Масштабные государственные программы, которые так или иначе затрагивают жилищные условия ее участников, реализуются в Казахстане уже третий год. Как они
...исполняются на местах и каковы их результаты?
«Занятость-2020»
Строительством жилья для переселенцев из районов с низким экономическим потенциалом по программе «Занятость-2020» должно теперь заниматься не только государство, но и работодатель.
Такие изменения в третьем направлении программы появились этим летом. Также поменялось и название программы, теперь она звучит как «Дорожная карта занятости». Мы решили выяснить, как теперь работает обновленная программа в регионах.
Если раньше местные исполнительные органы планировали переезд определенного числа жителей и средства для возведения жилья, то теперь строительство будет проводиться только в рамках потребности работодателя. То есть пока какой-либо предприниматель не заявит о том, что ему на предприятие нужны работники, и он готов вкладываться в строительство жилья, деньги из республиканского бюджета не поступят.
— Софинансирование со стороны работодателя должно составлять: при строительстве, приобретении и достройке многоквартирного жилья не менее 10% стоимости от общей площади жилья. В случае с индивидуальными, двух-, трехквартирными жилыми домами — не менее 10% стоимости общей площади домов. При этом минимальный размер софинансирования не должен быть меньше стоимости одной квартиры жилого дома, — указывает директор департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения РК Нуржан Калдыбатыр.
Этот механизм, по словам заместителя руководителя ГУ «Управление координации занятости и социальных программ Карагандинской области» Нуркена Блялова, направлен на то, чтобы заинтересовать работодателя:
— Если нет возможности построить дом, государство готово участвовать в этом на 90 процентов.
Что в итоге имеем: если возводится многоквартирный дом, предприниматель оплачивает 10-ю часть и становится владельцем одной квартиры. В случае с домами на 2-3 семьи, работодатель также будет владельцем как минимум одной квартиры. Если, конечно, не вложится большим количеством денег.
Как подступиться к доступному жилью? >>>
Получат ли переселенцы собственное жильё
Карагандинка Светлана Молдабекова благодарна районному акимату и говорит о том, как она счастлива. Еще бы: женщина, одна из немногих, кому повезло удачно «вписаться» в программу «Занятость-2020». Безработная мама четверых детей освоила новую для себя профессию повара и самое главное — получила трехкомнатную квартиру. Со временем Светлана Молдабекова может стать ее полноправной владелицей. Первые 5 лет женщина будет просто арендатором квартиры, в последующие 10 лет она имеет право выкупить ее по остаточной стоимости (за минусом того, что она выплатила по аренде). Причем вносить деньги за выкуп жилья можно частями.
— Без квартиры в Караганде почти 10 лет жила, а в очереди 8 лет стояла, — рассказывает Светлана Молдабекова. — Без жилья тяжело было, а сейчас уже спокойно, как у себя дома. Квартиру будем выкупать, потому что планируем здесь жить.
Таких переселенцев в Карагандинской области в текущем году набралось 1418 человек. Непосредственно в Караганду из аулов или небольших городов не переехал ни один человек. Людей из районов с низким экономическим потенциалом подселяли, в основном, в города-спутники. Квартиры в областном центре получили всего 202 семьи (их расселили в двух многоэтажках), и почти все они — карагандинцы. Только один человек приехал по программе из Мангыстау. Жильцами восстановленных многоэтажек стали дети-сироты, многодетные семьи, матери-одиночки, инвалиды, оралманы. В этом году в Караганде должны завершить строительство еще одного дома на 153 квартиры.
В нынешней программе «Дорожная карта занятости 2020» приватизация жилья также будет возможна, если участнику достанется государственная квартира.
— Построенные и сданные в эксплуатацию жилища распределяются между государством и работодателем пропорционально вложенным средствам в строительство данного жилья, — объясняет положения программы заместитель руководителя координации занятости по Карагандинской области Нуркен Блялов. — Жилье, построенное за счет государственных средств, передается на баланс Центра занятости населения. После чего квартиры могут быть арендованы участниками программы. В соответствии с законодательством о занятости населения, можно приватизировать жилье по остаточной стоимости, если они прожили в служебном жилище не менее 5 лет.
По сообщениям Министерства труда, в 2013 году заявки на строительство подали работодатели Кызылординской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей.
На сегодня никто из работодателей в Карагандинской области не изъявил желания финансировать строительство. Судя по данным из Министерства труда, в Акмолинской и Алматинской областях также пока таких заявок не было. По положениям программы, переезд граждан не предусмотрен в Алматы и Астану. Заселение в этих городах возможно только в квартиры, строительство которых было начато в рамках старой программы «Занятости 2020».
Жильё дают и без программы
Насколько предприниматели будут заинтересованы в затратах на строительство? Член правления НЭПК «Атамекен» Талгат Доскенов считает, что направление перспективное. В той же Караганде есть предприниматели, которые построили жилье для своих работников и без участия государства. Например, строительная компания ПК «Аспап» предоставляет собственное общежитие для своих сотрудников. Делается это во избежание текучки кадров: стройка — работа сезонная, а наличие жилья останавливает сотрудников от перехода в другие компании. Аренда в общежитии недорогая, от работников требуется соблюдать дисциплину при проживании. И такой предприниматель со своим жильем, по словам Талгата Доскенова, не единственный:
— Есть специалисты, без которых невозможно современное производство. Например, мехатроники (в области машиностроения) или, допустим, хаусмастер (специалист в коммунальном хозяйстве). Или те же сварщики, которые используют новые технологии сварки. Таких специалистов у нас мало. Для них нужно создавать определенные условия, чтобы они передавали свои знания другим в качестве мастеров и т.д. Отработали эти специалисты, их можно заменить на других. Тем более, что жилье, в которое вложится предприниматель, будет принадлежать самому работодателю.
Минус для персонала в том, что их могут «попросить» из арендуемого жилья, которое является собственностью предпринимателя. С этой стороны для работников и их семей нет никаких гарантий.
Реализация третьего направления «Программы занятости-2020» — Повышение мобильности трудовых ресурсов по 3 областям
Бесплатного жилья в Казахстане пока нет >>>
Первые итоги не обрадовали
Уже высказывалось мнение, что изменения в программе произошли после шквала критики. Самым известным стало выступление Дариги Назарбаевой весной этого года. Строительство по третьему направлению она назвала «излюбленным бизнесом наших чиновников». В 2011 году, по данным депутата, людей селили в построенное жилье в районах, где нет работы. Всего по вышеуказанному направлению освоено больше 8 миллиардов тенге, но их эффективность пока еще не просчитывали.
Примером того, как могут расходоваться бюджетные средства, служит Павлодарский район. Там на строительство жилья было выделено 600 миллионов тенге. Но местные власти решили не строить, а купить уже готовое. Только вот сделано оно было из гипсокартона, без электричества, воды и прочих коммунальных благ. Теперь вопросом «освоения» республиканских средств занимается Павлодарская областная прокуратура.
В Акмолинской области прокуроры также указывают на формальное исполнение программы и отсутствие контроля над ходом ее исполнения. В этом году ими возбуждено 2 уголовных дела. В основном нарушения касаются первых двух направлений программы. Но есть претензии и по третьему: наблюдается задержка сроков строительства жилья, установлены факты, когда семьям не выплачивали субсидии за переезд.
О том, как тратятся деньги в других районах, можно лишь догадываться по косвенным цифрам: за время действия программы число переехавших из районов с низким экономическим потенциалом составляет 8 444 человека, из них 4 тысячи — трудоспособного возраста. На работу было устроено 61,7%. То есть чуть больше половины. Хотя главный смысл программы при смене места жительства состоит в том, чтобы сначала гарантировать участнику трудоустройство, а затем уже предоставить жилье.
В 2012 году Министерство труда озвучивало совсем другие цифры: оказать содействие в добровольном переезде планировалось 14 700 участникам программы, на строительство служебного жилья предусматривалось почти 9 миллиардов тенге, а на выплату субсидий для переезда 12 878 человекам было выделено более 230 миллионов тенге.
Сопоставим цифры: для переезда предусматривалось выделить почти 9 миллиардов тенге, освоили почти всё — 8 миллиардов (по информации Дариги Назарбаевой). При этом планировалось, что переедет почти 15 тысяч человек, фактическое число переселенцев составило только 8 444 человека.
Дарига Назарбаева выступала за приостановку программы для устранения всех недостатков:
— С Программой занятости — особый случай: нет правил, нет стандартов, не правдивой статистики, нет четкого плана, нет экономических расчетов.
Но программу не приостановили, хотя ясности в ней не прибавилось. (см. таблицу).
Как себя покажут изменения в программе, тоже неизвестно. Если какой-либо работодатель захочет принять участие в строительстве жилья, он должен будет сначала подать заявку в центры занятости. После заключения договора, исполнительная власть должна выделить земельный участок под строительство многоквартирного жилья, разработать проектно-сметную документацию, провести госэкспертизу, выдать технические условия на подключение и даже подвести инженерные коммуникации за счет местного бюджета. Переселенцы, которые хотят участвовать в программе, должны относиться к самозанятым, безработным, малообеспеченным и последние 3 года постоянно проживать в населенных пунктах с низким экономическим потенциалом.
Паспорт программы "Дорожная карта занятости 2020"
Ирина Бердашова, Информационная служба kn.kz
Читайте также: