Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Дом, который построил

«Мороз крепчал» — так часто начинались сентиментальные романы 19 века. На строительном рынке, далеком от сентиментальности, мороз крепчает уже полгода. Когда-нибудь весна наступит, и оттаявшие живительные финансовые потоки потекут из карманов покупателей на замерзшие стройки. Свое мнение о том, что происходит сейчас на строительном рынке Казахстана, мы попросили высказать начальника отдела маркетинга АО «Астана-Недвижимость» Кирилла Гончарова.

«Мороз крепчал» — так часто начинались сентиментальные романы 19 века. На строительном рынке, далеком от сентиментальности, мороз крепчает уже полгода. Когда-нибудь весна наступит, и оттаявшие живительные финансовые потоки потекут из карманов покупателей на замерзшие стройки. Свое мнение о том, что происходит сейчас на строительном рынке Казахстана, мы попросили высказать начальника отдела маркетинга АО «Астана-Недвижимость» Кирилла Гончарова.

— Кирилл Алексеевич, насколько изменился рынок недвижимости за последние полгода?

— Значительно. С одной стороны можно было ожидать ужесточения конкуренции между строительными компаниями в борьбе за клиента, но на деле выходит так, что рынок, наоборот, очистился, и конкуренция стала даже слабее. К лету количество компаний, ушедших, «выброшенных» с рынка, достигнет половины. В первую очередь разоряются, банкротятся бывшие субподрядные и генпод­рядные организации, не имеющие ни достаточных ресурсов, ни опыта работы.

Для покупателей недвижимости определенные плюсы в этой ситуации имеются — отсеются ненадежные компании-однодневки. На рынке останутся только профессионалы, цель которых — долгосрочная перспективная работа на рынке недвижимости, те, для кого строительство — это и призвание, и ежедневная работа.

Сейчас уже начался процесс слияния и поглощения более стабильными компаниями мелких, нежизнеспособных. Примером тому стала компания «Тамыз». Кроме того, происходит процесс «интеллектуализации» рынка. Стали выделяться компании-девелоперы (каковой является «Астана-Недвижимость») и разделяться сами понятия девелопмента и строительства.

— Когда, по Вашим прогнозам, ситуация на рынке недвижимости начнет улучшаться?

— К лету должно стать легче. Был период, когда на протяжении нескольких месяцев не было заключено ни одной сделки по купле недвижимости ни у одного застройщика. Но в столице более 20 тысяч человек живут в ветхих и аварийных домах; около 8 тысяч граждан числятся очередниками на улучшение жилищных условий; более 26 тысяч работников бюджетной сферы нуждаются в доступном жилье. Тут уж ничего не попишешь. Сейчас большинство потенциальных покупателей ожидают так называемого «ценового дна». Если оперировать данными психологов, период оценки товара, в частности недвижимости, может длиться до полугода. Мы ожидаем роста спроса на жилье примерно к началу лета, тогда необходимость переборет сомнения…

— Как Вы оцениваете государственную политику в области недвижимости?

— Если говорить о средствах, выделенных Правительством на завершение строительства, — это, безусловно, оправданная мера. Нами, кстати, были получены деньги на достройку двух объектов.

— Изменилось ли что-то в отношениях «клиент — застройщик»?

— Безусловно, отношение к клиенту изменилось. Если раньше реализатор (в том числе и наша компания) мог отказать покупателю, показавшемуся недостаточно благона­дежным, то теперь, наоборот, применяются все возможные маркетинговые инструменты, чтобы удовлетворить любого, — и скидки, и рассрочка, и подарки, и рекламные акции.

Сам клиент тоже изменился. Если раньше решающими факторами для приобретения жилья были, в основном, его цена, местоположение, развитая инфраструктура, то теперь покупателя интересует помимо этого финансовая стабильность компании, положительный имидж, отсутствие фактов мошенничества.

— Так будет ли снижение цен?

— Значительного снижения цен на недвижимость в Астане ожидать не приходится. У нас на настоящий момент одна из самых «дешевых» в плане жилья столиц. Судите сами, в Лондоне в среднем квадратный метр стоит около 14,5 тысячи евро, в Дублине — более 5, в Люксембурге и Мадриде — около 4. Мы, конечно, не Европа, но, учитывая дороговизну строительных материалов, себестоимость жилья у нас примерно одинакова.

— Как Вы думаете, на какие факторы в ближайшие полгода должны обратить внимание компании — участники рынка недвижимости, чтобы выйти победителями из кризисной ситуации?

— Во-первых, на поиск дешевых финансовых ресурсов, без новых механизмов выжить сейчас будет довольно трудно. Во-вторых, нужно сконцентрировать усилия на завершении объектов. В-третьих, необходимо пересмотреть стратегии компаний с учетом сложившейся ситуации, ну и, пожалуй, большую роль играет повышение профессионализма сотрудников строительных и девелоперских компаний.

— Откуда могут взяться названные Вами финансовые ресурсы?

— Меняются и структура, и источники финансирования не только нашей компании, но и всей отрасли в целом. Если до кризиса основными финансовыми источниками были банковские кредиты и средства дольщиков, то сейчас при снижении покупательского спроса весь груз лег на плечи банковского кредитования. Но и с банковскими кредитами ситуация достаточно сложная, поэтому приходится искать альтернативные источники финансирования.

Наша компания, к примеру, размещается на казахстанской фондовой бирже. Впервые корпоративные облигации были размещены нами в октябре 2006 года. Исполнение свое­временных обязательств по облигационному займу формирует положительную публичную кредитную историю компании, что позволяет рассчитывать на успешное размещение последующих выпусков облигаций. Помимо этого мы реализуем свои проекты с привлечением отечественных и иностранных частных инвесторов.

— Есть какие-то дополнительные способы застраховать свой бизнес?

— В какой-то мере может помочь географическая диверсификация. Казахстанские и зарубежные рынки развиваются по разным сценариям. Если ухудшается ситуация на одном рынке, всегда есть возможность перейти на другой, тем самым мы можем застраховать свой бизнес от макроэкономических кризисов. К тому же зарубежные проекты поднимают и улучшают имидж и репутацию компании, да и Казахстана по большому счету.

— Что же все-таки делать покупателям?

— На мой взгляд, сейчас, пока предлагаются столь гибкие условия для приобретения квартир, стоит подыскать хороший вариант. Главное — доверять свои средства проверенной, надежной компании. Сейчас прекрасное время и для инвесторов, ведь известно, что наибольшую и быструю прибыль приносят инвестиции, вложенные во время бурного роста отрасли или во время ее кризиса.

26.02.2008

Татьяна Семенова, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи