Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Дольщики: “Это одна большая массовая афера” - Чиновники: “Это ваш гражданско-правовой риск”

“Чтобы завтра ситуация не стала еще хуже, чем сегодня”, - такими словами модератор круглого стола Асылбек Кожахметов пригласил обманутых дольщиков, чиновников, политиков и правозащитников к дискуссии. “Проблемы, связанные с долевым участием граждан в жилищном строительстве и возможные пути их решения” - так была обозначена тема встречи. Проблемы вопиющие, и в них, как в зеркале, отражаются все главные пороки государственной системы. А вот “какое-либо решение возможно только на высшем уровне”.

“Чтобы завтра ситуация не стала еще хуже, чем сегодня”, - такими словами модератор круглого стола Асылбек Кожахметов пригласил обманутых дольщиков, чиновников, политиков и правозащитников к дискуссии. “Проблемы, связанные с долевым участием граждан в жилищном строительстве и возможные пути их решения” - так была обозначена тема встречи. Проблемы вопиющие, и в них, как в зеркале, отражаются все главные пороки государственной системы. А вот “какое-либо решение возможно только на высшем уровне”.

“Реально никаких мер в этой области не предпринимается. Деньги правительство, вроде бы, выделило, но для кого?”, - дал вводную Асылбек Кожахметов, председатель РОО “Шанырак”.

Юрист Сергей Уткин представил свое видение ситуации с дольщиками. Один слой проблемных фирм составляют строительные компании, которых затронул финансовый кризис. Они не могут получить кредит и завершить строительство. Подвидом данной категории выступают фирмы, не рассчитавшие свои силы. Например, взялись строить 50 домов, а денег собрали только на 20, из-за чего не уложились в себестоимость. Здесь при правильном ответственном подходе ситуацию выправить в принципе можно.

Второй этаж составляют компании, хозяева которых, получив деньги дольщиков, заранее вытащили из бизнеса всю запланированную ими прибыль. В силу роста цен и проблем с кредитами себестоимость строительства выросла, но вкладывать часть “изъятых” денег в завершение строительства они не хотят и занимают выжидательную позицию.

Третья группа – это чистые компании-паразиты. Здесь мошенничество в абсолютном виде. Собрали 100% предоплаты, но что-либо строить изначально не собирались.

Нужно “заставить учредителей и тех лиц, которые стоят за учредителями, выполнить принятые обязательства”. Ключевым инструментом г-н Уткин здесь видит уголовное преследование, потому что “при желании отследить, куда ушли деньги не сложно”. “Фактически никто никакой ответственности не несет, деньги дольщиков никто не ищет”, - констатировал он современное положение дел.

Юрий Усов, юрист РОО “Шанырак” привел примеры работы плохих и очень плохих компаний. “Досор девелопмент”, например, собрал с граждан более $250 млн., но к строительству так и не приступил. Аким Алматы никакого конкретного пути выхода из кризиса не предлагает, сроки решения проблемы не обозначает.

Есть и такой момент. Обманутые дольщики “Куата” готовы доплатить на объектах большой степени готовности, чтобы дома достроили. Но для них нет гарантий, что после нового взноса денег строительство домов завершат, а если это и произойдет, то квартиры получат именно те, кто заплатил.

“Мы – налогоплательщики, граждане страны. На наши деньги живут чиновники, парламентарии, судьи, но при этом не решают никаких наших проблем”, - подчеркнула Яна Исакова, представлявшая пострадавших от ТОО “Алматыинвестстрой”. Всего на круглом столе были обманутые дольщики от пятнадцати строительных компаний.

У жертв “Алматыинвестстроя” фактически накоплена летопись равнодушия государственных структур, хотя они и получают с мая 2005 года в среднем один ответ на три письма в компетентные инстанции. “Суд проблемы не решает. Судебные органы заинтересованы в минимальных сроках наказания для виновных, но не заинтересованы в нахождении денег и установлении справедливости”, - отметила г-жа Исакова.

Доведенные до отчаяния 1000 человек готовы широковещательно попросить политического убежища в других странах, поскольку надежды на защиту своих прав в Казахстане у них уже не осталось. Яна Исакова признает, что данная акция скорее политическая, чем экономическая, но другого выхода люди пока не видят.

Светлана Савченко, депутат маслихата Алматы от партии “Нур Отан” и руководитель Национальной лиги защиты потребителей, обратила внимание на то, что закон “О защите прав потребителя” защищает лучше, чем закон “О долевом участии”. Но в судах дольщиков отказываются признавать потребителями и не рассматривают иски в формате сделок “купли – продажи”. “До тех пор, пока будет коррупция в судах, мы ничего сделать не сможем, - подчеркнула она. – От того, что посадят подставных людей, пострадавшим легче не станет”.

Магзам Сергазин, 1-ый заместитель директора департамента по строительству акимата Алматы, рассказал следующее: “До лета прошлого года ситуация была нормальная”. А потом “кризис за рубежом аукнулся в нашей республике”. Те объекты, где готовность 90% и выше будут достраиваться, с объемом выполненных работ 10-20% оставляться без акиматовского внимания, а к зданиям средней категории готовности планируется подходить индивидуально.

По мнению чиновника, в случае с дольщиками не может идти речи о договорах купли-продажи квартир, “потому что физически нет квартиры, зарегистрированной в Центре недвижимости”. Фраза г-на Сергазина “граждане, которые приходят к застройщику, должны были посмотреть лицензии, разрешения” сработала детонатором. Дольщики сразу вскипели.

“У компании “Верный.kz” все бумаги были на руках, в том числе подписанные акимом Тасмагамбетовым!” - заявила Анастасия Новикова, представляющая пострадавших от этой мошеннической фирмы. Кстати, она заметила, что на данный момент “Верный.kz” фигурирует среди шести застройщиков в Рабочем поселке Алматы, а там под застройку отведено 200 га земли.

Чиновники стали объяснять, что лицензия на освобождение участка под строительство и лицензия на строительно-монтажные работы – это разные документы. Мониторинг рекламы со стороны недобросовестных застройщиков в их функциональные обязанности не входит. Представители правоохранительных и судебных органов на круглый стол вообще не пришли.

“Я считаю, что это дискредитация главы государства, причем при прессе”, - заявил Сергей Злотников, исполнительный директор антикоррупционного НПО “Транспаренси Казахстан”, в ходе полемики с чиновниками.

Состоялся и такой диалог.

Дольщики: Кто создал условия для этих мошенников?!

Магзам Сергазин: Кто?

Дольщики: Государство и создало!

Из чиновников средней руки, отправленных беседовать с озлобленными гражданами, особняком держался только Нурмухамет Митебаев, государственный инспектор по Южному региону (от Шымкента до Талдыкоргана) комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли. Он не общался с обманутыми дольщиками в том духе, что сами виноваты. Признавал, что проблема есть, но как ее решать лично он не знает. Вдобавок с 2005 года все принципиальные вопросы по строительству отнесены к компетенции акиматов и республиканское ведомство просто лишено реальной возможности влиять на ситуацию в данной сфере.

“Создается впечатление, что это одна большая массовая афера”, - первой данную идею высказала Анастасия Новикова, а потом ее многие повторили. “Когда 40 тысяч дольщиков – граждан Казахстана, потеряли свои средства, государство не может устраняться от проблем, - подчеркнула Елена Наруценко, дольщик компании “Ак Аул”. – Это примерно то же самое, что разрушить 40 тысяч квартир”.

Пострадавшие дольщики и их защитники делали упор на то, что “законодательство содержит огромное количество статей, поощряющих коррупцию”. Законодатели – чиновники – банки – недобросовестные застройщики – правоохранительные органы – суды выступают как звенья одной порочной цепи. “Вседозволенность, безответственность, безнаказанность – это три кита, на которых стоит мошенничество”, - заявил общественный деятель Жасарал Куанышалин.

Сенатор Жумабек Торегельдинов отметил, что “лучшие умы страны сейчас думают над этим вопросом”. “Президент сказал, что ни один дольщик не пострадает” - напомнил парламентарий. Значит, по его мнению, так и будет. “На чем основана такая уверенность?” - спросил сенатора г-н Куанышалин. “На словах президента”, - последовало в ответ.

Г-н Торегельдинов вообще много о чем говорил. У него даже спросили, что он имеет в виду под словами “вам самим надо заводить уголовные дела”, уж не эскадроны ли смерти?В ответ сенатор пошел в несознанку, сказал, что ничего такого не говорил, а имел в виду подачу исков в суды, прокуратуру и другие уполномоченные органы.

“Те люди, которые пришли отвечать на вопросы – это винтики системы, которая не несет никакой ответственности”, – заметила Бахтыла Туменова, общественный фонд “Амансалык”.

Сергей Уткин полагает, что выделение государственных денег проблемным компаниям ошибочно. Нужна политическая воля. “Только тщательное расследование с наказанием виновных. Если сядут на скамью подсудимых человек пятьдесят, а все их имущество будет конфисковано, то на других такое подействует отрезвляюще” - таким ему видится алгоритм государственных действий.

Из обманутых дольщиков, с которыми удалось пообщаться на круглом столе, громким обещаниям президента, органам государственного управления, правоохранительным структурам и судам никто не верит. Терпение у людей кончилось еще “вчера” и “позавчера”. Что конкретно предпринять они пока думают, но лингам Брамы вместо крыши над головой или возврата денег никого из них не устраивает.

28.02.2008

Владислав ЮРИЦЫН, www.zonakz.net

kn.kz
>
Статьи