Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Генплан Караганды: промежуточные итоги и перспективы

Города, как люди, имеют свои судьбы — появляются, растут, умирают… Караганду можно назвать молодой, ведь для города 80 лет — возраст небольшой. Как она развивается, к чему стремится, какое будущее имеет? На многие из подобных вопросов ответы содержатся в генеральном плане — основном документе развития города.

Генплан в ретроспективе

Караганда за свою относительно короткую историю пережила уже несколько генпланов. История городского планирования начинается с 1936 года, когда «Стандартпроект» подготовил первый генплан, по которому Караганда должна была располагаться на территории современного Нового города. После утверждения генплана трест «Карагандастрой» приступил к строительству капитальных сооружений в новом областном центре.

Однако вопросы расселения в угольном бассейне были недостаточно решены, и в том же году начинает работу новая проектная организация — ГПИ «Мособлпроект». В 1938 году институт разрабатывает генеральный план, по которому намечается строительство Нового города как административно-культурного центра угольного бассейна и всей области. Исходя из этого плана, к концу 1950 года население Караганды должно было составить 230-240 тысяч жителей. Проект был одобрен, но в нем присутствовал один серьезный недостаток: Новый город был размещен на угольных залежах, так как считали, что эту территорию длительное время не будут подрабатывать.

Реализовать генплан не удалось в связи с экономическими трудностями и началом Великой Отечественной войны. Из-за большого количества беженцев и переселенцев быстро возникает проблема жилья, которая решается расстраиванием существующих пришахтных поселков и созданием новых. К концу войны возникло более 30 таких поселков. Жилой фонд на 90% состоял из неблагоустроенных деревянных, саманных и глинобитных строений. К 1947 году в поселках Старого города проживало 140 тысяч жителей, а в Новом городе — всего 35 тысяч.

Генеральный план Нового города, выполненный институтом «Мособлпроект», оставался единственным документом, по которому можно было осуществлять строительство. Однако темпы роста города отставали от быстрого увеличения численности населения из-за слаборазвитой строительной индустрии. Для решения жилищной проблемы на безугольных территориях строятся поселки Новая Тихоновка, Майкудук, Федоровка. В 1959 году вступает в строй Карагандинский домостроительный комбинат, и жилищно-гражданское строительство Караганды получает индустриальную основу. Встает проблема территориального развития города и разработки нового генерального плана.

Юго­-восточный район города, где сейчас ведется интенсивное жилищно­-гражданское строительство, стал местом формирования нового современного центра Караганды.

В 1966 году ЦНИИП градостроительства (арх. А. Хохлов, В. Шквариков) разрабатывает новый генеральный план развития Караганды на 650-700 тысяч жителей, который был утвержден в 1968 году. Главная идея нового генерального плана — создание единого города, объединяющего исторически сложившиеся районы Майкудук, Новый город, Пришахтинск и массовое строительство на безугольных территориях к юго-востоку вдоль железной дороги.

Юго-восточный район города, где сейчас ведется интенсивное жилищно-гражданское строительство, стал местом формирования нового современного центра Караганды. Теперь город состоит из шести жилых массивов: Новый город, Юго-Восток, Майкудук, Пришахтинск, Федоровка и Сортировка. Все районы, кроме Юго-Востока, достаточно сформированы. Центром Караганды пока остается Новый город.

Генплану 1968 года было суждено просуществовать почти 40 лет. Такая долгая жизнь связана с тем, что срок его действия изначально был 30 лет, то есть до 1998 года, но в связи с экономическим и политическим кризисом его действие продлили вплоть до 2007 года, когда в свет вышел новый генплан, автором которого стал талантливый архитектор Карим Тусупбеков.

Отличия нового генплана от старого

Отсутствие окраин

— Пожалуй, одним из основных отличий настоящего генплана от предыдущего является то, что город больше не стремится к концентрации, — говорит автор генплана 2007 года Карим Тусупбеков. — Предыдущие планы всегда стремились завязать всё вокруг единого центра. Ярким примером может служить идея связи Юго-Востока с Майкудуком жилым массивом. В свое время даже выдавались справки о том, что можно строить дома на подработках… Теперь же эта необходимость отпала, и мы пришли, как мне кажется, к единственно правильному решению, взяв курс на полицентричность.

Под термином «полицентричность» подразумевается отсутствие так называемых «окраин» или «пригородов».

— Каждый из центров города должен приобрести свое лицо, завязаться с остальными «ядрами» транспортными магистралями и различного рода коммуникациями, — говорит Карим Масхапович, — а в промежутках между ними, на тех же подработках, будут возводиться рекреационные зоны: спортивные центры, парки, скверы, сады, центры культуры и отдыха и т.д.

Новый город был, есть и останется исторической частью Караганды, но вот свои административные функции он должен будет передать Юго-Востоку, который станет административным центром областного значения с высотками, технопарками, бизнес-центрами и развитой инфраструктурой.

Пришахтинск должен использовать свой транзитный потенциал, ведь он расположен на магистрали, соединяющей Алматы и Астану. Сортировка — это железнодорожный узел национального значения, по этому пути она развивалась и продолжит развиваться. Майкудук — промышленная зона. Здесь будет сконцентрирован весь производственный потенциал Караганды, единственное серьезное изменение — это смещение центра Майкудука в южную часть, где расположены микрорайоны Восток и так называемый «Сахалин». Там планируется построить новый железнодорожный вокзал для обеспечения мощного транзита по направлению юг — север.

Новый город был, есть и останется исторической частью Караганды, но вот свои административные функции он должен будет передать Юго-Востоку.

Федоровка планируется как зона отдыха, ведь там расположено самое большое в Караганде водохранилище. Для торговли и складских помещений генпланом отводится новый район города — Южный, расположенный вдоль Алматинской трассы.

Так получилось, что принцип полицентричности в развитии Караганды был исконным. Наш город никогда не складывался как единое урбанистическое формирование, а рос как разрозненные поселки, образованные вокруг угольных копий и по берегам рек. Такую планировку подсказала сама природа, и было бы глупо отказываться от нее, ведь все современные мегаполисы стремятся к полицентричности. Прежде всего, это необходимо с позиции экологии, ведь концентрированный город — это место постоянных автомобильных пробок и загазованности, причины неблагоприятной жизненной среды. К тому же полицентричность очень удобна для жителей: всё необходимое находится под рукой — учреждения образования, здравоохранение, трудоустройства и т.д.

— Раньше как было, — вспоминает Карим Масхапович, — 10 тысяч жителей — это уже цивилизация, а сейчас 50 тысяч — что-то вроде аморфной массы... Надо стремиться к тому, чтобы каждый микрорайон был своего рода маленькой цивилизацией, со своими особенностями — ремеслом, наукой, культурой, чтобы блага создавались людьми, в нем живущими, а не как сейчас — где деньги, там и люди. Вообразите, кто-то создает какие-то деньги, и люди туда бегут, как тараканы… Это неправильно! Люди должны стать источником богатства и достояния, а не наоборот.

Прогнозный характер

Беседуя с главным архитектором города Канатом Мусаевым и автором генплана, архитектором Каримом Тусупбековым, я хотел узнать, насколько эффективным является генплан 2007 года. Другими словами, мне было интересно, что из запланированного уже сделано, а что нет. Но, как оказалось, нынешний генплан, в отличие от своего предшественника — плана 1968 года, не фактический, а параметрический. Это значит, что решения генплана в части социально-экономического развития носят прогнозный характер. У него нет задачи объектного планирования, он лишь намечает основные направления развития города, дает ограничения, показывает, какие территории можно осваивать, а какие придержать.

— Мы не знаем, сколько заводов или домов будет построено, — поясняет Карим Масхапович, — это зависит от инвесторов, мы лишь отводим для этого приемлемые зоны.

Демократичность

До недавнего времени в градостроительстве и планировании частные интересы не особенно учитывались. Основной акцент делался на интересах государства. Теперь ситуация в корне изменилась, ведь реализация генплана напрямую зависит от инвестиций, львиная доля которых будет осуществляться частными лицами. Именно поэтому новый генплан получился демократичным. Разработчики не связывали руки ни местным органам, ни бизнесу, ни простым людям, учли и «разложили» на территории Караганды все возможные интересы.

Что влияет на реализацию генплана

Численность населения

Главный показатель генплана — это численность населения. Чем больше людей в городе, тем большим потенциалом он обладает. За свою историю Караганда не раз выбивалась в лидеры по этой позиции, была и в аутсайдерах, но такое непостоянство свойственно любому городу на любом этапе развития.

— Города по одной линии не развиваются, — утверждает Карим Тусупбеков. — Взгляните на график развития того же Рима: то он столица, то он поселок, то опять столица, то снова поселок… Развитие всегда идет волнами. Чтобы совсем понятно было, возьмем наш город. Когда-то Караганда была вторым городом в Казахстане, занимала вторую категорию по своему значению, была в два раза меньше Алматы. Численность населения составляла примерно 400 тысяч. Потом она резко «упала», чуть ли не до пятой категории, потеряв около 200 тысяч жителей, и восполнила эту потерю в основном благодаря стотысячному притоку сельского населения. Нулевые стали временем резкого подъема численности населения, по 10 тысяч человек в год и выше. Пик роста пришелся на время разработки генплана. В городе царила эйфория. Были развернуты многочисленные стройки. В акимате на полном серьезе шла речь о том, чтобы, минуя третью категорию, сразу выйти на вторую, свыше 700 тысяч, но, судя по всему, на данный момент город находится на третьей категории (свыше 500 тысяч), что соответствует прогнозам. Какими темпами город будет развиваться дальше, зависит только от карагандинцев.

Инвестиции

Воплощение генплана напрямую зависит от инвесторов, в роли которых выступает как государство, так и частный бизнес. Основное направление государственных инвестиций — это социальная сфера: жилье для очередников, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и т.д. Прочие проекты ждут частных инвесторов, но Караганда, увы, пока не слишком для них привлекательна. Город не курортный, не миллионер… Есть, конечно, положительные аспекты: транзитный пункт между Астаной и Алматы, близость столицы, но пока нельзя сказать, что инвесторы рвутся в наш город. Впрочем, главный архитектор города Канат Мусаев уверен, что унывать не стоит:

Реализация генплана напрямую зависит от инвестиций, львиная доля которых будет осуществляться частными лицами.

— Только подумайте, еще 10-15 лет назад дороги были полупустыми, а сейчас очень много машин, появились пробки, о которых мы раньше и не задумывались. Значит, благосостояние населения растет, растет рождаемость, а там, глядишь, и инвесторы «подрастут», созреют. Будем и двухуровневые развязки строить, инфраструктуру развивать, запускать монорельс. Тем более что сейчас государство дает инвесторам «зеленый свет», так что будем надеяться на лучшее.

Проблемы реализации генплана

Задачи по развитию города сложны, обширны, и без проблем, как водится, не обошлось. Про население и инвестиции мы уже говорили, теперь пора обратить внимание на еще одну, не менее значимую проблему старого нормирования.

На мой вопрос, когда появится новый генплан, Карим Масхапович невозмутимо ответил: «Когда закажут», и добавил, что пока такой необходимости нет, тем более в условиях старого нормирования, которое нам досталось в наследство от СССР. Предыдущие генпланы были планами конечного состояния, где все объекты расписывались, назначались строгие сроки реализации и т.д. Теперь такого нет, но система осталась, и она мешает работать.

— Пора всерьез задуматься о переходе на непрерывное планирование, — говорит Карим Масхапович. — На данный момент у нас нет ни местного, ни централизованного планирования. Также нет краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов, нет баланса доходов и расходов бюджета, нет такого, чтобы город был самоокупаемым. Поэтому, даже говоря о корректировке существующего генплана, я бы рекомендовал не спешить, а дождаться изменений в системе нормирования в градостроительной области.

Перспективные направления развития Караганды

Говоря о перспективных направлениях, важно отметить, что они оправдывают стратегию полицентричного развития и затрагивают практически все локации города. В генплане-2007 выделяют следующие направления развития:

  • восточное направление в сторону поселков Трудовое и Уштобе;
  • южное направление вдоль строящейся южной объездной дороги;
  • северная часть города, восточнее Пришахтинска.

Основные площадки первоочередного строительства:

  • южная и юго-восточная части Майкудука и микрорайон «Шахтерский»;
  • район Старого аэропорта до микрорайонов Степной и Гульдер Юго-Восточного планировочного района и микрорайона Кунгей;
  • восточная и южная части Федоровского водохранилища;
  • южный и центральный районы Пришахтинска и поселок Шахтерский;
  • юго-западная часть Сортировки.

В том числе для индивидуальной малоэтажной застройки предусмотрены следующие районы:

  • южная и юго-восточная части Майкудука и микрорайон «Шахтерский»;
  • микрорайон Кунгей;
  • южная часть Федоровского водохранилища;
  • южный район Пришахтинска и поселок Шахтерский;
  • юго-западная часть Сортировки.

Объекты соцкультбыта городского и областного значения в первую очередь размещаются вдоль основных магистралей города:

  • проспект Бухар жырау;
  • 7-я магистраль;
  • ул. Гоголя;
  • ул. Карла Маркса.

Промышленное строительство предусматривается в промышленных зонах:

  • Майкудукская промзона;
  • Северо-восточная промзона (Майкудук);
  • Северная промзона (Пришахтинск);
  • Западная промзона (Михайловка).

Рисунок 1. План застройки площадки между Юго-Востоком и Голубыми Прудами

Что сделано на сегодня

— С момента вступления в силу нового генплана прошло 7 лет. Далеко не всё задуманное удается осуществить, но есть определенные результаты, — говорит главный архитектор города Канат Мусаев. — Реализуются неосвоенные участки микрорайонов: панель-центр (район нового Ледового дворца), майкудукский планировочный район, юго-запад. Туда уже проводятся сети: электричество, тепло, канализация, вода и т.д.

Начата рекультивация подработанных территорий. Специалисты отдела архитектуры и градостроительства и специалисты «Гипрошахта» пытаются совместно решать эту проблему, но пока положительных результатов нет. Была попытка засадить отвалы декоративной травой, но сорняки и некультурные растения взяли верх над своим красивыми, но неадаптированными к скудной почве собратьями. Скорее всего, рекультивация будет проведена с помощью деревьев, которые хорошо приживаются на подобной почве. На данный момент поиском таких сортов занимается Карагандинский институт фитохимии.

Как пообещал главный архитектор города Канат Мусаев, генплан станет доступен для ознакомления. В 2014 году отдел архитектуры и градостроительства объявил конкурс на проект и изготовление макета генплана. Акимат выделил на это деньги, а выиграл тендер институт «Градкадастр». Размер макета составит приблизительно 11х14 м — достаточно большой, чтобы увидеть город мечты объемно. В начале следующего года он уже будет доступен для всех желающих в одном из выставочных залов города. Рядом будет находиться специалист, который сможет ответить на любой вопрос в рамках своей компетенции.

Дмитрий БЕЛУГИН, информационная служба kn.kz

Читайте также:

Генплан Караганды: прошлое, настоящее, будущее

Караганда спортивная

Караганде не хватает малых архитектурных композиций

kn.kz
>
Статьи