокиту при получении компенсации. В этой связи их намерение получить как можно больше за свою собственность вполне понятно. Как, впрочем, понятно и желание застройщика выплатить по минимуму.

— Чтобы избежать судебных тяжб, нужно договариваться с каждым собственником индивидуально, — говорит экс-депутат Сергей Киселев. — Ведь люди в большинстве случаев не отказываются переезжать. Их не устраивает сумма. Если бы размер компенсации устроил владельца участка, он бы съехал уже на следующий день. Вместо того чтобы платить посредникам, я предлагаю платить самим собственникам. В моей практике крайне редко были случаи, когда владелец участка, в силу своей неграмотности или психической неустойчивости, требовал запредельные суммы. Конечно, люди пытаются получить больше, что-то выиграть. Их желание понятно. Но строители ведь тоже хотят получить прибыль, для этого они должны договориться, не ущемлять интересы владельца земли. Застройщик и собственник — как на базаре, они должны торговаться.

 04.03.2008

Юлия Шишкалова, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи