Существуют законы, призванные защищать права и свободы инвалидов, однако остаются нерешенными многие проблемы, которые усложняют им жизнь. Портал kn.kz выяснил, насколько Караганда доступна для людей с ограниченными возможностями. В Конституции Республики Казахстан говорится, что в нашем государстве все равны, и никто не может подвергаться какой-либо дискриминации из-за социального положения, пола, национальности, вероисповедания или по любым другим обстоятельствам. На деле же это равенство чувствуют далеко не все, особенно люди с ограниченными возможностями, жизнь которых полна барьеров и преград, как явных, так и незаметных на первый взгляд. Одна из самых серьезных — проблема доступной среды.
Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющие людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни.
Чтобы узнать о проблемах доступной среды, что называется, из первых рук, мы встретились с председателем ОО «Центр реабилитации инвалидов «Лайықты өмір» («Достойная жизнь») Александром Ивкиным. Общество работает в двух направлениях: во-первых, оказывает инвалидам различного рода услуги, во-вторых, развивает и защищает их права.
О проблемах адаптации людей с ограниченными возможностями Александр Михайлович знает не понаслышке, так как сам прикован к инвалидной коляске. По мнению Ивкина, наш город адаптирован для инвалидов только на 10%. В основном доступны здания городской администрации, государственной власти, некоторые медицинские и социальные учреждения, несколько крупных супермаркетов. Всё остальное — неприступные крепости, «штурмовать» которые человеку в коляске не только бессмысленно, но и опасно. Увы, передвигаться без посторонней помощи по Караганде инвалид не может — это факт. Сказать, что закон «О социальной защите инвалидов» совсем не работает, нельзя, ведь неплохо налажено обеспечение средствами реабилитации, различного рода социальными услугами и т.д. Однако доступная среда для инвалидов по-прежнему остается нереализованной задачей, решить которую не так просто…
По мнению общественника Александра Ивкина, Караганда адаптирована для инвалидов только на 10%.
Проблемы передвижения в городе
Чтобы проникнуться проблемой доступной среды, представим себе обычный день инвалида. Допустим, он проснулся, позавтракал, привел себя в порядок и отправился на улицу. Хорошо, если дом частный и родственники позаботились о возможности беспрепятственного передвижения по нему и близлежащей территории. Однако обычно жилье инвалида — это квартира, расположенная на одном из этажей, объединенных лестничными пролетами, передвигаться по которым могут только здоровые люди.
Лифты
Большая удача, если в доме есть лифт, но так как их общее количество в городе — 974 (из них 870 пассажирских, 64 больничных и 40 грузовых), а инвалидов у нас проживает более 17 тысяч, понятно, что лифт есть в доме далеко не у каждого из них.
Спецтранспорт
Что делать, если инвалид не может самостоятельно выйти из дома?
— Выход один — просить помощи у посторонних, — советует Александр Ивкин, — но если надеяться не на кого, можете позвонить по одному из нижеприведенных номеров телефонов:
- 43-10-67,
- 43-30-97,
- 43-36-52,
- 42-55-07.
Это наша услуга: «Спецавтотранспорт». Пока она оказывается только в Караганде, Темиртау, Сарани, Шахтинске и Жезказгане. На ваш адрес приезжает специализированный автомобиль. При необходимости водитель помогает добраться от двери до двери. Услугой совершенно бесплатно может воспользоваться любой инвалид I и II групп, который по каким-то причинам не может пользоваться общественным транспортом.
Пандусы
Серьезным барьером доступа в здание могут стать отсутствующие либо не удовлетворяющие потребностям инвалида-колясочника пандусы. В СНИПах РК четко прописано, каким должен быть пандус:
Высота подъема каждого марша пандуса не должна превышать 0,8 м. Уклон — не более 7°.
По внешним (не примыкающим к стенам) краям пандуса и площадок следует устраивать бортики высотой не менее 0,05 м. Ширина пандуса минимум 1 м. В начале и в конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,5 м. По обеим сторонам пандуса рекомендуется устанавливать ограждения высотой не более 0,9 м с поручнями и т.д.
Очевидно, что в Караганде очень мало пандусов, удовлетворяющих необходимым требованиям. Даже в сухую и теплую погоду по большинству из них не в состоянии подняться не только инвалиды, но и молодые родители с коляской.
Материал изготовления пандуса должен быть прочным и исключать скольжение. Совершенно неприемлемы стальные пандусы, которые, в частности, установлены в немногочисленных подземных переходах Караганды. Ни их уклон, ни конструкция, ни материал изготовления не соответствуют норме, что делает подземные пешеходные переходы совершенно не доступными для инвалидов-колясочников.
Дороги, наклонные бордюры, скаты
Если пандус в доме инвалида всё же есть и по нему можно спуститься, следующей преградой может стать отсутствие наклонных бордюров и скатов на прилежащей к дому территории и по городу в целом.
— Этой проблемой сейчас активно занимается Лилия Михайловна Галкина, председатель общества инвалидов «Арман», — поясняет Ивкин. — Она включена в комиссию по приемке дорог и выступает как эксперт со стороны людей с ограниченными возможностями. Если дорога, а вместе с ней и скаты, бордюры и т.д. неприемлемы для нормального передвижения инвалидов, она имеет право отказать в приемке. Лилия Михайловна — реальная сила и надежда инвалидов. Дело доходит до того, что предприниматели буквально умоляют ее подписать акт, обещают исправить ошибки быстро, но как говорится — доверяй, но проверяй! Для этого Галкина и наматывает километры на своей коляске, осматривает улицы, тротуары, перекрестки, отмечает те места, которые инвалиду преодолеть невозможно, жмет на доступные рычаги, и ситуация, хотя и медленно, но меняется в лучшую сторону.
Александр Михайлович приводит показательный пример с реконструкцией бульвара Мира. После завершения работы было обнаружено много нарушений, информация о которых была передана в акимат, чиновники, в свою очередь, вызвали руководителей компании осуществлявшей реконструкцию, объяснили их ошибки и наказали всё исправить. В результате бульвар Мира теперь более-менее адаптирован к нуждам инвалидов.
Пешеходные переходы и светофоры
Для инвалидов-колясочников они такие же, как и для здоровых людей, но для слабовидящих и слепых светофоры должны быть оборудованы звуковым сигналом. В странах с высоким уровнем жизни звуковым сигналом оборудованы все светофоры, у нас – частично. Впрочем, на это обстоятельство инвалиды жалуются не слишком.
Общественный транспорт
Автобусы. Итак, мы добрались до остановки, остается сесть в автобус и доехать до пункта назначения. Но и здесь не обходится без проблем. Так называемыми «низкопольными» автобусами располагает в основном третий автопарк. Водители таких автобусов знают, что на них передвигаются инвалиды. Как только они видят на остановке человека в коляске, тут же выходят, выдвигают специальный пандус, и инвалид без посторонней помощи заезжает внутрь. Увы, таких автобусов гораздо меньше, чем необходимо. Инвалидам приходится подолгу ждать их на остановке.
Поезда. Что касается железнодорожного транспорта, то сейчас в каждом поезде есть хотя бы один вагон, специально оборудованный для людей с ограниченными возможностями. На входе в вагон устанавливается специальный подъемник. Внутри есть спецкупе и даже специализированная туалетная комната. Таким образом оборудованы даже знаменитые испанские поезда: на коляске можно легко передвигаться и в туалет, и в душ… И, что самое интересное, цена такого билета вполне демократичная.
Самолёты. Карагандинский аэропорт наравне со здоровыми гражданами посещают и люди с ограниченными возможностями. Нельзя сказать, что аэропорт «Сары Арка» полностью соответствует потребностям инвалидов, однако руководство воздушной гавани работает над этим.
Александр Ивкин показывает фотографии туалетной комнаты, которая плохо приспособлена для нужд инвалидов.
— Есть нарекания по поводу туалетных комнат, но сейчас мы заключили с ними договор, и руководство аэропорта обещает исправить ситуацию. Кстати, для облегчения доступа в самолет закуплено несколько специальных колясок, которые с легкостью помещаются в проходе самолета. Теперь нет необходимости таскать нас на руках до пассажирского кресла.
Общая проблема
Вообще, недоступная для инвалидов среда — беда не одной Караганды. Астана тоже далеко не самое лучше место для людей с ограниченными возможностями.
— Взять хотя бы знаменитый «Байтерек». Лично я не могу на него подняться. Там «сумасшедшие» ступеньки вниз, потом вверх, — возмущается Ивкин. — Есть подъемник, но он настолько неуклюжий и неудачный, что не все решаются им воспользоваться. По роду деятельности я бываю во многих городах Казахстана, и надо сказать, что везде похожая ситуация.
Жизнь на полосе препятствий >>>
Если говорить о Караганде, то в плане доступности наш город даже лучше, чем многие другие. Причина — регулярное проведение республиканских мероприятий с участием активистов инвалидного движения. По словам Александра Михайловича, государственные служащие не обижают людей с ограниченными возможностями. Они всегда открыты для диалога и на своем уровне стараются решить некоторые проблемы, но вот частные предприниматели навстречу практически не идут.
— Очень сложно адаптировать для нужд инвалидов объекты негосударственного сектора, так как деньги на реконструкцию частник должен брать из собственного кармана, а кому это понравится? — продолжает Александр Ивкин. — Негосударственные учреждения, за редким исключением, всегда закрыты для нас. Максимум, на что они готовы, — это оказать разовую благотворительную помощь. Ну а создать рабочее место, благоустроить территорию, построить пандус, организовать туалет в своем учреждении — вот здесь их как обрезает. Принцип такой: вот тебе 10000 тенге и отстань от меня! Мы, конечно, не против помощи, но скромная сумма будет потрачена, а инвалид так и останется со своей проблемой наедине. Юридическими методами решать наши проблемы не получается, потому что хромает законодательство.
Госслужащие всегда открыты для диалога и на своем уровне стараются решить некоторые проблемы, но вот частные предприниматели навстречу практически не идут.
Пути решения
Ратификация конвенции
Большую надежду инвалиды Казахстана возлагают на ратификацию Международной конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году. В ней прописано всё, что необходимо людям с ограниченными возможностями с позиции мирового сообщества инвалидов: доступ к информации, образованию, стандарты городской инфраструктуры и т.д. В случае ратификации конвенции в руках инвалидов окажутся рычаги воздействия не только на чиновников, но и на частников. И, что самое главное, станет возможным рассмотрение особо важных вопросов судом ООН.
Паспортизация зданий
Еще один долгожданный «инструмент» для создания благоприятной окружающей среды — паспортизация зданий и сооружений инфраструктуры Караганды и области.
На вопросы, касающиеся паспортизации, нам ответила руководитель отдела по работе с инвалидами управления социальной занятости и социальных программ Карагандинской области Каламкас Кадирбаева.
Методика паспортизации зданий и сооружений была разработана в 2010 году Институтом регионального развития.
В том же году были утверждены план мероприятий по паспортизации и рабочая группа, в которую, помимо специалистов и госслужащих, вошли представители неправительственных организаций, в числе которых — члены общества инвалидов.
По словам Каламкас Сериковны, задачей рабочей группы стало выявление объектов, требующих ремонтных или реконструкционных работ, чтобы они стали доступными для инвалидов. Внимание уделяется в первую очередь объектам социальной инфраструктуры: органам социальной защиты, образования, здравоохранения, транспорту, госучреждениям и т.д. В основном паспортизируются те объекты, куда люди с ограниченными возможностями должны иметь беспрепятственный доступ.
В процессе паспортизации выявляются и фиксируются все нарушения. На основе проверки составляется паспорт доступности каждого объекта, а также, при необходимости, смета на ремонт или реконструкцию с учетом требований комиссии.
Если организация бюджетная, то деньги на реконструкцию или ремонт выделяются из бюджета, ну а если частное — собственник должен привести здание или сооружение в надлежащий вид за свой счет.
Паспортизация пройдет в три этапа:
• первый этап — 2012-2013 гг.;
• второй этап — 2014-2015 гг.;
• третий этап — 2016-2017 гг.
На сегодняшний день в планах паспортизации 1031 объект. Уже проведена паспортизация 358 объектов, из них 302 получили рекомендации для адаптации к потребностям инвалидов. В дальнейших планах этого процесса — составление карты доступности, которая будет размещена в Интернете.
Любой желающий сможет выбрать онлайн интересующий объект и выяснить, насколько он отвечает требованиям свободного доступа для инвалидов. По мере того, как будут исправляться ошибки, это будет отражаться на сайте.
Надо пересмотреть строительные нормы
По мнению исполнительного директора объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц «Ассоциация застройщиков Карагандинской области» Найли Каирбековой, говорить о том, что существуют нерадивые застройщики, которые из вредности или каких-либо других побуждений не хотят создавать доступную среду для инвалидов, никак нельзя!
— У нас есть нормативно-правовые акты, которые регулируют строительную деятельность, — говорит она. — Там прописывается, каким должно быть жилое и нежилое здание, какие требования к кровле, фасаду, простейшим составным любого здания предъявляет законодательство. Говоря о доступной среде, первое, что приходит на ум, это пандусы. В подавляющем большинстве новых строений они закладываются в сметах. Но есть в городе объекты, которые возводились во времена, когда таких требований не было, и пристроить их сложно, а иногда и вовсе невозможно. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, пандусы пристраивают абы как, насколько это позволяют расположение, конструкция здания, его проект. Если здание расположено почти у тротуара, можно к нему что-то пристроить, но это «что-то» будет недостаточной ширины или угла наклона. Такой подход вызывает нарекания со стороны инвалидов. Возникает закономерный вопрос: делать хоть что-то или не делать ничего?!
На данный момент во всех новых зданиях должны быть построены и пандусы, и лестничные пролеты, и лифты, не только для инвалидов, но и для населения любой категории. А вот дверные проемы как были, так и остаются по старым нормам — узкими. Строитель ничего не может сделать сверх установленных норм и правил. Ему дана смета, там оговорены все размеры и материалы, и не дай бог сделать на сантиметр больше — тут же нагрянут компетентные органы, и застройщику несдобровать.
Найля Каирбекова настаивает на том, что надо пересматривать устаревшие нормативы, в которых, по ее мнению, и кроется «корень зла»:
— Строитель делает всё, что ему заказано, а заказчиком, исключая частные случаи, является государственное учреждение, которое тоже работает в рамках нормативов, существующих на сегодняшний день. Мы второй год бьемся за то, чтобы эти нормы были изменены в лучшую сторону для всех, не только для людей с ограниченными возможностями. Ситуация изменится только в том случае, если эти нормативы приобретут нормальный, адекватный сегодняшнему времени вид.
Инвалиды негодуют по поводу отсутствия доступной среды, а застройщики не могут начать строить по-новому, так как законы, нормы и правила — старые.
Говоря о необходимости реформы устаревших норм и правил, Найля Камаловна замечает, что заниматься этим по большому счету некому: в Караганде нет хорошего проектного института, следовательно, нет и специалистов, способных оперативно привести нормы и правила строительства в соответствие с международными стандартами.
Вот и получается замкнутый круг: инвалиды негодуют по поводу отсутствия доступной среды, а застройщики не могут начать строить по-новому, так как законы, нормы и правила — старые. Со временем ситуация изменится, но как говорит Найля Каирбекова: «У меня нет ни морального, ни юридического права обозначить хотя бы примерные сроки». Нет этого права и у нас, ведь впереди серьезные преобразования, которые дают надежду на то, что скоро наш город станет тем местом, где люди с ограниченными возможностями смогут передвигаться самостоятельно без всяких преград.
Читайте также:
«Доступное жильё-2020»: для кого квартиры от КИК?
Генплан Караганды: прошлое, настоящее, будущее
Дмитрий Белугин, Информационная служба kn.kz