Покупка недвижимости — одно из самых дорогостоящих приобретений в жизни любого человека.
Когда квартира или дом мечты найдены, документы проверены, а сумма оговорена, покупателю и продавцу остается только определить способ передачи оплаты, чтобы он был максимально безопасным, быстрым и удобным для обеих сторон.
Те, кто заключают сделки на рынке недвижимости, часто задаются вопросом: как и когда организовать передачу денег? Подогретое голливудскими фильмами воображение рисует чемодан, который вам отдают где-то в машине или подворотне и тут же за углом отнимают.
Не исключено, что когда-то купля-продажа недвижимости происходила именно так. Сегодня есть масса цивилизованных способов организовать передачу денег, а также можно сразу обговорить такие моменты, как тенге или доллары, наличные или банковский перевод.
Самым удобным способом расчёта казахстанцы считают оплату наличными в кабинете у нотариуса. Однако также набирает популярность способ расчета с помощью банковского перевода уже после подписания договора купли-продажи.
Дедолларизация проходит медленно
В феврале нынешнего года председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов подробно рассказал о плане дедолларизации экономики, который базируется на нескольких основных направлениях. Одним из пунктов данного проекта является приоритетность национальной валюты перед иностранной. В том числе запрет на указание цен, товаров, работ и услуг в иностранной валюте.
Однако казахстанцы, живущие последние полгода в ожидании девальвации, сегодня не торопятся обменивать доллары на тенге. Люди продолжают отдавать предпочтение иностранной валюте, особенно в вопросах, связанных с продажей или покупкой недвижимости. По словам нотариуса нотариального округа города Астаны, члена правления нотариальной палаты столицы Русланбека Батаева, сегодня большая часть казахстанских покупателей и продавцов остаются верны американскому доллару и продолжают использовать в качестве средства платежа эту валюту.
— В Казахстане цены на квартиры, жилые дома да и вообще на любое имущество часто указываются в долларах США, — комментирует Русланбек Батаев. — В соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса, денежной единицей Республики Казахстан является тенге. Поэтому сегодня в большинстве случаев, используя в качестве средства платежа наличную иностранную валюту, в силу требования законодательства производят пересчет по курсу в тенге. Эту сумму и ставят в договоре. Когда ко мне обращаются граждане с просьбой указать в сделке иностранную валюту или тенге эквивалентно к курсу доллара, я всегда им отвечаю, что в Казахстане национальная валюта — тенге, и к этому надо относиться с чувством патриотизма.
10 советов, как накопить деньги на покупку жилья >>>
Способ 1. Расчёт без наличности
Кроме приоритета национальной валюты план дедолларизации включает такое направление, как развитие безналичных платежей и сокращение теневого оборота. То есть если применять данную схему к рынку недвижимости, при подписании договора купли-продажи деньги больше не будут передаваться из рук в руки в кабинете нотариуса. Их станут переводить с одного банковского счета на другой. Однако, как показывает практика, граждане продолжают опасаться безналичных переводов денег.
— На мой взгляд, здесь несколько факторов, — говорит Русланбек Магомедович. — Это неграмотность граждан в системе безналичного расчета, боязнь дополнительных расходов, отсутствие конфиденциальности. Так, если в сделке у нотариуса участвуют продавец, покупатель и сам нотариус, то к сделке с безналичным расчетом привлекаются еще и банковские работники.
По словам нотариуса, услугами банка граждане пользуются только в необходимых случаях. В основном сторонником наличного расчета выступает продавец. Также нужно сказать и о таком моменте, как нежелание сторон декларировать цену сделки в банках, поскольку возможны дополнительные расходы, например, оплата налога, банковские услуги, обналичивание денег и так далее.
— В настоящее время объективных препятствий для использования безналичного расчета населением нет, — считает Русланбек Батаев. — И банкам, похоже, надо только приложить некоторые усилия для создания благоприятных условий и преодоления последнего барьера — психологического. Население просто привыкло к наличной валюте.
— Для безналичного расчета, то есть перевода денег со своего счета на счет продавца, клиенту необходимо составить заявление и предоставить реквизиты счета продавца, а также документ, удостоверяющий личность, — комментируют эксперты АТФБанка.
В договоре купли-продажи можно указать, что оплата таким способом будет произведена после того, как произойдет регистрация договора купли-продажи в органах юстиции
По словам нотариуса Русланбека Батаева, единственным камнем преткновения при безналичном переводе денег между продавцом и покупателем может стать недобросовестность одного из участников сделки.
— Безналичный расчет, в зависимости от договоренности сторон, может быть как до подписания договора купли-продажи, либо подписания, также либо до государственной регистрации права собственности на имя покупателя, либо после. Если деньги уже переведены на счет продавца, а договор купли-продажи сторонами еще не подписан, то в этом случае рискует покупатель. А если сделка уже состоялась, а деньги еще не переведены на счет продавца, то рискует уже продавец. Исполнить обязательства сторон можно только через суд, — комментирует нотариус Русланбек Батаев.
В договоре купли-продажи можно указать, что оплата таким способом будет произведена после того, как произойдет регистрация договора купли-продажи в органах юстиции. Также в договоре фиксируются реквизиты счета, срок безналичной оплаты, наименование банка и при необходимости другие дополнительные данные.
— Переводы средств клиентов осуществляются в режиме онлайн, — говорят эксперты АО «Банк Kassa Nova». — Перевод на счета клиентов в другие банки второго уровня на территории РК осуществляется в течение операционного дня.
Если при покупке квартиры вы все же решили остановиться на безналичном расчете, то стоит изучить все способы передачи денег и выбрать для себя наиболее подходящий.
Таблица 1. Преимущества и недостатки безналичного способа
расчёта за покупку недвижимости
Плюсы |
Минусы |
|
|
Способ 2. Банковская ячейка
В Казахстане банковские ячейки не являются таким популярным способом передачи и хранения денежных средств, как, например, в России. На сегодняшний день, согласно данным портала ranking.kz, такую услугу, как аренда банковских ячеек предоставляют 24 банка. Полный спектр услуг (ячейки всех категорий) обеспечивают 8 банков.
Средняя стоимость аренды малой ячейки в день, по данным портала ranking.kz, составляет 478 тенге, в месяц — 3564 тенге, в год — 30 350 тенге.
— Спрос на данную услугу стабильный, поскольку сейфовая ячейка является незаменимым инструментом для тех, кто продает или покупает недвижимость, хранит важные документы и драгоценности, — комментируют специалисты АО «АТФБанка».
В правилах Национального банка указывается, что одна из функций ячеек — оказание посреднических услуг при платежах по операциям купли-продажи недвижимости, а аренда индивидуальных сейфов очень удобна для передачи денег при покупке квартиры.
По словам экспертов банка АО «Банк Kassa Nova», банковская сейфовая ячейка — это, прежде всего, уверенность в сохранности ценностей и документов, которую обеспечивают банки при использовании их ячеек. Особое внимание нужно уделить конфиденциальности данных по клиенту и его ценностям. В нынешнее время хранить дома или в офисе крупные суммы наличности, ценные бумаги, важные для клиента документы небезопасно, в связи с чем казахстанцы все больше обращаются к услугам банка. Оформление заявок на открытие сейфовых ячеек занимает минимум времени и пакета документов.
Сейфовые ячейки по объему можно разделить на 4 ценообразующие группы: малые
(до 10 000 куб.см), средние (от 10 000 до 20 000 куб.см), большие (от 20 000 до 60 000 куб.см) и гранд-сейфы (от 60 000 куб.см). Чем больше объем сейфа, тем выше стоимость его аренды. По сроку аренды на рынке существует стандартная градация: день, месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год. На длительные сроки банки снижают стоимость аренды. К примеру, средняя стоимость аренды малой ячейки в день, по данным портала ranking.kz, составляет 478 тенге, в месяц — 3564 тенге, в год — 30 350 тенге. Если арендовать ячейку на год, она обойдется в 2529 тенге в месяц, или 83,2 тенге в день.
Таблица 2. Преимущества и недостатки расчёта за покупку недвижимости
с помощью банковской ячейки
Плюсы |
Минусы |
|
|
Способ 3. Аккредитив
Данной услугой в основном пользуются юридические лица. Механизм передачи денег аккредитивной формой выглядит примерно так: покупатель отдает деньги в банк, которые тот кладет на свой счет. Между банком и покупателем подписывается договор, где оговаривается, на каких , условиях эти деньги могут быть выданы продавцу. Например, при предоставлении определенного перечня документов.
— Такой продукт, как аккредитив, банк предлагает только для юридических лиц, — комментируют эксперты АТФБанка. — По сути, аккредитив — это обязательство банка совершить платеж за товар/работу/услуги по поручению клиента в пользу указанного лица, но только после того, как последнее предъявит в банк заранее оговоренный пакет документов, оформленных в полном соответствии с условиями аккредитива. Таким образом, аккредитив позволяет контролировать через банк исполнение сделки и нивелировать риск ненадлежащего исполнения условий договора партнером, что делает этот инструмент достаточно безопасным.
6 аспектов юридической чистоты сделки купли-продажи >>>
Аккредитив также может быть использован юридическими лицами при расчетах за недвижимость. Особенно когда офис, склады или другие помещения приобретаются в другом городе.
Если не брать во внимание сто-имость обслуживания аккредитива, можно сказать, что аккредитивная форма перечисления денежных средств на сегодняшний день является самой надежной, учитывая, что каждую операцию можно отследить и в дальнейшем доказать на 100% перемещение каждого тенге.
Таблица 3. Преимущества и недостатки расчёта за покупку недвижимости с помощью аккредитива
Плюсы |
Минусы |
|
|
Мадина Абдуова, информационная служба kn.kz