Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Кому принадлежат чердаки, подвалы, кладовки?

Сегодня жители многоэтажек стали сталкиваться с ситуацией, когда чердаки и подвалы домов сдаются в аренду без их ведома. 

Причем доход от такой деятельности получают руководители управляющих компаний или КСК. Нельзя сказать, что жалоб подобного рода от населения целый шквал, но их в последние годы стало больше, говорит заместитель председателя правления ОО «Защита прав потребителей «Адилет» Турсун Джагпарова.

— Либо потребители стали более грамотными и знают, что надо защищать свои права, либо председатели КСК стали как князьки в своем доме и уже начинают переходить все границы дозволенного и не отчитываются перед жильцами дома, — делает предположения общественница.

Хорошо, когда жильцы в многоквартирном доме имеют прибыль от использования общего имущества. Деньги можно направить, в первую очередь, на улучшение условий проживания. Но для этого нужно, чтобы управляющий домом орган действовал прозрачно и в рамках закона.

Кто владеет общедомовым имуществом

Кому принадлежат чердаки и подвалы? Согласно «Закону о жилищных отношениях», общее имущество объекта кондоминиума принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности. Как узнать, какая доля вам причитается? Никак, эта доля неотделима от квартиры и не может быть выражена в натуре.

Проще говоря, при покупке жилья его хозяину «прицепом» достается и часть общедомового имущества. Но человек не может распоряжаться ею по собственному усмотрению, т.к. эта доля не выражена в чем-то конкретном. Например, нельзя сказать, что к данной квартире относятся 4 квадратных метра на площадке или один лестничный пролет в подъезде.

«Хочу сделать кладовку в подвале. Планирую хранить в ней санки (детскую коляску, инструменты, соленья и т.д.). Что для этого нужно?»

Это один из самых частых вопросов. Наиболее экзотичные пожелания сводятся к обустройству на общей площади личной сауны или бильярда. На одном из казахстанских сайтов посетитель интересовался, какие могут возникнуть проблемы, если из своей квартиры сделать лаз в подвал и там обустроить баньку и тренажерный зал. Также жильцы для личных нужд используют чердачные помещения в многоэтажках или строят сарайчики прямо в подъезде, например, на месте недействующего мусоропровода.

Интересно, что разные специалисты дают разные комментарии. Одни на вопрос «Чьи подвалы?» говорят, что это общая собственность, значит, всем желающим можно ими пользоваться на равных условиях, т.е. строить кладовки, сауны и бильярдные. Другие строго замечают: технический этаж предназначен только для обслуживания домовых коммуникаций, а не для захламления. Попробуем обратиться к «Закону о жилищных отношениях».

Статья 34 гласит, что собственник помещения в кондоминиуме наряду с другими собственниками имеет право пользоваться общим имуществом в жилом доме, а также земельным участком. Там же указано, что за владельцем квартиры может быть закреплена часть общего имущества на условиях, установленных соглашением собственников жилья. Другими словами, прежде чем начать пользоваться конкретным кусочком подвала и обустроить там свою кладовку, нужно договориться об этом с другим владельцами недвижимости. Жильцы могут потребовать, чтобы вы платили более высокую цену за услуги КСК, чем это было ранее. Ведь вы занимаете часть общего имущества в личных целях.

Кондоминиум — форма собственности на недвижимость, при которой помещения находятся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан, юридических лиц, государства, а общее имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Кто хозяин нежилых помещений в многоэтажках?

Как провести согласование с жителями

По закону вопросы по содержанию общего имущества решаются на собрании собственников квартир. Заметим, не просто жильцов, а именно собственников. Но организовать собрание — занятие довольно хлопотное. Поэтому обычно просто проводят письменный опрос.

В голосовании должно принять участие не менее двух третей владельцев, причем свое согласие должна дать половина от общего числа собственников. Например, в доме имеется 102 квартиры, значит, свои подписи должны поставить 68 собственников (102:3х2). Но согласие на возведение кладовки должна дать половина от общего числа   или не меньше 51 собственника (102:2). Для упрощения ситуации председатели КСК обычно говорят, что согласиться должны две трети. На самом деле голосов нужно меньше.

Но это еще не все. Есть санитарные и противопожарные нормы, нарушение которых влечет за собой штрафы. Причем если те же пожарные проверят подвал и наложат за сараи санкции на председателя КСК, последний будет платить штрафы из денег жильцов. Потому что, действительно, при хранении стройматериалов, каких-то других вещей нужно соблюдать определенные требования. Так что после сбора подписей возведение кладовочки придется еще согласовывать с соответствующими госорганами.

«Ну, а если просто ставить коляску или санки в подвал?»

— Жилищная инспекция не будет придираться, если увидит, что в подвале на чистом месте стоит сложенная детская коляска, — говорит председатель КСК «Стимул» Елена Горбунова. — Проблемы начнутся, если, например, будут валяться старые оконные рамы, доски и прочий строительный мусор.

Как происходит в жизни

На деле правила, по большей части, не соблюдаются. Жильцы многоэтажек активно пользуются общими площадями. На чердаке или в том же подвале собственники квартир сооружают целые дополнительные комнаты. Их использование жильцы согласовывают только между собой. Иногда для строительства сарая разрешения не спрашивают вообще ни у кого.

Нередко и председатели КСК и руководители управляющих компаний вовсю пользуются своим положением и сдают общие площади в аренду без ведома жильцов. В новостройках, особенно в Астане и Алматы, застройщики продают площади на технических этажах под офисы и другие объекты предпринимательства.

Довольно громкие случаи происходили в Астане. Жительница одного из столичных домов случайно обнаружила, что в подвале проживают гастарбайтеры. Для приготовления еды они пользовались баллонным газом, подключились к общедомовому электричеству и воде. Как выяснилось позже, гастарбайтеров пустил председатель КСК. Какой доход он поимел с незаконного общежития для нелегалов, осталось тайной. Председателя, конечно, после такого случая быстренько сместили. Однако есть прогнозы, что в Астане проблема нахождения приезжих на чердаках и подвалах наших домов будет только усиливаться. Если, конечно, участковые и контролирующие органы не начнут оперативно реагировать на жалобы жильцов по поводу непонятных арендаторов.

Очень запоминающийся случай произошел этой весной в Усть-Каменогорске. Жильцы одного из домов долгое время не могли понять, откуда в их подъезде появились сырость и зловоние. Как оказалось, в подвале обосновались арендаторы, которые организовали там грибную плантацию. Причем председатель КСК уверяла, что не знает, как в подвале одного из подведомственных домов появилось почти две сотни мешков с землей, где росли грибы.

Бывает также, что председатели КСК делают из подвалов и чердаков места для проживания сотрудников кооператива — сантехников и дворников.

Как составить договор аренды общедомового имущества?

Как выкупить часть общедомового имущества

Если один из жильцов хочет выкупить кладовку в личную собственность — здесь уже требуется согласие всех ста процентов собственников жилья. Так же дело обстоит, если общими помещениями хотят воспользоваться предприниматели. Причем в случае с посторонними неважно, берут они площадь в аренду или покупают ее, нужно получить одобрение всех владельцев квартир (помещений) в данном доме. Так что если на крыше многоэтажки установлены антенны мобильного оператора, а вы как собственник об этом не знали, значит, председатель КСК нарушил закон. Так же дело обстоит, если в подвале вдруг появился компьютерный клуб, а вас об этом никто не спросил.

Добросовестный председатель должен устроить собрание и оповестить собственников о том, что предприниматель хочет взять в аренду или выкупить помещение, относящееся к общей долевой собственности. С владельцами квартир обсуждается, на каких условиях оно будет предоставлено. Затем опять проводится письменный опрос, где нужно собрать 100% голосов собственников в поддержку аренды или продажи. Только имея на руках все подписи, предприниматель начинает собирать разрешения в госорганах.

Если строение или помещение на территории кондоминиума будет занято без согласия хотя бы одного собственника, по идее, суд должен постановить, чтобы все убрали.

Как происходит в жизни

В одном из домов 18-го микрорайона Караганды жители знают, что у них на крыше расположились антенны мобильного оператора. Никто с ними эти действия не согласовывал. Тем не менее, владельцы не предпринимают никаких действий. Дело не только в инертности, но и в незнании законов. И самое главное — в отсутствии четкого механизма быстрого и эффективного влияния на председателей КСК. Конечно, в теории можно обратиться с жалобой в прокуратуру или акимат. Но по закону госорганы не должны вмешиваться в частные вопросы управления многоэтажкой. Нередко это приводит к тому, что председатели или управляющие домом не несут ответственности даже за явные нарушения закона. То есть сами жители должны выполнять надзорные функции, собирать доказательную базу против председателя, доказывать через суд его виновность. Казахстанцы чаще просто предпочитают не связываться, чем обеспечивают окончательную вседозволенность руководителям КСК.

КСК: как сменить председателя кооператива >>>

Если нежилые помещения уже находятся в частной собственности

Такое, как правило, наблюдается в домах советской постройки, в частности в хрущевках, где на первых этажах изначально располагались магазины. В 90-е годы они, чаще всего вместе с подвалами, уходили в частные руки. Сегодня нежилые помещения в новостройках очень активно распродаются застройщиками под те же магазины, офисы, салоны красоты.

Подвал или чердак могут находиться в частной собственности, но никак не коммуникации. А это значит, предприниматель должен платить в КСК за их обслуживание и обеспечивать к ним беспрепятственный доступ. Согласно статье 38 «Закона о жилищных отношениях» доступ обязаны дать после заблаговременного письменного уведомления, если необходима проверка состояния общего имущества, ремонт или его замена. В аварийных случаях или при ЧП, которые создают угрозу жизни или здоровью людей, проход должен быть разрешен и без предварительного уведомления.

Как происходит в жизни

В Караганде в одной из новостроек цокольный этаж вместе с проходом в общедомовую щитовую был продан предпринимателю. По словам председателя КСК, на территории, которая вроде бы должна была остаться общей (щитовая), бизнесмен складывал свои кирпичи. Однажды у кого-то из жильцов «выбило» электричество. Из-за того, что предприниматель не давал прохода, многоэтажка два дня простояла без света. Причем к месту происшествия приехал и аким района, и начальник полиции, и пожарная инспекция. Со слов руководителя кооператива, предприниматель и после этого никого не впустил. В общем, есть прямое нарушение закона, но, по факту, никого, кроме жителей, это не касается. Выход один — обращаться в суд.

В Астане по улице Бараева в одном из домов сделали пристройку и перекрыли дверь, ведущую в подвал. Непонятно, каким образом предприниматель получил разрешение на такое строительство, ведь нарушается закон РК (обеспечение доступа к общедомовому имуществу). Тем не менее, жильцам пришлось самим себя защищать: собирать по 6 тысяч тенге с квартиры, нанимать адвоката и обращаться в суд.

Проблемы возникают даже с теми предпринимателями, кто готов сотрудничать с жильцами. Например, в результате ремонта бизнесмен на своем объекте может по незнанию закрыть общедомовые стоки, вентили гипсокартоном или заложить кирпичом. Или авария в доме может случиться ночью, когда магазин или кафе, где находятся аварийные коммуникации, попросту закрыты. Если нет охраны, придется долго ждать, пока приедет владелец и предоставит доступ.

Кто имеет право распоряжаться 

Председатель городской ассоциации КСК Сарыаркинского района Астаны Динара Абдрахманова рассказывает, что в их кооперативе не поднимают тарифы, потому что с 2006 года сдают подвальные помещения в аренду под мастерские.

— Эти моменты по аренде мы изначально на первом собрании все обговариваем, что управлению КСК предоставляется возможность распоряжаться общедомовым имуществом без права продажи, — говорит Динара Абдрахманова.

Бывает, пункт о том, что председатель имеет право распоряжаться общедомовым имуществом (подвалы, чердаки, пространство между этажами и т.д.), уже содержится в договоре с КСК. Однако надо знать, что этот пункт, по сути, развязывает ему руки. И то, как он воспользуется этим правом, зависит от его честности и порядочности.

Председатель правления республиканского союза защиты потребителей и предпринимателей Виктор Сыздыков рассказывает, что к нему обращаются именно с такими жалобами. Жители одного из столичных ЖК были недовольны действиями управляющей компании. Людям на подпись давались индивидуальные договоры с указанием, что общими площадями будет управлять руководство компании. Виктор Сыздыков подчеркивает, что никто, кроме собственников квартир не вправе принимать решения о судьбе лестниц, подвалов, чердаков, лифтов, площади на этажах и т.д.

Выход один — обращайте внимание на то, что написано в документе, и если вы не согласны — не подписывайте его, иначе в спорной ситуации доказать что-либо будет проблематично.

Комментарий специалиста

Зампредседателя правления ОО «Защита прав потребителей «Адилет» Турсун Джагпарова:

— Если вы как потребитель столкнулись с беззаконием, вы сначала обращаетесь с письменной претензией к председателю КСК. В шапке обычно указывается: председателю КСК, фамилия такая-то. Пишу о том, что вы нарушаете мои права, я требую устранить, представить мне такие-то документы, юридически обосновать свои действия со ссылкой на конкретные законы. Указываю, что в противном случае я оставляю за собой право обратиться в надзорные органы. И если вопрос не решится, пишу, что буду обращаться с исковым заявлением в суд о возмещении мне морального и материального ущерба. Председатель должен ответить.

Если он не отвечает на письмо, копию этой претензии вы отправляете в надзорные органы. Есть срок, в течение которого на ваше письмо должны ответить. Если человек прошел все юридические ступени, остается последняя — суд. Самое главное — согласно законодательству, тот, кто обращается с претензией, не должен быть задолжником в том же КСК. Если человек не хочет платить в связи с плохой работой кооператива, он должен поставить в известность председателя, что он не отказывается платить, а лишь приостанавливает оплату.

Согласно законодательству вы имеете право требовать отчета у КСК за всё, что он делает. Допустим, установил антенну без разрешения. Что он с этого имеет, на каких условиях установил? Это не его частный дом. Многие КСК имеют два счета: текущий и резервный. Вот вы как потребитель имеете право у него требовать отчета о движении денежных средств на этих счетах.

Можно обращаться в прокуратуру по незаконно установленным антеннам или аренде подвальных помещений. Более того, у нас в стране есть уполномоченный орган в этой сфере — Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РК. Существуют ассоциации КСК, есть республиканская ассоциация. Между прочим, очень плодотворно работает, там хорошие специалисты, эксперты. В конце концов, можно через Интернет попросить консультацию у юристов. Раньше было сложнее решать проблемы, а сейчас работает много разных общественных организаций, которые помогут всё оформить юридически правильно.

Читайте любой договор, любую бумагу, которую вы подписываете. Вдруг там содержится фраза, что председатель КСК может распоряжаться общедомовым имуществом. Есть в законодательстве понятие: «если иное не предусмотрено договором». В данном случае, если человек поставил подпись под «иным условием», что председатель имеет право распоряжаться, и будет судебная тяжба, то ее исход 50 на 50. Потому что — куда вы смотрели, когда подписывали? Поэтому если какая-то позиция в договоре вас не устраивает, когда подписываете, указывайте: «Я не согласен с пунктом (например) 2.2», потому что это противоречит законодательству или просто вас не устраивает.

Из Закона РК «О жилищных отношениях»

  • «Все собственники помещений (квартир) — участники кондоминиума имеют равные права управления общим имуществом» (п. 1 ст. 34 ЗРК).
  • «Доля каждого собственника помещений (иного правообладателя) в общем имуществе неотделима от индивидуальной (раздельной) собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему помещение» (п. 3 ст. 31).
  • «Орган управления объектом кондоминиума обязан открывать на каждый объект кондоминиума текущий счет в банке второго уровня, на который перечисляются взносы (платежи) собственников помещений (квартир) на содержание и текущий ремонт общего имущества данного объекта кондоминиума» (п. 8 ст. 31).
  • «Собственники помещений (граждане, юридические лица, государство) вправе объединяться в любое не запрещенное законодательством Республики Казахстан объединение для совместной эксплуатации жилого дома» (статья 5).

Ирина Бердашова, Информационная служба kn.kz

kn.kz
>
Статьи