Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Двойственная ситуация

Если потребуется, то правительство удвоит сумму, направленную на помощь казахстанским строительным компаниям – но так же адресно и на возвратной основе. Такое заявление сделал на прошлой неделе в ходе интервью российской газете «Ведомости» премьер-министр республики Карим Масимов. Но тут же добавил, что данная проблема касается не столько правительства, сколько строительных компаний, их дольщиков и банков. И было бы неплохо, если бы хозяева стройкомпаний продали свои непрофильные активы. А правительство будет это поощрять…

Если потребуется, то правительство удвоит сумму, направленную на помощь казахстанским строительным компаниям – но так же адресно и на возвратной основе. Такое заявление сделал на прошлой неделе в ходе интервью российской газете «Ведомости» премьер-министр республики Карим Масимов. Но тут же добавил, что данная проблема касается не столько правительства, сколько строительных компаний, их дольщиков и банков. И было бы неплохо, если бы хозяева стройкомпаний продали свои непрофильные активы. А правительство будет это поощрять…

Справка «Мегаполиса»

Процедура получения денег выглядит так: городские акиматы, Ассоциация застройщиков республики, банки, сами строительные компании и Фонд устойчивого развития «Казына» определяют объекты, требующие первоочередного финансирования. В Астане таких «недостроев» насчитали 229, но к рассмотрению приняли 112, однако банки пока согласились выделить средства только на 52 из них. В результате ФУР «Казына» расщедрился на 118 миллиардов тенге. По остальным объектам вопрос пока завис.

В Алматы, по мнению акима Имангали Тасмагамбетова, на завершение 143 объектов (это более 36 тысяч квартир, из которых более 12 тысяч уже выкуплены дольщиками) требуется 314 миллиардов тенге. Но на совещании у премьер-министра градоначальник признался, что «необходимый объем государственной поддержки строительства жилья с высокой степенью готовности определен в размере 167,2миллиарда тенге».

Известно: если похмелье не лечить – проходит за сутки. Если лечить – то за неделю. А то и больше. Особенно, если в этом процессе примут активное участие сострадательные товарищи. На первый взгляд сумма в четыре миллиарда долларов выглядит весомой. Но это только Христос мог накормить всех страждущих тремя хлебами. Сегодня уже ясно, что четыре миллиарда плохо делятся на сотни строительных компаний, у которых куча незавершенных объектов. И даже если эту сумму удвоить – все равно что мертвому клизма.

После тяжелых и продолжительных новогодних празднеств очень отдельные компании начали получать от банков второго уровня обещанные деньги.

Если вы думаете, что война за первоочередные объекты в Алматы уже закончилась победой очевидных претендентов «за явным преимуществом», то вы сильно ошибаетесь. Она продолжается. Переговоры за закрытыми, полузакрытыми и даже вовсе распахнутыми дверями идут, не прекращаясь уже который день. Дольщики «бомбят» звонками и вопросами по электронной почте: когда же вы опубликуете список объектов по Алматы?

Понятно, что члены комиссии, которые изо всех сил трудятся над этим списком, представляют интересы разных структур. И поэтому каждый тянет «одеяло» на себя. При этом Ассоциация застройщиков Казахстана, в которую входят не только крупные компании, выразила на неделе неудовольствие позицией банков:

– Процентные ставки банков стали очень высокими – 19-21 процент. Требования к предприятиям сильно ужесточились. К получателям ипотечных кредитов – тоже. Процедура проверки платежеспособности занимает очень много времени. Сито этой проверки пока прошли только несколько строительных компаний. Остальные ждут результатов.

– А вы встречались с руководством «Казыны», банков?

– Ну, были такие встречи. Они продолжаются. Готовим информацию по компаниям, которые готовы на такие условия. Переговоры идут. Тяжело идут… На этой неделе все документы будут готовы. А дальше – как получится…

Как получится – станут решать банки и акиматы. По крайней мере, руководство «Казыны» – новое ли, старое – никак не может повлиять на этот выбор. Зато на него сейчас могут здорово повлиять результаты проверок агентства по борьбе с коррупционной преступностью, которое выявило более 500 преступлений в жилищной сфере (около двух тысяч обманутых дольщиков, размер ущерба порядка 2,7 миллиарда тенге). И 113 в банковской сфере (незаконное получение и нецелевое использование кредитов. Ущерб – 1,6 миллиарда тенге). И вот тут поломать голову придется многим соучастникам «спасительного» процесса: кому верить?

Проштрафившимся неудачникам остается два варианта: либо «чаще встречаться» с нужными людьми, либо, перегнувшись через перила башенного крана, веселясь, «отмечать» крах конторы. Основания для этого есть.

По мнению дольщиков – а среди них немало специалистов в указанных сферах – кризиса не было бы, если бы строительные компании не жадничали, а выставляли вменяемые цены. А банки – вменяемые проценты. Последнее относится к претендентам на ипотеку, которые уже придумали про себя анекдот: что такое 20 лет с конфискацией имущества? Нет, не статья из Уголовного кодекса, а краткое содержание ипотечного договора.

Еще один дольщик не постеснялся посчитать: что это такое – 314 миллиардов тенге на пять с «копейками» миллионов алматинских «квадратов». Именно такую сумму просит акимат Алматы на достройку «незавершенки». Получается 61 568 тенге за метр. Похоже, что это и есть та самая реальная цена жилья, о которой мы знали, но стройкомпании стеснялись говорить. Пока «жареный петух» не обнаружил у них место для клевания…

К слову, некоторые государственные органы прогнозировали такую «клевую» ситуацию еще весной-летом прошлого года. Однако скрывали. Видимо, накануне парламентских выборов правительство, очевидно, не захотело принимать это во внимание. Знали бы они, что спустя полгода во внимание будут принимать другое!

Фонд «Казына» утверждает: с нас все взятки гладки. Поскольку он только раздает деньги банкам. А те – компаниям. А стройкомпании – что они, получив деньги, точно выполнят все свои обязательства перед дольщиками? А дольщики – что: перестанут «тромбить» стройкомпании? Если, конечно, получат свои квартиры… Но этот хоровод внушает сомнения. И вот почему.

Даже если строители чего-то достроят, то продать в этих домах квартиры – все равно сегодня проблематично: население в курсе проблем компаний и понимает, что рано или поздно цены полезут вниз. Что, в общем-то, конец прошлого года и продемонстрировал во всей красе. Но уже сегодня начинается «эффект домино». А это грозит отечественной экономике еще более тяжелыми последствиями.

Некоторые «горячие головы» – чтобы снизить силу удара – предлагают в разы сократить налоги для строительных компаний, чтобы те выбрались из кризиса.

Другие предлагают правительству компенсировать банкам риски ипотечных кредитов. И тут же третьи рекомендуют «наказать» банки соответствующим постановлением правительства, поскольку банки и без того «наварились» на завышенных ставках по кредитам в последние три года: достаточно посмотреть их официальные отчеты за это время – прибыль-то ого-го…

Есть еще один вариант: правительство, используя средства, накопленные в Нефтяном фонде, который, якобы, поможет выжить будущим поколениям, вдруг просто выкупит этот «недострой». Чтобы хоть чем-то обеспечить пока еще живущих. Иначе следующие не доживут до дивидендов…

Впрочем, варианты еще остаются…

28.01.2008

Сергей ТУНИК, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи