Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Кто виноват в проблемах дольников?

Проблема обманутых дольщиков, подобно кусающей себя за хвост змее, замкнулась в круг взаимных обвинений. Причем в адрес каждой из сторон можно привести свои pro и contra. Однако, не минуя извечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?», принимать срочные меры придется все¬таки государству. На завершение строительства долевой недвижимости правительство уже выделило немалую сумму. Но, как считают эксперты, чтобы разрубить этот гордиев узел, необходимо принять комплексную программу. Тем более что пока помочь смогут далеко не всем дольщикам…

Кто виноват?

– Обращаясь в различные инстанции с мая прошлого года, мы так и не смогли найти ответственных лиц, которые отвечают за сложившуюся ситуацию. Там говорят: «Вы пришли к нам со своими проблемами, но государство­то здесь при чем?» – рассказывает руководитель инициативной группы дольщиков компании «Алматыинвестстрой» Яна Исакова.

К слову, этот вопрос в той или иной форме еще не раз задавался на круглом столе, собравшем в среду представителей власти, правозащитников и дольщиков. В целом же отношения госструктур с обманутыми дольщиками сейчас до боли напоминают знаменитый диалог Остапа Бендера с отцом Федором: «Почем опиум для народа?» – «Сам дурак!». Только в нашем случае обманутые дольщики задают извечный вопрос – кто виноват и кто в ответе за то, что деньги граждан вместе с обещанными квартирами растаяли как опиумный мираж.

– По всем проблемным объектам договоры были заключены до введения нового закона, – говорит возмущенным дольщикам заместитель директора департамента государственного архитектурностроительного контроля Алматы Канат Айткулов. – А вообще никто вас не просил заключать эти договоры. Наверное, это был самый дешевый вариант…

О том, что дольщики сами виноваты, связавшись с мошенниками, говорил также и первый заместитель городского департамента строительства Мазан Сергазин. По его словам, участники долевого строительства отдавали деньги на будущее жилье, не проверяя у компаний никаких документов. Однако у дольщиков своя точка зрения на этот вопрос.

– Я отдавала деньги не мошенникам, а честным бизнесменам: у них на руках были все необходимые документы, подписанные представителями всех уполномоченных государственных органов, – утверждает руководитель инициативной группы «Верный­kz» Анастасия Новикова.

Надо сказать, что дольщики обеих вышеназванных компаний попали в число тех, чье жилье не просто не достроено, оно строиться и не начинало. В лучшем случае на месте предполагаемых квартир можно лицезреть заросший бурьяном котлован, в худшем – еще даже не выкупленную у частников территорию. Так, например, по словам Мазана Сергазина, на одном из двух участков застройщика «Алматыинвестстрой» из сорока трех домовладений выкуплено под снос пока только тринадцать.

Между тем по решению городской комиссии Алматы помогут далеко не всем компаниям. Так, государство поможет достроить 139 домов средней степени готовности. Как сказал Мазан Сергазин, деньги, необходимые на завершение двадцати первых объектов, придут уже в апрелемае этого года. Здания с уровнем готовности до девяноста процентов застройщики обещали достроить сами, а дома с нулевой или очень низкой степенью готовности комиссия сочла безнадежными. Однако, как заверил дольщиков «Алматыинвестстроя» первый заместитель начальника департамента строительства, их вопрос решается. В частности, сейчас предлагают объединить дольщиков с двух участков данной компании. Но, как подчеркнул господин Сергазин, всем дольщикам акимат помочь не в силах.

В то же время депутат сената парламента Жумабек Торегельдинов, кстати, тоже являющийся дольщиком недостроенного дома, сказал, что сейчас лучшие умы страны решают проблему дольщиков нулевого цикла. Он также подчеркнул, что средства на окончание строительства долевой недвижимости – порядка 15 миллиардов тенге – «оторвали от других жителей Алматы», от других социально важных объектов. По его словам, многие строительные компании вполне могут рассчитаться с дольщиками, но они «стали обналичивать деньги и кудато прятать».

– У строительных компаний есть деньги, яхты, недвижимость – вот пусть и рассчитываются, – резюмировал он. – Помощь будет оказываться тем компаниям, которые могут встать на ноги, а по другим будет какое­то другое решение. Президент сказал, что ни один дольщик не пострадает, и в этом направлении сейчас работает правительство.

Что делать?

В сложившейся ситуации государственные органы и правозащитники винят в основном кризис в строительной отрасли, изза которого многие компании не смогли найти средств для завершения строительства, и недобросовестных застройщиков, которые ловко воспользовались сложившейся ситуацией и, попросту говоря, кинули дольщиков. Однако, по мнению известного юриста Юрия Усова, деньги дольщиков ускользнули через брешь в законодательстве. Он пояснил, что многие из пострадавших заключали договоры с компаниями на нулевом этапе строительства – в период с июня 2006го по январь прошлого года, то есть до вступления в силу Закона о долевом участии, и не были застрахованы от того, чтобы «попасть в сети неурегулированных отношений».

– Статьей Гражданского кодекса предусмотрено, что если после заключения договора в законодательстве меняются правила, то их действие распространяется и на ранее заключенные договоры, – поясняет Юрий Усов. – Почему же тогда в Законе о долевом строительстве не предусмотрены меры, способные защитить дольщиков по ранее заключенным договорам? Сейчас логичнее всего потребовать от законодательного органа принять изменения и дополнения в уже действующий закон.

Какие еще меры предлагают эксперты? Прежде всего, как считает независимый юрист Сергей Уткин, строительные компании нужно заставить выполнять свои обязательства посредством уголовного преследования. Только эта мера, как считает юрист, может заставить учредителей компаний вернуть в оборот заранее выбранные прибыли, а не дожидаться помощи от государства.

– Нужно привлечь к ответственности не только учредителей, но и самое главное – отследить весь путь исчезновения денег, – считает он. – Тогда потянется цепь всевозможных родственников, товарищей, партнеров, чиновников, к которым часть средств перекочевала в виде взяток.

По словам самих дольщиков, они вовсе не хотят усадить за решетку кого бы то ни было. Гораздо больше их волнует возврат денег или получение обещанного жилья. В то же время эксперты отмечают, что как раз­таки поиском средств никто особо и не занимается. Более реальными в этом свете выглядят предложения о создании городских кризисных комиссий, в которые бы входили как представители всех уполномоченных государственных органов, так и общественные деятели вкупе с представителями дольщиков. Кроме того, как предлагает юрист Юрий Усов, в судебном порядке следует установить внешнее наблюдение за компаниями под контролем кредитора, чтобы обеспечить сохранность имущества.

Впрочем, урегулировать сложившуюся в области долевого строительства ситуацию, по мнению участников круглого стола, может только комплекс мер. Так, в составленной резолюции они предлагают инициировать проведение парламентских слушаний с участием государственных структур, НПО, а также представителей застройщиков и дольщиков. Только в таком ключе, по их мнению, можно будет разработать механизм защиты дольщиков и соответствующую республиканскую программу. Правительству при этом предлагается усовершенствовать законодательство и обеспечить должный государственный контроль над выполнением обязательств со стороны строительных компаний.

Кроме того, межведомственную комиссию нужно создать правоохранительным органам. Генеральной прокуратуре, финансовой полиции, КНБ и МВД предлагается «разработать механизм обеспечения возможного ущерба дольщиков за счет средств строительных компаний, личного имущества должностных лиц и учредителей, а также всевозможных аффилиированных лиц, обманным путем завладевших средствами дольщиков». Разрешением же конфликтов между дольщиками и застройщиками, согласно резолюции, должны заняться общественные комиссии, в которые войдут работники госструктур, общественные деятели, дольщики и СМИ. Также участники круглого стола предлагают партии «Нур Отан» инициировать проверку деятельности государственных органов, ответственных за работу строительных компаний. Что же касается дольщиков, то их участники круглого стола призывают сообща отстаивать свои интересы в рамках общественного движения. Хотя уже сейчас многие из них теряют самообладание и предлагают некие крайние меры. Скажем, дольщики компании «Алматыинвестстрой» обещают: «Если нам не помогут, будем просить убежища за рубежом».

29.02.2008

Юлия Мамырбаева, www.izvestia.kz

kn.kz
>
Статьи