Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Как встретят Новый год бесобинцы

Наверное, люди так устроены: они не могут долгое время зацикливаться на проблемах, неважно, большие они или маленькие. Вот и жители «Бесобы», спустя полтора года после того как ни за что ни про что лишились дома, о плохом стараются не вспоминать. Как и в обычных семьях, у них рождаются дети, взрослые ходят на работу и выплачивают кредиты за несуществующее жильё.

О своих трудностях люди рассказывают спокойно и никого не обвиняют — видимо, все эмоции вышли в первые месяцы после обрушения дома в карагандинском ЖК «Бесоба». Кто-то скажет: «А зачем им переживать?».  Действительно, власти пообещали выдать новое жилье взамен потерянного. Часть бесобинцев уже получили свои квадратные метры, тоже в новостройке, но по другому адресу.

Остатки аварийного микрорайона снесли, на этом месте возводится новый жилой комплекс, который решили назвать «Шапагат». Красивое имя — «Благодеяние». Аким области уже пообещал, что первые 97 квартир в «Шапагате» достроят и передадут жильцам до конца текущего года. Остальные обязательно получат недвижимость в 2014-м. Однако не всё так просто, как заявляют власти. Бесобинцы до сих пор живут в напряжении, так как не знают, что, когда им дадут и в каком это будет состоянии. Да и дадут ли вообще?..

Многие из бывших жильцов скандального ЖК отказались от комментариев, не объясняя причин. Одна из них сказала, что не хочет больше никогда поднимать эту тему. Неудивительно, ведь те, кто с нами согласился пообщаться, жили эти полтора года в постоянных разбирательствах. У одной из женщин недавно родился малыш, и ей сейчас не до интервью с журналистами. И судя по ответам, дети — это главный позитив и награда, которая появилась в жизни некоторых бесобинцев за этот период.

История 1  

Акмарал Байшуманова: «Для нас это больной вопрос»

Дольщица Акмарал Байшуманова до сих пор не знает, будет ли у нее когда­-нибудь собственное жильё. В 2006 году, когда в ее семье узнали о ЖК «Бесоба», решили продать свою 2-­комнатную квартиру и вложиться в строительство. Средств не хватало, поэтому в банке взяли кредит еще около 6 тысяч долларов. За квартиру расплатились полностью. Им обещали три комнаты площадью 90 квадратных метров. Но ее дом так и не достроили.

Акмарал Байшуманова говорит, что еще до обрушения «Бесобы» инициативная группа дольщиков обращалась к акиму города, ездили на прием к председателю Агентства РК по делам строительства и ЖКХ, забрасывали письмами канцелярии, писали на блоги партии «Нур Отан», премьер-­министру и президенту. Каждый раз им обещали разобраться, и люди ждали.

После обрушения их, вроде, тоже признали потерпевшими, как и других жителей «Бесобы». Акмарал Байшуманова давно погасила кредит перед банком, но не знает, выдадут ли ей квартиру в новом ЖК «Шапагат». Сегодня инициативная группа готовит очередное письмо, чтобы опять отправить его по всем инстанциям. Женщина говорит, что последний раз информацию от властей города она получала прошлым летом. С тех пор — неясность.

Почти за 7 истекших лет семья Акмарал поменяла 4 съемные квартиры, женщина не заметила, как стала бабушкой: ее сын повзрослел, успел жениться и стать отцом.

— Сколько времени прошло, представляете? Когда мы вложили деньги, нам с мужем было по 40 с чем-­то лет, а сейчас нам по 50. Для нас это открытая тема, больной вопрос, и муж из­-за этого постоянно нервничает. Он говорит: «Ну я виноват, я перед вами виноват».

Активно заниматься проблемой своей квартиры у дольщицы не получается: женщине приходится ездить на работу за 40 километров от Караганды. Уезжает рано, возвращается поздно. Еще даже не планировала, как будет встречать Новый год. Говорит, скорее всего, на съемной квартире. В гости ждут сына с его семьей.

— Мы надеемся, я хочу, чтобы мы получили квартиру. Думаю, в акимате не до такой степени люди бессердечные. Тем более мы 100 процентов оплатили. Наверное, по социальному портрету мы пройдем.

Рухнул дом в ЖК «Бесоба» (фотоотчёт) >>>

История 2  

Жанайым Абеуова: «Теперь мы все друг друга хорошо знаем»

У Жанайым Абеуовой квартира находилась как раз в обрушенной секции. Жилье она получила в 2010 году по программе как госслужащая. Был оформлен заем на квартиру в «Жилстройсбербанке», который не погашен до сих пор. Из рухнувшего дома женщина успела взять только документы и кое­-какие вещи. Всё остальное имущество осталось под руинами. Квартира Жанайым Абеуовой была застрахована, что являлось обязательным условием для получения ипотеки. Договор предусматривает выплаты в случае затопления жилья. Жанайым Абеуова до сих пор судится со страховой компанией, так как в выплатах ей отказывают. Но женщина уверена в своей правоте, ведь даже по официальному заключению обрушение дома началось по причине затопления. На последнем заседании в областном суде юрист страховой компании настоял на том, чтобы дело передали в Алматы, так как там находится головной офис. Поехать в южную столицу Жанайым Абеуова не сможет, она находится на 9 месяце беременности.

— А зачем они держат филиалы в областях, если за выплатами надо ездить именно в головной офис? — спрашивает бесобинка.

Как и другие жители обрушенной части дома №7, женщина получила жилье еще позапрошлым летом в новостройке. Взамен 2­комнатной квартиры в 70 «квадратов» семье Жанайым выделили 3­-комнатную такой же площадью. На этом все плюсы и заканчиваются, говорит потерпевшая. В новой квартире она, муж и дочка не живут — там холодно.

— В «Бесобе» я два года прожила. Зимой, когда были «бешеные» морозы, в других микрорайонах дома были холодные, а у нас было тепло. Чтобы мы там мерзли, включали обогреватели — такого не было. Даже шумоизоляция… В новой квартире, которую выдали, там вот батареи крепятся на штыри. Эти штыри не держатся, обваливаются, потому что стены пустые, зимой холодно. Когда отопление запускали, появилась проблема, потому что строили гастарбайтеры, они неправильно систему подключили. Шумоизоляции нет, всё слышно. У меня нет таких средств, чтобы сделать ремонт. Потому что как бы заново надо квартиру отстраивать: сантехника, стены заново утеплять надо. В 9­-й блок­секции доски на полу положены, а в нашей блок­секции только бетон. В каждой комнате разный линолеум, по кусочкам.

По поводу отопления в КСК жильцам говорят, чтобы обращались к застройщику. При этом за тепло Жанайым оплачивает полную стоимость, но все полтора года вместе с семьей проживает в квартире брата. По словам потерпевшей, ее соседка, тоже бывшая бесобинка, уже продала квартиру в новостройке. Сейчас жильцы договариваются между собой, чтобы поменять разводку за собственный счет.

Но пока все эти проблемы для жительницы «Бесобы» второстепенны, ведь она ждет рождения второго ребенка. Врачи ставят срок на первое января. Так что наступающий Новый год женщина может встретить в роддоме.

— Муж со старшей дочкой будут отмечать Новый год дома, будут меня ждать, — улыбается Жанайым.

Самое интересное, говорит молодая мама, что, прожив два года в «Бесобе», она не знала своих соседей. Каждый был сам по себе.

— А теперь мы друг друга хорошо знаем, в хороших отношениях, общаемся по возможности. Я знаю семьи, которые распались после этого: не одна, не две… Есть те, кому выдали новую квартиру, они развелись и делили эту квартиру. Есть, которые еще не получили, но уже вместе не живут. Эта ситуация на многих сильно отразилась.

История 3  

Марат Есенов: «Всё, что ни делается — делается к лучшему»

У бесобинца Марата Есенова пополнение в семье случилось три недели назад, у него родилась дочка, второй ребенок в семье. Полтора года назад мужчина проживал в уцелевшей части дома №7. Сейчас Марат арендует квартиру в отремонтированном общежитии, которую выделил акимат.

За съем жилья городские власти денег не берут, бесобинцы платят только за комуслуги. Но в квартире Марат не проживает. По этой причине и попросил не называть своего настоящего имени. Говорит, когда им только дали государственное жильё, в нем не было отопления. Тогда старшему ребенку было около года, поэтому решили жить всей семьей у родителей. Сейчас в арендных квартирах тепло и уютно, но Марату из отдаленного района Караганды далеко ездить на работу.

На вопрос, зачем тогда держит за собой государственные «квадраты», отвечает, что для подстраховки. Ведь в тот момент, когда акимат решил сносить дома в «Бесобе», жильцы ни в чем не были уверены. Людей обязывали подписывать договоры цессии, по которым потерпевшие полностью передают права на свои квартиры властям. Бесобинцев тогда возмущало, что взамен они не получают никаких гарантий: в договоре не указывалось, что руководство города обязуется выдать новое жильё, не оговаривались сроки и качество новой недвижимости. Жильцы по этому поводу даже устраивали собрания перед акиматом.

— В то время как раз ажиотаж был, — объясняет Марат Есенов. — Если не будут нам строить новые квартиры, мы думали, хоть за что-­то зацепиться. Чтобы «квадрат» был для семьи. Я с такой целью брал.

В исчезнувшем микрорайоне у Марата была «однушка» в 40 квадратных метров. Молодая семья тоже взяла ее в ипотеку через частный банк на 10 лет. Новой квартиры у мужчины пока нет, но кредит всё это время он не переставал выплачивать. Ежемесячный взнос составляет около 50 тысяч тенге. Квартира семьи Есеновых находилась в уцелевшей секции, поэтому они смогли вывезти все вещи. Мебель, бытовая техника уже полтора года хранятся на складе на работе. Начальство позволяет пользоваться помещением бесплатно.

К произошедшему Марат относится со спартанским спокойствием. Говорит, что в жизни разные препятствия случаются, которые нужно преодолевать:

— Всё, что ни делается — делается к лучшему. Может, так и должно было быть. Значит судьба такая. Я про «Бесобу» забыл как бы. В душе­-то осталось, но расслабляться неохота. Надо жить будущим: для семьи, для детей. Зачем прошлое вспоминать? Ну и ладно, прошло, с кем не бывает.

Жители арендных государственных квартир — в числе первых, кто получит новое жильё в ЖК «Шапагат». Это им акимат пообещал до конца декабря достроить 97 квартир. Но Марат не особо верит, что власти уложатся в срок. Он каждый день ездит мимо строящегося комплекса и видит, что там еще много работы. Насчет устойчивости будущих домов мужчина не сомневается. Раз произошло ЧП, то за ходом нового строительства будут следить особо, уверен он.

Новый, 2014 год Марат планирует встретить дома в кругу родителей, жены и детей.

— Если будут читать газету бесобинцы, хочу им пожелать благополучия в семье, чтобы не расстраивались. Чтобы год был удачным, исполнились все желания. И самое главное — чтобы дом был теплый, уютный и хороший.

История 4  

Лидия Коптева: «Прошло время… вроде полегче стало»

Лидия Коптева — одна из самых активных бесобинок. Уверена, что если бы жильцы не проявляли инициативу, результаты могли быть хуже. В отличие от Марата, она не просто арендует, но и постоянно проживает в предоставленном государственном жилье. В бывшее общежитие женщина вселилась только в декабре прошлого года. С весны и до зимы она, в числе других бесобинцев, судилась с акиматом по поводу договоров цессии. Власти согласились изменить некоторые пункты, и в итоге всё закончилось мировой. Отношения жильцов с чиновниками она называет противостоянием. За полтора года Лидия Коптева слышала и угрозы, что, мол, вообще ничего не получите, и столкнулась с человеческим отношением. Заместитель акима города, например, даже периодически звонила ей, интересовалась делами и состоянием здоровья.

— Сейчас уже прошло время, как­-то вроде полегче стало. Меньше стараюсь представлять себе, что там было, надеюсь на лучшее. Сейчас виден результат наших трудов, войны этой ненапрасной. Хотелось бы поблагодарить и работников отделов: юридического, строительного, замакима, акима, всех рангов, в общем. Хотелось бы всех поздравить с Новым годом, пожелать успехов в работе, чтобы не было таких случаев, как наш. Это первый прецедент. Поэтому, наверное, сотрудникам было трудно с нами, они не знали, что и как. А у нас, конечно, страх был.

Но и тогда, и сейчас ситуация не изменилась в том, что бесобинцы не получают полноценную информацию от властей. Обещают выделить 97 квартир. В каком они будут состоянии, какое качество ремонта, по какому принципу будет распределяться жильё, выдадут ли равнозначное по площади жильё? На все эти вопросы у Лидии, как и у других потерпевших, ответов нет. Если их заселят, а остальные дома будут еще достраивать, как жить в этом хаосе среди работающих кранов, шума стройки, перекопанной территории дворов? Бесобинцы с беспокойством опять начинают звонить в акимат, но, говорят, за полтора года там поменялось большинство сотрудников. И ответы на свои вопросы люди получить не могут.

— На позапрошлой неделе ходили с горкомхоза, проверяли документы, кто в общежитии живет. Спрашивали, всё ли на месте — унитаз, ванна, смотрели. Я им говорю: у нас договор до 25 декабря. Что нас ждёт и какие дальнейшие действия? Нам никто ничего не говорит: «Акимат занимается». Всё. Слышали, что должны были к 16 декабря заселить, к празднику. Я езжу каждый день через это место, я вижу, что даже стен нет, крыши нет. Ну как можно надеяться, что к новому году можно сдать? Конечно, всё может быть, не знаю. Сказали, что дадут 5 дней, чтобы мы выехали отсюда. Потому что мы занимаем чужие квартиры: это для малообеспеченных, многодетных семей, военных. А ремонт в новых квартирах будет? Кто-­то говорит, что черновой вариант. А у нас сейчас денег нет, чтобы переехать туда, чтобы ремонт сделать.

Лидия Коптева рассказывает, что в свою бесобинскую квартиру, которая находилась в доме №5, вложила все сбережения. Только один рулон обоев стоил 11 тысяч тенге. Делали всё с душой и старались выбрать лучшее. Когда дома объявили аварийными, людям посоветовали вызвать профессиональных оценщиков, чтобы оценить ущерб. Лидия Коптева заплатила за работу специалистам, но позже выяснилось, что ущерб за ремонт и потерянную мебель пострадавшим выплачивать не будут. Сейчас уже нет возможности сделать такой ремонт, да и руки опускаются, когда тебе уже за 60, говорит женщина.

Новый год, скорее всего, женщина будет встречать с мужем и семьей сына.

— Год Лошади — это такое красивое, грациозное животное. И в то же время мясное. Так что думаем, год должен быть плодородным на дела и начинания.

Хочется надеяться, что бывшие бесобинцы встретят Новый год с хорошим настроением. А те, кто получат свои квартиры, останутся довольными их качеством, и что ЖК «Шапагат» будет соответствовать своему названию. Сейчас большинство граждан уверены, что новые дома не завалятся, но для комфортной жизни этого недостаточно. Мы обязательно расскажем о том, как происходило заселение, и повлиял ли случай с «Бесобой» на уровень строительства в республике.

История «Бесобы»

2006 год

Начало строительства микрорайона.  Застройщиками выступают компании «Столичная Недвижимость» (г. Алматы) и «SAD» (г. Жезказган).

2007 год

У «Бесобы» меняется застройщик, теперь это ТОО «Сервиспромснаб» (г. Караганда).

2008 год

В отношении руководства АО «Столичная недвижимость» возбуждено уголовное дело по факту мошенничества и хищения средств дольщиков.

2010 год

Директор фирмы «Сервиспромснаб» Андрей Малянов находится в бегах за границей. Помимо денег дольщиков у фирмы остается долг перед Евразийским банком в сумме 245 млн тг, полученный при строительстве ЖК «Бесоба». В микрорайоне планировалось построить 7 пятиэтажек. К этому моменту завершено строительство только трех из них. К строительству двух домов не приступали вообще, возведение еще двух многоэтажек остановилось на начальной стадии.

1 апреля 2012 года

Идет сильный дождь, вода начинает затапливать подвалы в заселенных домах. Люди откачивают воду своими силами и замечают трещину между подъездами в доме №7.

2 апреля 2012 года

Жителям из накренившейся части дома советуют покинуть квартиры. Однако дом еще не признан аварийным, поэтому официальную эвакуацию не объявили.

6 апреля 2012 года

Секция дома №7 из четырех подъездов падает в сторону крена. К этому времени все жители выселены (138 человек), жертв нет. Но под завалами у людей остались вещи, которые им не дали вывезти. Власти опасались обрушения, поэтому в дом никого не пускали.

Май 2012 года

Аким города объявляет о том, что все дома в «Бесобе» признаны аварийными, и их придется снести.

Август 2012 года

Жители рухнувшей части пятиэтажки получают квартиры в новом доме. Сроки сдачи жилья передвигались несколько раз. В это же время людей из уцелевших многоэтажек расселяют в отремонтированное общежитие на окраине Караганды. Но жить там согласились не все. Часть бесобинцев проживают у родственников, либо арендуют частные квартиры.

2006­-2013 годы

Остается неясной судьба дольщиков из недостроенных домов. Многие из них успели выплатить полную стоимость квартир, но так и не увидели их.

Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба kn.kz

Читайте также:

Новостройка на 3 года?..

Бауржан Абдишев поручился за качество нового жилья для бесобинцев

kn.kz
>
Статьи