Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

«Модернизация ЖКХ–2020»: промежуточные итоги

О «Модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы» жители республики и общественные организации говорят, что программа нужная. Вот только уже через год после начала ее реализации посыпались претензии от жильцов, что такой ремонт их не устраивает. Но, несмотря на критику со всех сторон, программа осталась в том же виде и продолжает «наводить порядки» в многоэтажках страны. Наиболее полно реакцию населения на программу, наверное, отразила общественная организация «Казпотребнадзор». Они опубликовали результаты социологического опроса жителей Алматы. Специалисты опросили 350 граждан из 40 домов, где проходила программа. Ответы показали — 79,8% жильцов недовольны результатами ремонта, проведенного в их многоэтажках.

В Алматы ремонтируют «плохо» или «очень плохо»

В 2011 и 2012 годах на модернизацию было потрачено больше 11 миллиардов тенге, в текущем году запланировано потратить еще больше — 12 миллиардов. «Как видно из представленных официальных цифр, государство выделяет на ремонт жилых домов астрономические суммы, которые в целом успешно тратятся. Вот только результат от данных трат сомнителен, — указывают специалисты «Казпотребнадзора». — При этом государство практически ничего не теряет — неэффективно израсходованные акиматами деньги вернутся в казну за счет оплаты жильцов».

Качество ремонта опрошенные жильцы в основном характеризовали как «плохое» и «очень плохое». Только 7% считают, что ремонт соответствует затраченным на него средствам. Судя по предоставленным сметам, стоимость работ была сильно завышена, во многих случаях затраты на ремонт увеличивались без согласования с жильцами: «Также были выявлены случаи, когда стоимость одних и тех же работ в одинаковых домах существенно разнилась».

По мнению общественников, выбор компании-подрядчика в большинстве случаев проходило кулуарно.

— 40% респондентов считают, что подрядчика им определили заранее;

— 23% уверены, что его выбрал акимат;

— 17% указали на роль КСК в этом вопросе;

— 17% затруднились ответить;

— 3% подрядчика выбирали сами жильцы.

78% опрошенных рассказали, что у жильцов не было возможности проверять ход ремонтных работ. «Складывается парадоксальная ситуация — жильцы, которые выступают в качестве конечного заказчика, не могут контролировать, куда тратятся их деньги».

Несмотря на отрицательную оценку результатов программы, 60% респондентов ее поддерживают. Говорят только, что нужно менять само ее исполнение.

В Астане жалобы на некачественную работу продолжаются

В столице по проспекту Женис жильцам пятиэтажного панельного дома удалось «сбить» смету на 2 миллиона тенге уже после ее утверждения. Всё началось с того, что людям предложили сделать модернизацию на 31 миллион тенге. По словам активиста Владимира Авдеева, дефектную смету «списали» с другого дома:

— Там в 96 пункте были «работы по кровле» — сумма 456 тысяч тенге. Потом в 133 пункте вся эта же работа перечисляется: материалы и прочее и стоит она 450 тысяч. Вы попробуйте, догадайтесь. И вот сразу получается 900 с лишним тысяч.

Годом ранее в этом доме за счет акимата был проведен ремонт фасада, водосточных труб, отделка балконов. Каково же было удивление жителей, когда эти же работы были включены в смету по модернизации. Ремонт дома длился в течение двух месяцев, но смета была составлена так, как будто строители работают там все время.

— На выслугу лет работникам один процент, — перечисляет Владимир Авдеев. — На производство строительных работ в зимнее время, дополнительные отпуска, больничные. Зачем мы будем всё это оплачивать, 2 месяца работают?! Это всё было в смете, они откуда-то типовой проект взяли.

Была заложена и работа катка, хотя щебень с битумом укладывали в подвале. Понятно, что там никакая техника проехать не сможет.

В итоге смету уменьшили с 31 миллиона до 22 миллионов 598 тысяч тенге и утвердили. Но и здесь дотошные жители нашли подвохи. Например, площадь крыши по документации составляла 1380 квадратных метров. Жители пригласили специалиста, все перемеряли, и оказалось, что ее площадь 1250 «квадратов». Отсюда «плясала» завышенная стоимость работ и материалов. Также подробно проверяли работы, выполненные в подъезде и подвале. Высчитали, что в смете «приписаны» еще 2 миллиона. Но так как расходы на модернизацию уже были утверждены, жильцы договорились с компанией, что она сделает дополнительный ремонт на эту сумму. В итоге в доме еще поставили металлические двери на подвалы, козырьки над подъездами, сделали лестничное ограждение.

Владимир Авдеев считает программу хорошей: их дом 1969 года постройки значительно обновили, установили автоматический тепловой пункт, теперь люди платят только за потребляемое тепло. Вот только качество жителей не устраивает. Крыша, из-за которой было сломано так много копий, после ремонта начала протекать.

Председатель правления республиканской ОО «Союз защиты потребителей и предпринимателей «Общественный защитник» Виктор Сыздыков уверен, что за все «особенности» реализации программы должно нести ответственность Министерство регионального развития:

— Прокуратура города Астаны сказала, что в столице модернизация ЖКХ провалена, «Казпотребнадзор» написал, что программа провалена. Будем говорить прямо — деньги разворованы. Более того, председатель АО «Казцентр» («Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ». — Авт.) Рахимбеков в одном из выступлений сказал, что эта программа должна послужить основой. И мы должны до 2020 года определиться, что правильно, а что нет, и выбрать позиции. Но извините, до 2020 года выделен 1 триллион 200 миллиардов тенге. И что, до 2020 года мы будем тренироваться на реальных деньгах налогоплательщиков, что ли? Я подозреваю, что акиматам дали возможность создать свои аффилированные компании, которые будут операторами этих денег. И точно так же жалобы на некачественный ремонт будут продолжаться.

Виктор Сыздыков является членом Экспертного совета по ЖКХ при комитете партийного контроля «Нур Отан». Посты контроля, говорит он, были созданы по каждому дому, участвующему в программе. За ходом модернизации также следят министерство и акиматы. «Однако не было ни одной информации в СМИ о результатах проведения комплексной проверки по фактам соответствия выполненных средств фактически выполненным объемам работ», — указал в своем заявлении Виктор Сыздыков.

Документ с призывом обратить внимание на проблемы он направил в Администрацию президента, в Агентство по борьбе с экономической преступностью, Верховный суд, Генеральную прокуратуру, депутатам Парламента. На фоне того, что о комплексных проверках не сообщается, в СМИ постоянно тиражируется информация о возможных хищениях громадных средств при капитальном ремонте жилых домов.

Реализация Программы модернизации ЖКХ по трем городам

Нарушения подрядчиков оперативно устраняются

В Министерстве регионального развития РК говорят, что результаты работы нерадивых подрядчиков оперативно ликвидируются.

— Кое-где акиматы нарушили алгоритм и начали ремонт без утверждения сметы, имелись претензии к материалу и качеству работ. В целом, со стороны собственников помещений (квартир) имеются положительные отзывы по проводимому в рамках Программы текущему и капитальному ремонту общего имущества объектов кондоминиума, и она доказала свою эффективность и значимость, — указывает и.о. руководителя Управления жилищного фонда Комитета по делам строительства и ЖКХ МРР РК Райкуль Набиева.

В министерстве дают понять, что ответственность лежит и на самих жильцах: принимать работы по ремонту дома должны выбранные на общем собрании представители от жителей. Кроме них приемку осуществляет жилищная инспекция и орган управления домом. Все претензии, по закону, должны быть устранены подрядчиком незамедлительно.

По информации Райкуль Набиевой, каких-либо изменений в Программу на сегодняшний день вносить не планируется.

Ирина Бердашова, Информационная служба kn.kz

Читайте также:

Программа «Занятость-2020»: промежуточные итоги

kn.kz
>
Статьи