Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Здесь был и будет город - сад

Генеральный план Алматы нацелен на формирование экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды. Основная архитектурно-градостроительная идея: сохранить и развивать облик мегаполиса как города-сада. Генпланом разработаны проекты застройки территорий под многоэтажное и индивидуальное строительство, проведены реорганизация промышленных зон и совершенствование дорожно-транспортной сети, ввод метрополитена. О дальнейших перспективах развития мегаполиса за «круглым столом» размышляли члены Градостроительного совета Алматы президент Союза архитекторов Казахстана Акмурза РУСТЕМБЕКОВ, руководитель городского управления архитектуры и градостроительства Алматы Габит САДЫРБАЕВ и депутат маслихата Федор КОНСТАНТИНОВ.

– Какова сегодня архитектурная и градостроительная политика Алматы? 

Габит САДЫРБАЕВ (Г.С.): 

– Генеральный план Алматы был утвержден в 2002 году до 2020 года на территории 35 тысяч гектаров при численности полтора миллиона человек – вот три основные цифры. Но уже в 2012 году мы досрочно освоили территорию, в городе проживали полтора миллиона жителей, и был решен весь комплекс вопросов, касающихся градостроительной политики. В связи с этим было принято решение о корректировке Генплана до 2050 года с численностью населения два миллиона пятьсот тысяч человек. 

С недавним присоединением к Алматы 23 тысяч гектаров земли сейчас территория мегаполиса составляет 80 тысяч гектаров. С учетом этого и разрабатывается Генеральный план Алматы, предусматривающий развитие города в северном направлении и частично – в западном. Здесь будет создано  семь новых планировочных районов. Сегодня на присоединенных территориях проживают 97 тысяч жителей в 27 населенных пунктах и около 100 тысяч – в дачных массивах. Таким образом, население Алматы уже составляет один миллион семьсот тысяч человек. 

– А почему в генплан до 2050 года заложили именно эти параметры? 

Г. С.: 

– Потому что ресурсная емкость территорий города не может больше вместить, возникнут проблемы: первое –  транспортные, второе – уходят хорошие поливные земли, которые кормят город, третье – дороговизна инженерных коммуникаций. То есть экономически дальше раздувать город просто убийственно. В связи с этим мы рассчитали и остановились на цифре два миллиона пятьсот тысяч жителей и предложили разработать план по алматинской агломерации с созданием нескольких городов-контрмагнитов, так сказать, оттягивающих факторов, скажем, в Узунагаше, Капшагае, Чилике. В этих населенных пунктах надо развивать промышленность, создавать рабочие места, благоприятные условия для проживания, тем самым разгрузить мегаполис. Решить проблемы пассажирских перевозок поможет внедрение легкорельсового (ЛРТ) и безрельсового транспорта (БРТ). 

Одним из достоинств нового генплана считаю создание зеленой зоны в северной части Алматы. Первоначально здесь предлагалось начать многоэтажную застройку, но сейчас мы рассматриваем эти территории как «легкие» города.

 В новом генеральном плане заложена пробивка Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), осталось выкупить у частников около 40 процентов территории, по которой будет проходить магистраль, и начнется строительство. Кроме того, мы предложили идею создания третьего железнодорожного вокзала на станции Бурундай, который будет обслуживать 35 процентов горожан, проживающих в западной части города. Наша идея была поддержана Министерством транспорта.

 На ближайшие годы намечено строительство объектов Универсиады 2017 года, капитальных современных торговых и жилых комплексов. Продолжается активная работа по упорядочению городских рынков с созданием современных торговых домов с паркингами.

На недавнем совещании под председательством акима города Ахметжана Есимова мы рассматривали проект БРТ – скоростного вида транспорта, представляющего длинные, спаренные автобусы, имеющие обособленную полосу. Маршрут БРТ проляжет от ул. Жандосова вниз до Тимирязева – Байтурсынова – Сатпаева – Желтоксан –  Райымбека – развязка Талгарского и Кульжинского трактов. Таким образом, мы охватим общественным транспортом весь город по диагонали. Параллельно с этим вводим велодорожки по Жандосова, Тимирязева до Байтурсынова и Центрального стадиона.

Федор КОНСТАНТИНОВ (Ф.К.): 

– Мы, депутаты, полностью поддерживаем эти проекты. Все, что  сейчас делается, в первую очередь нацелено на комфортную жизнь горожан, чтобы мегаполис качественно, полноценно развивался. Строительство новых районов, развязок, пробивка дорог существенно разгрузят Алматы. 

Г. С.: 

– Во-первых, в генеральном плане заложен проект детальной планировки центральной части города с участием датского архитектора Яна Гейла, предполагающего организацию пешеходных зон с созданием одностороннего движения с правосторонним поворотом. Это проверено на практике: например, Нью-Йорк выживает за счет этого – необходимо объехать квартал, чтобы повернуть налево. За счет налаженной организации дорожного движения, создания «зеленых» коридоров и пешеходных зон, на первый взгляд транспорта в этом мегаполисе кажется немного. 

– При разработке Генерального плана, может, надо советоваться с горожанами? Мне как жителю видится, что есть возможность формировать город таким, какой он нам нужен, через инициирование проектов, выстраивание сотрудничества с бизнесом и представителями власти.  

Ф. К.: 

– У нас есть специальная городская комиссия по градостроительству, членом которой я являюсь. На заседаниях мы учитываем все возражения и вносим корректировки. В качестве примера можно привести подземный переход на пересечении улиц Саина – Толе би. Мы долго спорили, в каком месте он наиболее необходим, – возле университета, торгового центра или туннеля. После долгой дискуссии мы все-таки нашли компромиссное решение. Депутатская комиссия по градостроительству собирается как минимум два раза в неделю. Обязательно комиссия выезжает и решает все спорные вопросы на месте, связанные с прокладкой инженерных коммуникаций, пробивкой дорог, строительством торговых, спортивных или жилых комплексов. В работе комиссии принимают участие представители заинтересованных ведомств: проектировщики, сотрудники акимата, юристы. 

Акмурза РУСТЕМБЕКОВ (А.Р.): 

– Вся градостроительная политика нацелена на создание более благоприятной и комфортной среды, прежде всего для человека, а значит, и для государства. И самое главное – любое градостроительное решение, особенно в современных условиях, когда присоединяются территории с его населением, должно обсуждаться с обществом. Надо учитывать и интересы города. Ведь сегодня жители этих территорий пользуются услугами Алматы, то есть его транспортной инфраструктурой, инженерными коммуникациями, рекреационной системой и так далее. А это значит, что население этих земель должно получать те же условия, что и жители мегаполиса. И это очень сложная задача. В первую очередь все основные положения и решения обсуждаются на Градостроительном совете города. Но иногда некоторые архитектурные и градостроительные решения могут вызывать непонимание у населения определенных участков города. И здесь можно авторам разработки начать диалог с жителями путем устройства публичной выставки. И этого не надо бояться. Одним из организаторов таких выставок и обсуждений мог бы быть Союз архитекторов РК. Это помогло бы найти общую заинтересованность в реализации тех или иных решений, а самое главное – совместить интересы города и людей. 

– Каким образом учитываются интересы людей с ограниченными возможностями при формировании градостроительной политики? 

Ф. К.: 

– Сегодня ни подземные переходы, ни один объект не строятся без пандусов, в большинстве зданий предусмотрены лифты. Принимая возведенный объект, приемочная комиссия тщательно проверяет все необходимые параметры – до сантиметра, где-то приходится переделывать из-за несоблюдения уклонов, расстояний и так далее. Это комплексная, большая работа, требования которой хорошо оговорены законодательной базой. В торговых центрах для людей с ограниченными возможностями появились специальные туалеты, а в подземных паркингах – предусмотренные для их автомобилей места. 

А. Р.: 

– Существуют определенные расчеты и условия для всех типов зданий и сооружений, разрабатываемые в проектах, специальные требования для полноценного пребывания и передвижения данной категории населения, и это неукоснительно должно исполняться. Другое дело, что специальные условия должны в жизни эксплуатироваться строго по назначению. 

– Раньше горный бриз продувал улицы Алматы. Сегодня многих волнует, что из-за интенсивной застройки роза ветров нарушена. Какова ситуация на самом деле? 

А. Р.: 

– Естественно, проветриваемость и продуваемость для Алматы играют огромную роль. И горный бриз здесь имеет главенствующее значение. При проектировании учитывается преобладание меридионального расположения зданий и сооружений. Единственное, что надо иметь всегда в виду, – при проектировании и строительстве замкнутых дворовых территорий и квартальных застроек предусматривать сквозные пространства для проветривания. 

– Алматы расположен в сейсмоопасной зоне, учитывается ли этот фактор при проектировании зданий и каким образом?

А. Р.: 

– Вы знаете, сегодня методы расчетов для сейсмически активных территорий одинаковы во всем мире:  в Алматы, Токио или Лос-Анджелесе. Конечно, есть и новые мероприятия, предусматривающие еще более усиливающие конструктивные расчеты зданий и сооружений. Что касается нашего города, то в расчетах несущих конструкций предусмотрено усиление – увеличение на 20–30 процентов ранее принятых нормативов. При экспертизе всех проектов для строительства антисейсмические решения контролируются. И наша задача –  общества, заказчика, проектировщика, застройщика, контролирующих органов – строго соблюдать все правила и нормы строительства. 

– Будут ли присоединенные микрорайоны интенсивно застраиваться жилыми и деловыми кварталами или там сохранится присущий селу архитектурный облик? 

А. Р.: 

– Поскольку Алматы позиционирует себя как финансовый, туристический и культурный центр страны, то застройка новых территорий должна рассматриваться с этих позиций. В идеологии Яна Гейла любой город, особенно мегаполис, понимается как город для удовольствия, то есть архитектурно-пространственное и градостроительное решение должно приносить людям весь комплекс комфорта и отдыха, а это значит, что основная концепция нового Генерального плана Алматы должна подчиняться этим параметрам и понятиям. То есть новые территории должны иметь не только коммуникации и транспортные связи, но они должны быть лучше и инновационнее существующих, чтобы люди стремились там жить и работать. 

– Зарубежные эксперты и гости нашего города отмечают, что в Алматы мало организованного общественного пространства и городской культуры, но много монументальности, больших пустых площадей. Ян Гейл презентовал акиму свой ландшафтный проект, очень уютный, с велосипедными и пешеходными зонами, учитывающий интересы всех горожан. Вы поддерживаете его вариант? 

Г. С.: 

– В течение двух лет наше управление разрабатывало «Правила застройки города Алматы». Это большой труд, где мы оговаривали обустройство парков, скверов, удобства для инвалидов, пешеходов, установку билбордов, благоустройство фонтанов и так далее. Сейчас будем дополнять эти правила с учетом присоединения к Алматы пригородных территорий. Кроме датского архитектора Яна Гейла мы привлекаем и других иностранных консультантов, в том числе  американского архитектора турецкого происхождения Мустафу Агдана, предложившего концепцию развития пешеходных зон и проспектов. 

– Согласитесь ли вы с высказыванием архитектора Владлена Красильникова по поводу мировой архитектуры в целом, который на фестивале архитектуры в Алматы сказал: «Конец XX и начало XXI века ознаменовались новой волной интернационализации архитектуры, сметающей национальные границы и уравнивающей облик нового Пекина с Чикаго или Астаной»? 

А. Р.: 

– Вы знаете, самая трудная задача любого творца, как в литературе, кино, так и в архитектуре, – сделать свое произведение национальным, потому что искусство принадлежит всему миру. Генеральный план – это система нитей, нервов города, в котором проживают представители свыше 130 этносов. Поэтому создать архитектуру национальной – сверхсложнейшая задача. Но к этому стремится любой творец. 

– Может, появятся какие-то комплексы в виде юрт или яблок, мы же возрождаем город-сад? 

А. Р.: 

– Одно время нам предлагали проектировать здания с куполами, большим количеством арок. Но ни юрты, ни все остальное еще не означает, что это национальная архитектура. Например, аркообразные проемы продиктованы конструктивно, когда квадратные балки установить нельзя. На самом деле человеческий глаз лучше воспринимает правильную форму – в виде квадрата. 

– Так вы, архитекторы, к тому же и психологи? 

А. Р.: 

– Все это специалисты давно исследовали и доказали. Поэтому в первую очередь задача архитектора – сотворить архитектурный образ, который удовлетворял бы людей и стал значимым в архитектуре. 

– Готов ли Казахстан представить на Всемирном фестивале архитектуры свои объекты? 

А. Р.:

– В августе в Дурбане (ЮАР) состоится XXV конгресс Международного союза архитекторов (МСА), который объединяет 128 стран. Ни одно другое мероприятие не предлагает для архитекторов всего мира такого вдохновения, которое способствует международному сотрудничеству, формированию будущего путем обмена передовым опытом и демонстрации новейших решений. В 1993 году Союз архитекторов Казахстана вошел в МСА как самостоятельное государство. Каждые три года за право проведения у себя конгресса МСА борются государства и континенты, определяются лучшая в мире архитектура и архитекторы трехлетия. Без ложной скромности скажу, что мы всегда представляемся там и видим, как движется мировая архитектура. От Казахстана формируется выставка, которая покажет состояние архитектуры. Сегодня мы, независимое государство, имеем право заявить о том, что казахстанская архитектура может соизмеряться с мировой архитектурой. За короткий срок мы построили современный замечательный город – Астану, где, уверен, сложно выделить отдельное здание или сооружение. Алматинский метрополитен признан лучшим в СНГ. Сейчас мы строим комплекс объектов Универсиады и стараемся, чтобы он тоже стал настоящим достоянием архитектуры и культуры. 

– Кто устанавливает и контролирует градостроительную дисциплину, на каких принципах она основывается? 

Г. С.: 

– Любой проект пред­ставляется на предварительное согласование в управление архитектуры и градостроительства и главе города, затем утверждается в установленном порядке, а Генеральный план города – правительством страны. В реализации проекта принимают участие представители дорожных служб, инженерных коммуникаций, госархстройконтроля, городская общественность. Когда Генплан утвержден, отклоняться от него никто не имеет права: ни бизнес, ни власть. Вы знаете, ежедневно я получаю более 40 обращений горожан. С моими тремя заместителями мы ведем и  личный прием граждан, и в электронном формате. Оскомину набил нам, например, вопрос пристройки балконов и лоджий на первых этажах зданий, что запрещено Земельным кодексом. Большую проблему создают рекламодатели, нарушающие технические параметры установки светодиодных билбордов, создающих сложности автомобилистам в ночное время.

 А. Р.: 

– Дело в том, что все решения, принимаемые на Градостроительном совете, а это градостроительные, архитектурные, дизайнерские решения, являются основополагающими и ответственными условиями их осуществления. Иногда  в силу разных обстоятельств эти решения видоизменяются при строительстве. В результате от окончательных и ответственных принятых решений в жизни остается совсем немного, и здесь, конечно, наша всеобщая ответственность – не допускать этого. 

– Эксперты отмечают, что наивысший расцвет архитектуры в Алматы пришелся на 70-е годы XX века, когда в городе появились Дворец Республики, цирк и гостиница «Казахстан». Сейчас в мегаполисе ежегодно возводятся новые объекты. За последние несколько лет построены современные спортивные комплексы, объекты здравоохранения и образования, активно развивается индустриальная зона. Судя по градостроительной политике и развернувшейся широкомасштабной работе, можно надеяться, что Алматы в скором времени действительно станет городом для комфортного и  безопасного проживания людей. 

Виктория ИЗБИЦКАЯ, vecher.kz

kn.kz
>
Статьи