Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Награда за наглость

Зачастую снос незаконных строений сопряжен с крупными социальными волнениями, которые приводят порой к вооруженным столкновениям с правоохранительными органами. Достаточно вспомнить ситуацию вокруг «Шанырака» и «Бакая». В Астане проблему сноса стихийного микрорайона «Ондирис» решили своеобразно. Акимат предоставит захватчикам крышу над головой. Но, похоже, даже такое решение ондирисовцам пришлось не по душе.

Зачастую снос незаконных строений сопряжен с крупными социальными волнениями, которые приводят порой к вооруженным столкновениям с правоохранительными органами. Достаточно вспомнить ситуацию вокруг «Шанырака» и «Бакая». В Астане проблему сноса стихийного микрорайона «Ондирис» решили своеобразно. Акимат предоставит захватчикам крышу над головой. Но, похоже, даже такое решение ондирисовцам пришлось не по душе.

Все строили. И я построил

Вольное поселение близ Астаны началось с четырех-пяти построек. По словам первопоселенцев, земельные участки им предложила купить женщина, выдававшая себя за сотрудника городского земельного комитета. Пообещав оформить все правоустанавливающие документы на занятые земельные наделы, она собрала со своих «клиентов» более полутора миллионов тенге. Но радужные мечты людей о собственном доме разрушились в одночасье. Как потом выяснилось, землей торговала мошенница, позже приговоренная к четырем годам лишения свободы, а приобретенная ондирисовцами земля и построенные дома оказались за чертой закона.

Тем временем поселок постепенно расширялся. У горе-новоселов появились соседи, приехавшие из близлежащих регионов в поисках лучшей доли. Свой жилищный вопрос они решили совсем просто.

— Живу здесь почти три года, — говорит Дулат. — Приехал из Карагандинской области. Землю не покупал. Просто приехал и построил. Все строили… и я начал.

Количество домов, возведенных по такому принципу, в «Ондирисе», или, как этот район еще называют в народе, «Нахаловке», перевалило за сотню.

Сносить нельзя оставить

— Такое дело наказуемо, — считает заместитель директора Департамента архитектуры и градостроительства города Астаны Владимир Гладких. — Был повод для сноса незаконно построенных сооружений.

В 2001 году был одобрен Генеральный план развития Астаны до 2030 года. Архитектор пояснил, что город должен застраиваться по утвержденному генплану, который определяет строительное зонирование, размещение основных составляющих города — производственной зоны, жилой зоны и зоны отдыха.

— Соблюдение Генплана обеспечивает формирование здорового организма — здорового города, в котором все будет функционировать так, как должно быть, — говорит архитектор. — Но неизвестно откуда появляются люди, которые не понимают или не хотят понимать, что такое Генеральный план, что такое проект детальной планировки, не знают или не хотят знать, что такое закон об архитектуре и правила застройки города. Они принимают самостоятельные незаконные решения, самовольно захватив территорию. А она по Генплану города предусмотрена не под индивидуальное жилищное строительство, а под промышленную зону. Самостоятельно возвели хаотичные постройки без каких-либо проектов, без соблюдения строительных норм, без разбивки на улицы. Когда нарыв в «Ондирисе» только стал образовываться, прошлая команда исполнительной власти этот момент упустила из виду. Да и очень сложно проконтролировать застройку всего города, когда в отделе контроля Департамента архитектуры работает всего два человека. Самострой не заметили, или просто не захотели заметить проблему. Если бы первого застройщика схватили за руку и всенародно наказали, может быть, тогда этого всего можно было избежать.

Подобные инциденты имели место и в других городах Казахстана. Там с «нахалами» церемониться не стали. В прошлом году в Шымкенте постройки, незаконно возведенные на территории мусульманского кладбища, незамедлительно сравняли с землей. Годом ранее в Алматы произошли громкие события, связанные со сносом незаконно построенных домов в микрорайонах «Бакай» и «Шанырак-1».

Следует отметить, что в целом в период с 2005 года по август 2007 года по фактам незаконного строительства в специализированный межрайонный административный суд города Алматы направлено 80 189 материалов. Постановление суда о принудительном сносе вынесено только по 27 из них, что составляет 0,3 процента.

— Для сравнения: в досудебном порядке с 2005 года нами снесено 647 объектов самовольного строительства различного назначения. Главная причина в том, что существующие законодательные акты заметно отстают от сегодняшних реалий, и отсутствуют механизмы реализации судебных актов о сносе незаконно возведенных строений, — проинформировал аким Алматы Имангали Тасмагамбетов в сентябре прошлого года на совещании в Правительстве.

Высказывая свою позицию по этому вопросу, в одном из своих выступлений градоначальник возмутился:

— Почему одни, попавшие в аналогичную ситуацию, подчиняются законам и не устраивают самозахват земель, а пытаются решить жилищный вопрос как-то иначе: работают на нескольких работах, собирают деньги, документы, а другие попирают все законы и нормы приличия? Я глубоко убежден, что отдать самозахватчикам взамен за снесенное жилье муниципальное — это высшая несправедливость по отношению к другим гражданам города.

Жесткая позиция алматинского акимата вызвала бурное негодование со стороны бакайских и шаныраковских «захватчиков». Жителей микрорайонов предупреждали о возможном сносе за несколько месяцев. Никак не отреагировав на предупреждение властей, люди продолжали жить на самовольно захваченной территории.

7 июля в микрорайон «Бакай» прибыли отряд быстрого реагирования и бригада бульдозеристов. Тогда сравняли с землей 500 домов со всем имеющимся там имуществом.

Через неделю, 14 июля, таким же методом должна была решиться судьба микрорайона «Шанырак-1». Но люди решили не сдаваться без боя. К встрече с силовиками они тщательно подготовились. По периметру были выстроены баррикады. Шаныраковцы вооружились бутылками с зажигательной смесью. Столкновение силовиков и жителей длилось несколько часов. Без жертв не обошлось: с обеих сторон был ранен не один десяток людей. В ходе «битвы» шаныраковцы взяли в заложники нескольких полицейских. Одного из них привязали к столбу, облили бензином и подожгли.

После такого исхода событий снос «Шанырака» решением акимата Алматы был временно приостановлен.

С ондирисовцами не стали поступать как в Шымкенте и Алматы. Более того, отец города Аскар Мамин пообещал им взамен предоставить новое жилье.

— Аким пообещал, что для нас построят дома в Ильинке, — рассказывает жертва мошенницы Гульмира. — Он сказал, что новый дом и десять соток будут принадлежать нам по закону. Оформят как нашу собственность. На днях ходила в акимат, встречалась с инвестором, который будет строить дома. Сказали, что работа в этом направлении уже ведется. Ждут финансирования. Дома инвестор, ТОО «Тандем-Астана», обещает построить в июле этого года.

Судьба захватчиков, ставших жертвой мошенников, решилась благополучно. Повезло и тем, (а таких среди ондирисовцев большинство), кто «под шумок» завладел лакомым кусочком земли и чуть ли не за одну ночь построил подобие жилого дома.

Нам и здесь хорошо

Что интересно, принятым решением столичного акимата захватчики еще и недовольны.

— Приехали сюда пять лет назад, — говорит жительница поселка Айгуль. — Землю не покупали. Просто сами начали строить. Все строили, и мы начали. Теперь нас выселяют и взамен бесплатно предоставляют новые дома в Ильинке. Но, в принципе, нас и здесь устраивает. Дали бы нам возможность узаконить здесь, мы бы остались, никуда не переезжая. Когда шла легализация имущества, нам отказали. Хорошо было бы, если бы сюда еще провели воду, газ, тепло. Нам здесь намного лучше, чем будет в Ильинке.

Еще бы, устроились они действительно неплохо. Земля есть, крыша какая-никакая над головой есть, электричество провели сами, а самое главное — за все это не надо платить.

— Мы ходили в горсвет, просили, чтобы нам провели электричество как положено, но они отказали, — рассказывает Дулат. — Решили всем поселком собрать деньги и купить кабель. Сами провели. Нигде за это не платим.

Чтобы согреться, ондирисовцы топят печки, а воду таскают из колонок. Но и это мелочи, учитывая, что так живут пока еще во многих центральных районах города.

Две стороны одной медали

Руководитель Национального центра по правам человека, кандидат юридических наук Вячеслав Калюжный видит в факте самовольного захвата земли серьезную проблему, которую нужно тщательно изучить со всех сторон. Рубить с плеча здесь просто недопустимо. По мнению эксперта, с одной стороны, по отношению к тем, кто самовольно захватил земельные участки, предусмотрена административная ответственность, и прописана норма, согласно которой нарушитель обязан снести незаконное строение за свой счет. С другой стороны, в мировой практике к подобным нарушителям принято относиться гуманно. В любом случае какое-то альтернативное убежище государством должно быть предоставлено.

«С правозащитной точки зрения здесь возникает ряд вопросов. Законодательство Республики Казахстан позволяет принимать меры к тем людям, которые самовольно захватили земельные участки. За это предусмотрена административная ответственность. В частности статья 118 Кодекса об административных правонарушениях говорит о том, что незаконное занятие или обмен государственных земельных участков либо совершение каких-либо других сделок влекут штраф на физических лиц в размере от десяти до пятнадцати месячных расчетных показателей (МРП); на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — от двадцати до двадцати пяти МРП; на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — от трехсот до пятисот МРП. Согласно статье 164 Земельного кодекса, незаконный владелец самовольно занятых участков, принадлежащих государству, обязан освободить их в течение тридцати календарных дней с момента применения мер взыскания, предусмотренных законодательством РК об административных правонарушениях, и осуществить снос строения на таком участке самостоятельно или за свой счет. То есть гражданин должен освободить самовольно занятый участок. При несогласии с таким решением он имеет возможность оспорить свое право в суде.

15 ноября 2007 года на заседании Совета безопасности Президент предложил установить уголовную ответственность за незаконный захват земель. Подобное уже применяется в мировой практике. Например, в Украине Верховная рада 11 января 2007 года приняла соответствующий закон, устанавливающий уголовную ответственность за самовольный захват земель. По отдельным случаям предусмотрен срок лишения свободы до пяти лет.

Между тем, по международным стандартам, выселяемому гражданину должно быть предоставлено право на судебную защиту своих интересов. Далее, выселяемые лица должны быть предупреждены о дате выселения. Это информирование должно произойти в разумные сроки, чтобы человек мог принять какие-то меры. При выселении должны присутствовать государственные должностные лица. Это очень важно. Потому что иногда это делают лица, не имеющие никакого отношения к государству и неуполномоченные такими правами. Недопустимо выселение в условиях плохой погоды, в ночное время и тому подобное. Это можно делать только с согласия самозахватчиков.

И самое главное, в международных стандартах говорится о том, что выселение с участков, даже занятых самовольно, не должно приводить к появлению бездомных людей. То есть государство в любом случае (цитирую по международным стандартам) «должно принять все необходимые меры при максимальном использовании имеющихся ресурсов для предоставления в зависимости от обстоятельств надлежащего альтернативного жилья». Конечно, это не говорит о том, что самозахватчику должны быть построены хоромы. Но какое-то альтернативное убежище государством должно быть предоставлено. С правозащитной точки зрения, человека нельзя просто выбросить на улицу. Если же такое происходит, то это влечет за собой нарушение других прав человека — права на жизнь, права на нормальные жилищные условия, права на здоровье, права на питание. Нельзя выбрасывать людей на улицу, нельзя, чтобы образовывалась какая-то группалюдей, обозленная на государство. Достоинство человека должно быть защищено в любом случае.

Конечно, незаконное занятие земель — это нарушение законов. Но дело в том, что люди самопроизвольно занимают земли, видимо, тоже не от добра. Значит, на это были какие-то причины. Может быть, безработица в тех местах, где они проживали, отсутствие жилья, элементарных условий для существования. В действительности корень зла зарыт где-то глубже. Имеющиеся факты незаконного занятия земель говорят о том, что государство где-то недоработало, где-то что-то упустило. Оно изначально виновато в том, что существует такая проблема.

В этом видится и вина местных властей. Думается, что кто-то кому-то разрешил построить на этом месте. А затем пошла цепная реакция».

22.01.2008

Зарина ЕШЕВА, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи