Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

А согласны ли люди на такой закон?

О мерах, с помощью которых правительство собирается реформировать жилищно-коммунальную сферу, министр индустрии и торговли Галым ОРАЗБАКОВ рассказал еще в сентябре прошлого года. Предложения, которые он сам назвал непопулярными, спровоцировали шквал негативных откликов от жителей самых разных регионов страны. Прошло три месяца, но правительственные намерения по-прежнему вызывают недоумение.

Правительственные поправки в жилищное законодательство представители КСК и юристы называют неадекватными.

О мерах, с помощью которых правительство собирается реформировать жилищно-коммунальную сферу, министр индустрии и торговли Галым ОРАЗБАКОВ рассказал еще в сентябре прошлого года. Предложения, которые он сам назвал непопулярными, спровоцировали шквал негативных откликов от жителей самых разных регионов страны. Прошло три месяца, но правительственные намерения по-прежнему вызывают недоумение. О том, что именно беспокоит людей, рассказывают наши региональные корреспонденты.

Но прежде, чем перейти непосредственно к комментариям, напомним, что осенью прошлого года кабмин решил полностью перевести жилищные отношения на рыночные рельсы. Для этого предлагалось в обязательном порядке зарегистрировать общедомовое имущество жителей каждого дома в виде кондоминиумов, капитальный ремонт возложить полностью на плечи жильцов многоквартирных домов, создать при акиматах жилищные инспекции, которые смогут осуществлять госконтроль за соблюдением правил содержания жилищного фонда и давать предписания в случае нарушений.

Предлагалось также внести изменения в действующий закон о жилищных отношениях, который будет, с одной стороны, обязывать руководителей КСК подавать на неплательщиков в суд, а с другой – позволит применять административные меры (штрафы) к неисполнителям, вплоть до ареста на имущество и изъятия самой квартиры.

Итак, вот что думают по поводу вышеперечисленного жители регионов.

«Перерегистрация будет саботироваться»

Людмила ПРУТЯН, председатель КСК «Ветеран-36» (Костанай):

– Перерегистрация квартир с указанием доли общедомового имущества для собственников квартир ничего нового не даст. Если от этого будет зависеть размер взносов, то их величину мы уже определяем по общей площади принадлежащей им квартиры. Если речь идет о каком-то психологическом факторе, то предполагаемые проценты, как и сегодня, не выражают чего-то конкретного из этого имущества и все равно в качестве собственности ничего не закрепят. Тогда зачем это нужно?

На перерегистрацию опять понадобится много денег. А жильцы будут рассуждать примерно так: «Кому это нужно? Мне не нужно. Если это надо государству, то пусть оно и проводит перерегистрацию». К тому же они вспомнят, что государство не выполнило своих обязательств по капитальному ремонту домов, которые оно взяло на себя во время приватизации жилья, а теперь опять все перекладывает на плечи граждан. Только по этой причине перерегистрация будет саботироваться.

Жилищная инспекция – это хорошо. Но нам будут выписывать предписания, а у КСК не будет средств проводить по ним необходимые работы. Отвечать же предполагается лично председателю КСК. И как его можно «обязать» подавать в суд иски на неплательщиков, если он лицо выборное и количество средств в бюджете КСК определяет собрание, в том числе и из тех жильцов, которые являются неплательщиками?

А уж о подготовке материалов на арест имущества или лишение квартиры – это вообще из области фантастики. Такую сложную работу может проделать только юрист, но на его содержание опять нужны деньги. Плохо, когда такие вопросы пытаются решать люди, не знающие предмет. Почему бы для выработки поправок в жилищное законодательство не собрать опытных председателей КСК и юристов? Иначе мы опять наломаем дров.

Иждивенцев ликвидирует всеобуч

Татьяна ЛАПТЕВА, бывший управляющий КСК «72 квартал» (Семей):

– Если все эти меры будут воплощены в реальность, ничего хорошего не получится. Во-первых, категорически недопустимо проводить регистрацию кондоминиумов за счет средств населения. Статья 32 Закона РК «О жилищных отношениях в РК» четко гласит, что первоначальная регистрация объекта кондоминиума должна проводиться госорганом, осуществляющим приватизацию. В перечне статей расходов любого местного бюджета имеется такая, как «Расходы местных исполнительных органов, связанных с исполнением обязательств, возложенных законодательными актами». Именно здесь и должны быть заложены средства, направленные на регистрацию.

Во-вторых, государство не имеет права перекладывать на плечи собственников квартир все затраты на капитальный ремонт. Когда приватизация только начиналась, она была проведена поспешно и безграмотно – без паспортизации жилищного фонда, без создания земельных кадастров на прилегающую к домам территорию, без дефектных актов по состоянию домов и без технической базы по их обслуживанию. В 1995 году правительством было принято постановление №1299 «О мерах по развитию жилищно-коммунального хозяйства», где четко излагалось, что жилые дома передаются в управление собственникам после установления приборов учета, восстановления лифтов и проведения капитального ремонта. Сегодня же получается, что госведомства не выполнили ни одного из пунктов разработанных и принятых документов и сегодня открещиваются от проблем жилого фонда.

Местным исполнительным органам власти необходимо организовать массовый правовой всеобуч населения по разъяснению законодательства о жилищных отношениях и осознания собственниками своих прав, обязанностей и ответственности. Причем в такой форме, чтобы после этого КСК не получили формальных полномочий продолжать работу так, как они ведут ее сейчас. Нужно изменить иждивенческую психологию собственников квартир, разъясняя суть происходящего, прав, предоставленных законом, и сути взаимоотношений между собственниками, но никак не решать эти вопросы с помощью судебных процессов. Мы же в Семее не можем добиться даже проведения публичных слушаний по вопросам регистрации объектов кондоминиума.

Капремонт своими силами – нереально

Сауле Ахметова, председатель одного из карагандинских КСК:

– Мы уже давно перерегистрировались в кондоминиум, у нас Караганда, вероятно, идет впереди всех в этом вопросе. Во многих городах, как я поняла, еще даже и не знают про кондоминиум, хотя этот закон был принят еще в 1997 году. В собственности жильцов находятся также и доли остальных территорий – придомовых, подвальных, чердачных и так далее. Теперь речь идет о том, чтобы в наших договорах кроме площади квартиры была отражена и доля в общем имуществе. Сейчас мы платим налог на имущество только за свою квартиру, а когда общая доля будет внесена в договоры, то и налог на имущество станет исчисляться с учетом этой доли.

Что касается капремонта, то в 96-м году было правительственное постановление: перед тем как передать дома жителям, государство должно сделать капремонт, а потом уже – с чистого листа: дескать, мы отремонтировали, теперь, будьте добры, собирайте деньги на текущий и капитальный ремонт. Но у нас это постановление не было выполнено, и сейчас депутаты в Мажилисе этот вопрос поднимают: сначала государство должно сделать капремонт, а потом уже пусть жильцы собирают деньги в накопительном фонде лет 10 – 15 до следующего капремонта.

Сейчас капитально отремонтировать дома собственными силами – нереально. Та же крыша обойдется нам в миллионы. Мы разве в состоянии даже целевым сбором собрать столько? Это минимум по 30 – 40 тысяч с квартиры только на ремонт кровли. Нашим домам, например, уже по 20 лет, кровля требует ремонта, но с чего его делать? Межпанельные швы одна квартира делала, и только один этаж обошелся более чем в 30 тысяч тенге. Но ведь большинство жильцов – те, у кого нет таких денег. Текущий ремонт мы осиливаем, сами делаем, но капитальный все-таки государство должно на себя взять.

«Комиссии – это глупость!»

Иван МАКСИМОВ, домком дома №1515-го микрорайона (Шымкент):

– К перерегистрации квартир и оформлению кондоминиума я отношусь нормально. Правда, это дело уже фактически переложили на плечи жильцов. А ведь в прошлом году городской бюджет выделил 3 млн тенге на помощь при оформлении. Лично моему дому это обошлось в 60 тысяч тенге. Пришлось поработать с коммерческими структурами, которые располагаются на первом этаже в нашем доме, и за счет этого оформление кондоминиума сильно по карману жильцов не ударило. В среднем собрали с каждой квартиры по 400 тенге.

А вот то, что касается комиссий при акиматах, которые будут контролировать состояние жилищного фонда, – глупость. Квартира – моя собственность, и я имею право не пускать туда комиссию. Кто-то живет бедно, а кто-то богато, и какие есть критерии? На поддержание жилфонда бюджет выделяет немалые деньги. Вот как они расходуются – задача, которую нужно контролировать.

В ЖКХ нужны льготы и преференции

Рашид МАХМУТОВ, председатель Костанайской областной коллегии адвокатов:

– То, что кабмин решил поставить точку в «долгоиграющей» реформе ЖКХ и полностью перевести жилищные отношения на рыночные рельсы, не может не вызвать положительной оценки. Но методология подхода к решению нарастающей и обостряющейся проблемы глубоко ошибочна и повлечет за собой обострение социальной напряженности.

Первая ошибка заключается в том, что еще не завершившаяся в формировании социальная прослойка собственников квартир в многоквартирных домах заранее обобщена в некий иждивенческий образ врага. Этого врага нужно согнать силой в кооперацию, если не согласятся, то загнать в еще более ветхое жилье, продав отнятое другим. От этих манипуляций с политическим подтекстом принудительной коллективизации 30-х годов прошлого столетия наше стремительно ветшающее в условиях резко континентального климата жилье лучше не станет.

Вторая существенная ошибка: не использовав в полной мере имеющийся сильный и достаточно продуманный потенциал законодательной базы, вносят предложения о ее изменении. Третья – в том, что правительство не использует право разработки и принятия подзаконного акта в виде постановления, содержащего продуманный механизм реализации правовых норм, регулирующих жилищные отношения, но разбросанных в разных законах.

Согласно существующему законодательству, кондоминиум – одна из многочисленных организационно-правовых форм человеческой деятельности. Но в соответствии с Гражданским кодексом РК органы исполнительной власти могут создавать для аналогичных целей и другие формы – в виде казенных предприятий или предприятий на праве хозяйственного ведения. Да и сами граждане по желанию могут создавать и регистрировать в установленном порядке не только кондоминиумы, но и любые иные предприятия услуг, основной целью которых будет быстрый и качественный ремонт в виде платных санитарно-технических услуг. Параллельно предприятия услуг создают органы исполнительной власти, в учредительном капитале которых такие же отрезки коммуникаций и участки дворовых территорий, но не приватизированные. Цели те же. Это и есть дорога к действительному рынку услуг в сфере ЖКХ.

КСК сегодня многие воспринимают как рудиментный отросток казарменного социализма, которые непонятным образом изымают из семейной «корзины» большие средства, уходящие неизвестно куда и в чью пользу. Поэтому использование судебного принуждения к населению в пользу КСК лишь усугубит и без того обостренную, конфликтноопасную ситуацию. Ничего не нужно изобретать. В схему услуг на рынке жилищно-коммунального хозяйства необходимо ввести смело и без оглядки систему налоговых льгот и преференций. Если, например, у сантехников в течение пяти лет, кроме подоходного налога, не взыскивать ни копейки, а пять лет – лишь половину, то в системе ЖКХ уже через два-три года произойдут разительные перемены к лучшему. Более того – туда зайдут инвесторы.

18.01.2008

Евгений ШИБАРШИН, Ирина СОКОЛОВА, Анна РАДЧЕНКО, Ольга ОРЕШНИКОВА, www.respublika.kz

kn.kz
>
Статьи