Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Архитектурное харакири

“Найдутся 100 людей, которые подпишутся, что здание не сейсмостойкое, не архитектурный памятник и вообще не нужно”, - обрисовал современное положение дел Сергей Мартемьянов, председатель Союза архитекторов города Алматы. На пресс-конференции в пятницу архитекторы рассказывали о своих тревогах и хотели с помощью СМИ узнать: горожан вообще волнует проблема архитектурного облика южной столицы? Специалисты готовы принять любой ответ общественности, и действовать исходя из него. А пока их призывы и конкретные предложения в адрес властей проваливаются в пустоту.

“Найдутся 100 людей, которые подпишутся, что здание не сейсмостойкое, не архитектурный памятник и вообще не нужно”, - обрисовал современное положение дел Сергей Мартемьянов, председатель Союза архитекторов города Алматы. На пресс-конференции в пятницу архитекторы рассказывали о своих тревогах и хотели с помощью СМИ узнать: горожан вообще волнует проблема архитектурного облика южной столицы? Специалисты готовы принять любой ответ общественности, и действовать исходя из него. А пока их призывы и конкретные предложения в адрес властей проваливаются в пустоту.

“Вчера здание стояло, сегодня вокруг него забор, а завтра его уже нет – мониторинг проводить не успеваешь”, - сообщил о скорости архитектурных изменений в мегаполисе Сергей Мартемьянов.

По специальному архитектурному списку СССР 1982 года в Алма-Ате было 120 зданий, охранявшихся государством как архитектурные памятники (80 из которых в историческом центре города). “Из них уже “двадцатник” повыбивало, - заметил архитектор. - ТЮЗ (театр юного зрителя) ликвидирован, кинотеатр “Октябрь” вообще снесли за неделю: забора и здания нет. Город и рот открыть не успел”.

“Членов нашего Союза в Градостроительном совете нет”, - заявил г-н Мартемьянов, как бы снимая с себя ответственность за то, что “уж если какую башню надо снести – наш Градостроительный совет очень покладистый”.

“Влияние городской среды на человека очень сильное, и он имеет право за него бороться”, - подчеркнул Александр Коржемпо, автор проекта кинотеатра “Арман”. Телевизионный студийный комплекс на улице Желтоксан (бывшая Мира) – тоже его работа. “Почему ребенка ставят в угол? – Это тоже архитектура. Если мы признаем влияние природной среды (горы, реки), то должны признавать и влияние искусственной среды, то есть архитектуры”.

“Здесь в ближайшее время ожидается коллапс” – поделился своим прогнозом доктор архитектуры Эдуард Цой. Инженерные сети, в том числе дороги, не справляются с нагрузкой. Архитектор напомнил, что по расчетам специалистов для зоны Алматы идеальная нагрузка 400 тыс. жителей, максимальная – 600 тыс.

Спикеры пресс-конференции особо выделили, что примеров оптимальных решений в мировом опыте много. В Лионе введена жесткая граница центральной части города, куда запрещен въезд автомобилей. Машины паркуются, а их владельцы дальше перемещаются на специальных трамвайчиках. В 20-30 км от Сеула выделены специальные льготные земельные участки для производств. Бизнесмены, привлеченные выгодой, сами организуют там предприятия, строят жилые дома, создают всю необходимую инфраструктуру.

Задели и пресловутые “10 соток – каждому”. Архитекторы предполагают, что если в Алматинской области реально выделять эту землю под жилищное строительство всем желающим жителям города, то мегаполис значительно разгрузится.

В конце 2006 года Союз архитекторов подавал в акимат список из почти 170 зданий, которые предлагалось отнести к категории охраняемых архитектурных объектов. Им не отказали, но и никакого решения по этому поводу не приняли. Де-факто у городских властей своего списка охранных зданий нет, и по предложению специалистов решения не принято. Между тем, не меньше десяти объектов из тех 170 уже канули в небытие.

Не обошлось без ностальгических ноток. Архитекторы добрым словом вспомнили Есена Дуйсенова, мэра города в 60-70-ые годы. “К Дуйсенову прийти с предложением спилить рощу?! Да при нем с такой идеей дальше уборщицы бы не пустили!” - описал диссонанс времен Сергей Мартемьянов. Эдуард Цой напомнил, что в тот период на одного жителя Алма-Аты приходилось 86 квадратных метров общественной зелени (парки, скверы, аллеи, клумбы, лужайки), не считая зеленых массивов частного сектора. Сегодня, по подсчетам градостроителей, на одного алматинца осталось 7 квадратных метров.

Есть у архитекторов и проблема общественно-личного характера. Здание постройки 1905-1910 годов на Казыбек би 39 (бывшая ул. Советская) может попасть под снос. В этом доме традиционно размещались творческие союзы и художественные мастерские. Когда-то деятели культуры пытались здание приватизировать, но им отказали.

“Полгода как узнали, что это собственность города, а теперь, что его сносят”, - поделился общей растерянностью Сергей Мартемьянов. “Отправили письмо акиму – ответ получили от “Алматыжер”, - добавил он. Архитектор зачитал документ вслух, но понять из него можно только то, что конкретно 10 января 2008 года здание сносить никто не собирается.

“На днях пришла пожарная инспекция с упрямым желанием закрыть здание, чтобы мы не сгорели”, - сообщил г-н Мартемьянов о последних событиях. Из-за давления со стороны людей, явно “тревожных”, на Казыбек би 39 остались только Союз архитекторов г.Алматы да пара мастерских. Люди не сдают деньги на покупку солярки для обогрева объекта, говоря: “Зачем? Ведь все равно снесут”.

Разумеется, специально имеющиеся для этого лица могут представить здание и не сейсмостойким, и не архитектурным памятником, но Сергей Мартемьянов заметил, что построенный рядом новодел циклопических размеров врезан в систему канализации этого дореволюционного дома, и она со всеми новыми объемами справляется. Здание старой постройки много лет подряд подтапливается, однако в фундаменте от этого нет сколько-нибудь серьезных трещин.

У архитекторов есть интересные предложения, как спасти архитектурный памятник от гибели, и поэтому они торопятся. “Я думаю, через несколько дней некому будет отправлять письма – у нас не будет юридического адреса”, - сделал нерадужный прогноз г-н Мартемьянов.

На вопрос, что архитекторы видят главным фактором происходящих процессов – деньги, лень или интеллектуальную неполноценность – мнения спикеров разделились. “Деньги, - считает Эдуард Цой. – Строительство одного квадратного метра офисной недвижимости в историческом центре обходится в $1000, а продать можно за $7000. Один к семи – вот и посчитайте”.

“Может быть и очень низкий уровень компетенции при разветвленной сети таких участников”, - предположил Сергей Мартемьянов.

05.02.2008

Владислав ЮРИЦЫН, www.zonakz.net

kn.kz
>
Статьи