Портал недвижимости
Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Если повредил машину на асфальте

Автомобиль «поймал» яму на дороге, из-за чего получил повреждение колеса или днища. В этом случае можно и нужно добиваться компенсации за нанесенный материальный ущерб. А что делает в этом случае водитель? Обругает матом всех, кто, по его мнению, повинен в ужасном состоянии дорог, несмотря на взимаемые налоги. А затем доставит свою «ласточку» в СТО для устранения поломок за свой счет.

Как же действовать в случае получения урона по причине плохого состояния проезжей части, рассказал руководитель Общества содействия автомобилистам (сокращенно «ОСА») Руслан Лазута. Юрист стал известен в республике благодаря видеороликам, выложенным в YouTube. На них автолюбитель и правозащитник спорит с дорожными полицейскими, если те ведут себя непрофессионально и предъявляют необоснованные требования водителю. В некоторых случаях сотрудники выглядят просто смешно.

Юрий Лазута говорит, что судебных исков, когда водители разбираются по поводу некачественных дорог и поломанных из-за этого машин, мизерное количество. Хотя есть все шансы выиграть дело.

— Бороться с ответственными за дороги можно во всех случаях, даже если ситуация кажется безнадежной! — учит юрист. — «Драться» надо со всеми службами. К сожалению, наше государство заставляет так делать. Просто наши граждане не всегда готовы отстаивать свои интересы.

Следует помнить, что любой участок трассы кому-то принадлежит, а значит есть ответственный за его состояние. Как правило, дороги находятся в коммунальной собственности, следовательно, ответчиком должен выступать государственный орган. Однако не всё так просто. Например, качество дорожного полотна обеспечивает компания-подрядчик, которая производила ремонт на данном отрезке.

Информация о состоянии, протяженности трассы, ремонте, гарантийном сроке и прочих характеристиках содержится в паспорте автомобильных дорог. И если огромные выбоины появились после укладки нового асфальта, за них будет отвечать частная фирма, которая это делала. Также автомобиль может попасть в открытый колодец. Он вообще может находиться на содержании у какого-нибудь института или частного предприятия.

В практике Руслана Лазуты было всего три обращения по поводу повреждения автомобилей на дороге. И все три случая связаны с открытыми колодцами. В первом ДТП у машины оторвалось колесо, во втором помимо колеса были повреждены еще бампер и днище. И оба раза водители выиграли судебный процесс, добились возмещения материальных убытков. Третий случай произошел недавно, и по нему еще только предстоят судебные разбирательства.

Самое главное — собрать доказательства

Если машина получила повреждения из-за состояния дороги, самое важное для водителя потратить силы не на эмоции, а на сбор доказательной базы. Говоря юридическим языком, установить причинно-следственную связь: вот яма, выбоина или кочка — она стала причиной ДТП — повлекла разрушение механизма в автомобиле.

Алгоритм действий:

  1. Вызвать на место происшествия сотрудника полиции.
  2. Пока ждем полицейского, обязательно выставляем аварийный знак. Затем начинаем фотографировать или снимать на камеру место ДТП с разных ракурсов: крупные, общие планы. Важно, чтобы это место на кадрах можно было распознать. Нанесенный ущерб снимаем тоже. Замечательно, если есть возможность выставить дату на фото или видеосъемке.
  3. Собираем контакты свидетелей: ими могут быть водители припаркованных авто, люди на остановках, пешеходы и т.д.
  4. После приезда полицейского внимательно следим за его действиями: как нарисовал схему ДТП, всё ли отметил на ней, правильно ли произведены необходимые замеры и все ли они вписаны в протокол. На этом этапе возникает вопрос: а достаточных ли размеров яма, чтобы из-за нее судиться? Не переживайте, большинство «дырок» на наших дорогах таковы, что стоят разбирательств. Согласно казахстанским стандартам, размеры единичных просадок, ям, выбоин и т.п. не должны превышать по ширине 60 см, длине — 15 см и глубине — 5 см. Всё, что подходит под эти размеры — является доказательством вины ответственных за дорогу.
  5. Уведомляем письменно страховую компанию в течение 3 дней о произошедшем ДТП и просим предоставить специалиста для оценки ущерба. На этом этапе некоторые страховщики всячески пытаются уйти от обязанности производить оценку. Например, могут предложить водителю вызвать оценщика самостоятельно, дескать, мы потом вам оплатим его услуги. Не покупайтесь на слово «потом», требуйте всё сразу.
  6. Если оценка ущерба произведена и зафиксирована, можно начинать ремонт автомобиля. Попутно нужно отправлять письма в акимат, полицию с целью установить ответственного за дорогу или открытый колодец.
  7. Подача иска в суд на ответственный орган или предприятие с требованием возместить нанесенный материальный ущерб.

Судьи тоже автолюбители

 Наибольшие трудности ждут водителя, когда он попытается выяснить, кто отвечает за данную дорогу. Самое очевидное — сделать запрос в городской акимат, в отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Но, по словам Руслана Лазуты, именно в аппарате акима тянуть с ответом могут дольше всего, до 2-3 месяцев. Хотя по закону информацию должны предоставить в течение 15 суток, в особых случаях — до 30 дней.

Любая структура стремится уйти от ответственности, так что готовьтесь к затяжной переписке. Разбирательства двух водителей, когда их машины попадали в открытые колодцы, заняли от полугода до года. Третьему водителю, который наехал в сумерках на открытый колодец, перегороженный бордюром, юрист посоветовал обращаться в суд без всяких письменных запросов. То есть подавать иск о возмещении материального вреда с неустановленного лица.

— Я так и сказал водителю: «Еще 300 лет ждать будешь, пока тебе ответят». Подавай на неустановленное лицо, и суд сам привлечет кого нужно в соответчики. Особенно, когда в суде стороны начинают говорить, что это не наш колодец, это не моя труба, у нас на балансе это не стоит… А у суда на все разбирательства два месяца, он назначит солидарную ответственность.

Конечно, во время судебных заседаний сторона-ответчик всячески будет давить на водителя, пытаясь доказать, что он сам ехал неправильно, не соблюдал правила и прочее. Но факт того, что повреждения на проезжей части не были устранены вовремя, остается фактом. Руслан Лазута говорит, что общался с судьями, и они тоже недовольны качеством дорог. Дескать, судьи тоже автолюбители и будут даже рады возможности обоснованно взыскать материальный ущерб.

 Занимательная азбука

За состоянием автомобильных дорог должны следить и сотрудники дорожной полиции. Более того, проводить опрос водителей, всё ли их устраивает на проезжей части, о наличии помех для движения (например, те же ямы и выбоины). На основании этих наблюдений жолполовец должен вносить свои предложения по совершенствованию организации движения в районе поста. Не верите? А зря: информация взята из официального документа — инструкции органов внутренних дел РК по обеспечению безопасности дорожного движения. Это, можно сказать, азбука, основа дорожной службы.

По мнению юриста Руслана Лазуты, мы живем как в Зазеркалье, где законы действуют наоборот. Граждане, скорее, поверят другой ситуации: есть огромная дыра в асфальте, водители ее объезжают, из-за чего вынуждены пересекать сплошную разделительную полосу или другие противоправные маневры совершать. После чего водителей тормозит спрятавшийся где-нибудь в кустах полицейский: дескать, ПДД нарушены.

О том, как действуют правила, можно судить и по техническому регламенту «Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог».

Об одном из условий уже писалось выше: яма не должна быть глубже 5 см, шире 60 см и длиннее 15 см. Также в нормативах указано, что суммарная площадь повреждений на 1000 квадратных метров в весенний и зимний период не должна превышать полтора квадратных метра. Это на дорогах с интенсивным движением (более 6000 автомобилей в сутки). А летом и осенью повреждения полотна должны быть не больше 0,3 квадратного метра. На дорогах с меньшей интенсивностью (от 2000 до 6000 автомобилей в сутки) допускаются более значительные повреждения: в общей сложности 3 кв. метра зимой-весной и 1 кв. метр летом-осенью.

Срок ликвидации повреждений на автомобильных дорогах не должен превышать 10 дней.

Водоотвод на проезжей части должен быть таким, чтобы не образовывался застой воды. Грязь на дороге, при интенсивности движения от 2000 до 6000 автомобилей в сутки, не должна занимать более 3% от общей площади.

Требования к минимальной видимости дорожных знаков в светлое время суток — сто метров. Срок ликвидации повреждений дорожных знаков — не более 3 суток, а знаков приоритета — одни сутки.

Зимой дороги должны чиститься на всю ширину проезжей части (а не с сугробами и оледенением почти до середины крайних полос). После снегопадов, буранов дороги первой категории (с большой интенсивностью движения, широкополосные) должны расчищаться от снега в течение 2 часов. Дороги третьей категории чаще встречаются внутри городов (имеют асфальтовое покрытие без усиления). На них должны убирать снег в течение 6 часов после непогоды. После расчистки не допускается уплотнение снега на дорогах при интенсивности движения более 500 автомобилей в сутки.

Ирина Бердашова, Информационная служба kn.kz

Читайтетакже:

Дороги будущего

Качественные дороги? Только за ваши деньги

kn.kz
>
Статьи