Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Сансызбай Есилов: «Время диктует новые условия»

С просьбой прокомментировать вносимые изменения мы обратились к секретарю Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента, члену рабочей группы по обсуждению проекта о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам жилищных отношений Сансызбаю Есилову.

Сансызбай Есилов: «Время диктует новые условия»

С просьбой прокомментировать вносимые изменения мы обратились к секретарю Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента, члену рабочей группы по обсуждению проекта о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам жилищных отношений Сансызбаю Есилову.

— Сансызбай Сейтжанович, Вы считаете, что это реально — переложить груз ответственности за капитальный ремонт дома на плечи жильцов?

— Если человек живет в многоквартирном доме, обязан участвовать в расходах по надлежащему содержанию этого дома. Государство не должно содержать жилые дома, иначе мы породим иждивенчество. Жилищные инспекции при акиматах будут следить за соблюдением норм и правил содержания и эксплуатации жилого фонда. В каждом доме должны формироваться технические паспорта, в которых должно быть расписано, какие системы, в какие сроки должны пройти текущие ремонты, какие конструкции и когда — капитальный ремонт.

— По сути, это инвентаризация жилого фонда, а потому впереди — огромный объем работы.

— Да, работа большая, но акиматам придется ее проделать. Сначала взять наиболее старые дома, у которых прошли все сроки капитальных ремонтов. Для таких домов мы хотим дать право акиматам привлечь средства из бюджета для проведения технической экспертизы.

— Большие ли средства потребуются для этого и кто предположительно будет проводить инвентаризацию — частные фирмы или госструктуры?

— Для того чтобы установить, в каком состоянии фундамент, эту работу могут выполнить институты, имеющие лицензию, опыт работы. У нас в Астане такой фирмы, института нет. Есть в Караганде — Казахстанский многопрофильный институт. Он занимается обследованием конструкций объектов, дает предписания — что надо предпринять, чтобы избежать угрозы обрушения. В Астане, например, существуют программы реконструкции и сноса ветхого жилья, часть уже проведена. Есть программа реконструкции старой части города. Она предполагает снос старых «панелек» и возведения на этом месте многоэтажных зданий. Сначала создается проект детальной планировки, определяются четкие условия, например, квадратура. Инвестор просчитывает интерес и принимает решение. Со временем, когда в Астане не останется свободных участков с сетями, инвесторы пойдут и на это. Мы просчитывали, это выгодно, ведь реконструкцию инженерных сетей акимат берет на себя.

— Почему из проекта закона исключено предложение о типовом договоре на управление?

— При обсуждении мы не обговаривали, что договор должен быть типовым. Мы предполагали, что местные исполнительные органы власти должны разработать и принять в своих маслихатах Правила содержания и эксплуатации жилого фонда на основании типовых правил, которые будет разрабатывать Правительство. А в законопроекте типовой договор не может присутствовать, потому что в жизни — разные условия, разные юридические лица. Если речь идет о КСК, то, например, члены кондоминиума могут избрать из своих рядов представителя, передать ему какие-то полномочия — права подписывать договоры, участвовать в определении норм, тарифов. Управляющий будет выступать стороной договора, входить в состав правления КСК. Если это привлечение обслуживающей организации в форме ТОО, то управляющий домом заключает обычный хозяйственный договор. Он говорит: на содержание дома могу выделять такую-то сумму, а затем стороны договариваются, сколько и каких работ должна выполнить обслуживающая организация, например, промывать систему, делать профилактику и так далее.

— Насколько нам известно, из законопроекта было исключено и предложение по определению ответственности КСК за нанесенный ущерб жильцу вследствие бездействия…

— Это все должно быть определено в индивидуальном договоре на обслуживание. И сейчас любой человек может подать иск в суд с требованием возмещения ущерба. И много примеров, когда КСК выплачивали деньги за то, что, например, прорвало трубу.

— Хотя и говорится об ужесточении ответственности граждан за состояние жилого фонда, представители КСК считают, что по отношению к неплательщикам ничего не изменилось.

— В старом законе правовая ответственность как КСК, так и жильцов недостаточно прописана. Мы хотим это исправить в новом законе. Да, часто жильцы выдвигают контртребования в оправдание своих неплатежей. Многие не знают, какой объем услуг должны оказывать КСК на эти 15-20 тенге за квадратный метр. А ведь туда входят расходы на содержание председателя, бухгалтера, электрика, сантехника, на аварийные работы, уборку подъездов, подготовку дома к зиме, профилактические работы. Мы посчитали, что, кроме основного набора работ, КСК больше ни на что не имеет средств. Все остальное должно решаться за счет целевых платежей.

— Почему тарифы на эксплуатационные услуги так сильно варьируются и никто не регулирует их?

— Тарифы КСК — не сфера антимонопольных органов, это — рыночная среда. Кроме того, они устанавливаются на собраниях жильцов. Почему кто-то должен регулировать оплату услуг по содержанию вашего дома, а не вы сами участвовать в управлении? Почему вы сами не можете контролировать расходование ваших денег?

— Как можно узнать, что тариф оправдан? Есть же специальные органы, которые должны этим заниматься? Акиматы, наконец…

— Если начнут регулировать акиматы, мы опять влезем в проблему. Если государство начнет регулировать тарифы КСК, то жильцы, заняв позицию стороннего наблюдателя, могут сказать — государство регулирует, так пусть и отвечает за дом. У нас еще у многих в голове сидят социалистические принципы, когда государство брало на себя заботу обо всех и вся. Но мы уже живем в другое время.

05.02.2008

www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи