При поиске квартиры покупатель обращает внимание на множество факторов, таких как район, инфраструктура, прилегающая к дому территория, состояние подъезда,наличие или отсутствие ремонта в квартире, планировка и другие нюансы. Но, следуя выводу опытных риелторов, наиболее важными из них являются месторасположение квартиры, и, как это ни странно, сами владельцы недвижимости.
Важно первое впечатление
Продемонстрируйте инфраструктуру
Если вы не поленитесь и встретите потенциального покупателя у дороги, то у вас появится возможность показать ему, насколько развита инфраструктура района, где расположена квартира. Сколько по времени занимает дорога до ближайшей остановки городского транспорта, насколько близко к дому расположены детский сад, школа и магазины. Такая тактика также позволит скрыть негативные стороны: за разговором, ваш собеседник может не заметить, например, отсутствия огороженной мусорки.
Если ваш покупатель намерен приехать на легковом транспорте, необходимо заранее побеспокоиться о парковке. Вряд ли кого-то обрадует малоприятная перспектива постоянно искать место для своего автомобиля.
Памятка продавцу недвижимости >>>
Подготовьте подъезд
Не меньшее впечатление на потенциального покупателя может оказать подъезд дома. Достаточно вкрутить лампочки, проветрить межэтажные помещения, подмести лестничные пролеты.
По статистике успешнее продаются квартиры с чистыми и светлыми подъездами, имеющими кодовый замок, работающий лифт и действующий мусоропровод.
— Наличие домофона и железной двери в подъезде говорят о респектабельности людей, которые там проживают, — поясняет директор агентства недвижимости Comfort в Караганде Анастасия Ксендз. — Если подъезд дома облагорожен, значит, жильцы беспокоятся о собственной безопасности и участвуют в сборах на нужды общей территории.
Ничто не должно «смущать» в квартире
Наведите порядок
Существует два условия, выполнение которых может поднять цену жилья: благоустройство и ремонт. Ремонтные работы мы обсудим ниже, а сейчас остановимся на варианте, не требующем особых затрат.
Элементарно приведите квартиру в порядок. Это не займет у вас много времени. Проследите, чтобы ничто «не смущало» взгляд при беглом осмотре помещения: разбросанные вещи, перекрученная занавеска, сдвинутый стул и т.д.
Особое внимание уделите ванной и туалетной комнатам. В один момент могут испортить впечатление о квартире ржавые подтеки на раковинах и наличие известкового камня на кранах.
Вы скажете, зачем беспокоиться о сантехнике, если каждый, кто въезжает в дом, постарается обновить обстановку и первым делом заменит ванную и санузел.
По мнению психологов, при осмотре помещения наиболее важны приятные ощущения, которые вызывает квартира. Недаром дизайн и упаковка продукта подчас оказываются дороже самого товара. Доказано, что потребитель выбирает товар, опираясь на приятные ощущения, вызванные упаковкой при осмотре. Ваша задача: сделать «обертку» квартиры максимально приятной для визуального просмотра.
Еще один момент: наличие людей, помимо продавца и покупателя, в квартире. Подсознательно покупатель расставляет на осматриваемых квадратных метрах свою мебель и предметы быта, поэтому присутствие домочадцев или квартирантов в этот момент в квартире крайне нежелательно. Тем более что квартиранты не заинтересованы в продаже и могут подпортить сделку, сообщив покупателю о негативных сторонах продаваемого жилья.
Наличие домофона и железной двери в подъезде говорят о респектабельности людей, которые там проживают.
Не должно быть посторонних запахов
Любой малоприятный запах может в один момент отбить у человека желание даже заходить в квартиру, не то, что ее осматривать или покупать.
— Если вы твердо намерены продать свою жилплощадь, постарайтесь не готовить перед приходом покупателей, — советует риелтор из Караганды. — На стоимость жилья могут повлиять посторонние запахи, распространяемые кошками, собаками, хомяками, птицами, исходящие от невыброшенного мусора, нестиранного белья. Позаботьтесь о свежем и чистом воздухе — проветрите все комнаты.
Косметический ремонт необходим
Рассмотрим самый затратный из параметров предпродажной подготовки — ремонт. Имеет ли смысл его делать вообще?
— Однозначно, продавать квартиру с наличием, хотя бы косметического ремонта, значительно выгоднее, чем без него, — считает риелтор Анастасия Ксендз. — Легкий косметический ремонт — основной прием удорожания квартиры. Но срабатывает он только в отдаленных от центра районах, — предупреждает она. — Безусловно, новые жильцы, перед тем, как вселиться, сами начнут ремонтные работы, но не забывайте, товарный вид — есть товарный вид. Поверьте, ваши затраты на покрас- ку потолков и оклейку стен не самыми дорогими обоями окупятся с лихвой.
— К примеру, один из наших клиентов продавал квартиру в Майкудуке, — делится Анастасия Ксендз. — Сделал там косметический ремонт: наклеил самые дешевые обои, потолочку, уложил на пол новый линолеум. Без ремонта такую квартиру на самой окраине Майкудука мы смогли бы продать максимум за 21 тысячу долларов, но после ремонта она без труда ушла за 27 тысяч. При этом мужчина консультировался, стоит ли ему заказывать натяжной потолок, но мы его отговорили. Это было бы не рентабельно.
В центре города такой прием не сработает. Респектабельные покупатели сразу отличат качественный ремонт от обычного «замазывания глаз». Если квартира находится в «золотом квадрате», и человеку понравится, то он ее купит даже без ремонта.
— Поэтому мы никогда не советуем клиентам тратиться на капитальный ремонт. Он не оправдывает вложенных в него денег. Анализируя рынок недвижимости, можно четко увидеть, что разница между квартирой с ремонтом и без него — несущественна. Вложив в квартиру 10 тысяч долларов, вы сможете продать ее дороже аналогичной без ремонта всего на тысячу-две условных единиц, — говорит Анастасия Ксендз.
Приведите в порядок документы
Очень важный момент, который имеющий значение при продаже квартиры, но о котором часто забывают, по мнению риелторов, — это отсутствие задолженностей по коммунальным платежам.
— Покупатель имеет право потребовать квитанции, а продавец должен не отказать их предоставить, — аргументирует директор агентства Comfort. — Часто бывает, что на момент покупки продавец различными доводами оправдывает отсутствие квитанций, а потом коммунальные службы выставляют новым владельцам многотысячные долги. Будет большим плюсом, если продавец квартиры самосто- ятельно предложит потенциальным покупателям взглянуть на квитанции.
Также важно иметь «чистые» документы на квартиру с юридической точки зрения. В этом случае, во избежание недоразумений, мы рекомендуем собственнику квартиры взять в ЦОНе соответствующую справку, где будет расписана вся предыстория квартиры, все манипуляции, которые производились с недвижимостью с момента её постройки: аресты, залоги и т.д., — резюмирует Анастасия Ксендз.
Например, для Астаны очень важен фактор времени.
Очень важный момент, который имеющий значение при продаже квартиры, но о котором часто забывают, по мнению риелторов, — это отсутствие задолженностей по коммунальным платежам.
— В столицу часто приезжают покупатели из других городов, у которых нет времени на беготню с документами, — говорит директор столичного агентства недвижимости «Альянс» Евгений Рахимжанов. — Им предпочтительнее за один день оформить договор купли-продажи и сразу въехать, а не терять на выяснение обстоятельств недели. Кроме того, были случаи, когда данный фактор влиял на стоимость жилья. При совершении сделки выяснилось, что у продавца квартиры нет документа, подтверждающего согласие супруги на продажу их общей собственности. На оформление документа потребовалось несколько дней, так как супруга проживала в другом городе. В результате покупатели снизили цену на несколько тысяч долларов из-за вынужденной задержки. Поэтому столичным продавцам недвижимости вдвойне важно иметь все необходимые документы для продажи квартиры, при этом «чистые» с юридической точки зрения, — считает Евгений Рахимжанов.
Важен эмоциональный контакт
Замечено, что если покупатели и продавцы находят общий язык, испытывают взаимную симпатию, то многие из вышеперечисленных факторов утрачивают свое значение, — считает риелтор Дмитрий Ли. — Все-таки при приобретении жилья большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому постарайтесь понравиться покупателю.
Следуя этим советам, при минимальных финансовых затратах, вы сможете увеличить стоимость вашей квартиры от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
Олеся СУЩАНСКАЯ, Информационная служба kn.kz
Читайте также: