Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Бесплатного жилья в Казахстане пока нет

Большую часть очередников, много лет ожидающих бесплатное жилье, составляют представители самых социально уязвимых слоев общества: ветераны, дети-сироты, инвалиды, матери-одиночки.

Эти люди чаще всего не могут рассчитывать на собственные силы, и единственное, на что они надеются, — это помощь государства. Но пока многотысячные жилищные очереди говорят о том, что государство не в силах обеспечить жильем всех, кто имеет на это право.

В рамках программы «Доступное жилье — 2020» в Казахстане должно быть построено 69 миллионов квадратных метров жилья. Только в Астане на ближайшие два года разработаны и уже утверждены проекты по строительству жилья общей площадью более 250 тысяч квадратных метров — на 4 661 квартиру. Многообещающая государственная программа призвана решить в республике наболевший жилищный вопрос и уже в недалеком будущем обеспечить казахстанцев столь желанной жилплощадью. Однако получить ее по этой программе в реальности не так-то просто. Претенденту необходимо соответствовать множеству критериев, главным из которых является платежеспособность.

Очередь длиною в годы

Карагандинке Христине Гордеевой 21 год. Будучи сиротой, до своего совершеннолетия она жила в детском доме. Сейчас девушка кочует по съемным квартирам. По словам Христины, ей хочется создать семью, но, не имея собственной жилплощади, воплотить в жизнь столь смелые для нее планы пока не получается.

— В 2011 году, через полгода после того, как вышла из детдома, я встала на очередь в акимате, в отделе ЖКХ, на получение жилья от государства. Мне тогда было 19 лет. Я сама оформляла все документы — ходила несколько раз в акимат, в ЦОН. В прошлом году, я была 4135-я, за год очередь немного продвинулась, и теперь я 4127-я. Сейчас никто из чиновников мне ничего не обещает, ничего не объясняет, ни на какие собрания меня тоже не приглашают.

Тот факт, что Христина Гордеева, после того как покинула детский дом, по сути, оказалась бомжем, для самой девушки стал большой неожиданностью.

— Вообще, я думала, что у меня есть дом в Пришахтинске. Я после смерти мамы жила с дедушкой в его доме, но когда он сильно заболел, руководство школы, в которой я училась, оформило документы, и меня забрали в детдом. После того как я вышла из детского дома, сразу поехала в родной дом, дедушка к тому времени давно умер. В этом доме жили другие люди — женщина с пятью детьми. Я сходила и выяснила, что дом моего покойного дедушки теперь действительно принадлежит этим людям, они его уже приватизировали. Никто в ЦОНе не объяснил мне, как именно такое произошло.

На вопрос, почему не стала дальше предъявлять права на дом дедушки или хотя бы не попыталась узнать, на каких основаниях он перешел в собственность чужих людей, Христина пожимает плечами. Возможно, такое поведение можно назвать безответственным, но тогда ей было 19 лет. И как рассказывает сама девушка, нужно было сиюминутно решать множество проблем — где жить, на что жить и как получить профессию. Кочуя по знакомым и друзьям, все свои силы Христина тогда положила на поступление в медицинский колледж. Когда поступила, ей дали общежитие. К тому же девушка верила, что как сирота обязательно получит квартиру, это всего лишь вопрос времени. Да и перспектива эта казалась ей более заманчивой.

— Я взяла справку в ЦОНе о том, что дом деда сегодня действительно принадлежит той женщине. И стала оформлять документы, чтобы встать на очередь в ЖКХ. Теперь вот жду!

Проблему Христины усугубляет и то, что сегодня сироты могут стоять в очереди на получение жилплощади, по сути, неограниченное количество лет. В июле 2011 года президент подписал закон, снимающий возрастное ограничение для детей-сирот, претендующих на жилье из государственного фонда. С одной стороны, это дало им право встать на очередь до 29 лет, а не до 23 лет, как было ранее. С другой, именно этот возрастной порог давал им право надеяться на скорое получение жилплощади.

Молодые люди тогда старались как можно раньше, сразу по выходе из детдома, встать в очередь. По достижении сиротами 23-летнего возраста они должны были получить квартиры и выбыть из очереди. После этих поправок в законодательстве сироты оказались равными с другими представителями социально уязвимых слоев населения, числящимися в очереди на получение жилья.

Ничуть не лучше ситуация с предоставлением жилья детям-сиротам в Астане. В столичном управлении жилья сообщили, что за прошедший год квартиры от государства в Астане получили только одиннадцать человек. Между тем своей очереди на получение жилья ждут 13 883 представителя социально уязвимых слоев населения, два участника войны, 44 человека, чье единственное жилье признано аварийным, и 13 143 бюджетника.

Астанчанин Ербол Жамкеев лишился родителей в 15 лет. Так как своего жилья у его семьи не было, ему, как и Христине Гордеевой, да и многим другим сиротам, сегодня приходится снимать квартиру или, когда наступают проблемы финансового характера, кочевать по друзьям и знакомым.

— Я встал на очередь на получение жилья еще в 2006 году, — поясняет Ербол. — Уже семь лет регулярно прихожу в управление жилья узнать, насколько она продвинулась. Пока значительных изменений нет. Приходится жить то у двоюродного брата, то у друзей. Я к тому же инвалид 3 группы, и с работой у меня тоже не всегда хорошо — не каждый работодатель готов принять на работу не совсем здорового человека. Поэтому снимать квартиру мне чаще не по карману. Слышал, что в прошлом году в Астане жилье было предоставлено только 11 сиротам. Если так, то я, судя по всему, получу квартиру не раньше, чем лет через десять.

Около 80% детей-сирот Казахстана нуждаются в жилье

Сегодня в Казахстане из 34 тысяч детей-сирот в жилье нуждаются более 27 тысяч. Начиная с 2006 года из 14 тысяч выпускников детских домов только 849, или 6%, получили жилплощадь. Одной из основных причин существования столь удручающих цифр, по мнению вице-министра образования и науки РК Мурата Абенова, является недоработка местных исполнительных органов. Из введенных в эксплуатацию более 300 тысяч квартир детям-сиротам было выделено только 849.

Между тем по программе жилищного строительства в республике планируется строительство 69 миллионов 50 тысяч квадратных метров жилья на сумму в 2 триллиона тенге. Прогнозируемое количество нуждающихся в жилье выпускников детских домов до 2020 года составит 21408 человек. Чтобы обеспечить их жильем, необходимо около 856 тысяч 320 квадратных метров. Это всего 1,2 процента от того, что запланировано построить по программе «Доступное жилье». Таким образом, при выделении однокомнатных квартир площадью 40 кв. м с учетом первоочередного права потребность выпускников детдомов в жилище до 2020 года может быть удовлетворена. По словам Мурата Абенова, ежегодно из детских домов выпускается около 2 тысяч детей, из которых только около 100 человек имеют собственное жилье.

О том, что проблема с обеспечением жильем детей-сирот требует особого внимания, не раз говорилось на совещаниях самого высокого уровня. И первым шагом в решении этой проблемы стал законопроект, одобренный в Мажилисе Парламента РК, согласно которому дети-сироты, как и ветераны войны, будут первыми среди претендентов на получение квартир, несколько отодвинув при этом от заветной цели представителей других социально уязвимых слоев населения.

— Ни в одном законодательном акте РК не установлена какая-либо ответственность за невыполнение нормы закона по обеспечению жильем данной категории — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим в Кодекс РК об административных правонарушениях вносится серьезное дополнение, которое существенно повысит ответственность должностных лиц местных исполнительных органов в данном вопросе, — сказал Мурат Абенов, представляя новый законопроект на пленарном заседании палаты.

Вице-министр подчеркнул, что согласно статье 6 закона РК «Об образовании» местные исполнительные органы обязаны в установленном порядке обеспечивать жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако сегодня из более чем 34 тысяч детей этой категории, проживающих в Казахстане, нуждаются в жилье более 27 тысяч, то есть около 80%.

— Помимо этих изменений в законодательстве, должна быть разработана четкая специальная программа правительства по обеспечению жильем детей-сирот, уже стоящих в очереди, — говорит депутат Мажилиса Парламента РК Розакул Халмурадов. — Иначе тысячи человек так и будут оставаться бездомными. Кроме государства, помочь сиротам сейчас никто не в силах.

Комментарии

Светлана Дудка, начальник организационно­-правового отдела Карагандинского городского маслихата:

— Эти изменения в законопроекте — большая победа всех, кто имеет отношения к защите прав детей-сирот.  Мы неоднократно писали в Мажилис Парламента, просили пересмотреть порядок выдачи жилья из госфонда детям-сиротам. В ближайшем будущем, когда закон вступит в силу, очередь будет видоизменяться. По-хорошему, конечно, детей-сирот необходимо вывести в отдельную категорию, правда, не думаю, что это кардинально решит проблему.

Сейчас, выйдя из детского дома, эти молодые люди, особенно те, кто не может устроиться на стабильную работу, подолгу живут в домах юношества. Конечно, это для них временное пристанище. Как правило, это помещения, отремонтированные и переоборудованные под жилые комнаты, где раньше располагались училища, школы, общежития. И вот сироты там подолгу живут и затем уходят на съемные квартиры, хоть как-то наладив свою жизнь, но так и не дождавшись собственной крыши над головой.

Новые поправки в законодательных актах будут содействовать решению и других проблем детей-сирот. Их уже имеющееся жилье будет четко защищено законом, чего ранее не было. До принятия этих поправок сироты часто по выходе из детского дома могли обнаружить, что в их квартире проживают в лучшем случае дальние родственники, а то и вовсе чужие люди.

Также будет внесено дополнение в Земельный кодекс — по защите земельных участков, принадлежащих детям-сиротам. В нашей практике было много случаев, когда дети выходили из детского дома и не могли вернуть себе участок земли, на котором когда-то стоял родительский дом. Дом разрушался со временем, и на этой земле строились посторонние люди. Теперь закон четко защищает не используемые по назначению земельные участки. Кроме того, есть еще одна важная поправка.

Раньше никто не мог сказать точно, кто все же отвечает за постановку детей-сирот в очередь на получения жилья — обязанность была возложена на плечи самих выпускников детских домов. Своевременно они эти проблемы часто не решают, им бывает не до этого. Сами подумайте: вышел сирота из-под опеки государства — и на него сразу наваливаются все эти бюрократические проблемы. Теперь обязанность четко прописана в законе и возлагается на законных представителей сироты — законного опекуна, усыновителя, патронатного воспитателя или руководителя детского дома. Все сироты должны быть поставлены на учет, и органы опеки будут отслеживать этот процесс.

Светлана Буркеева, директор детского дома «Кулыншак»:

— В закон были внесены изменения, которые должны способствовать продвижению детей­-сирот в очереди на жилье и более скорому получению ими квартиры. Эти изменения должны помочь, но мы также надеемся, что государство с принятием этих норм также будет строить новые дома и квартиры в них будут предназначены именно сиротам. Иначе какой толк в этих поправках?

Что касается документов для постановки в жилищную очередь наших выпускников, то в этой части изменений практически нет. Мы и до этого предоставляли нашим выпускникам полный пакет документов, старались облегчить им задачу постановки в очередь. Как правило, здесь возникали проблемы — у наших выпускников не всегда все документы в порядке. Иногда необходимые сведения о родителях отсутствуют, например, мама в розыске, и неизвестно, жива она или нет. И чтобы собрать соответствующие справки, нужно обратиться во множество инстанций.

Я уже три года нахожусь в должности руководителя детского дома и могу сказать, что за это время всем нашим выпускникам мы старались выдать полный пакет документов, им нужно было только обратиться с этим пакетом в местные исполнительные органы. Теперь мы эти документы сами будем направлять в МИО, в отдел ЖКХ. Но хочу сказать, ответственности больше не стало, повторюсь, самое главное — собрать необходимый пакет документов. У каждого выпускника часто своя индивидуальная история, поэтому и с документами не всё всегда однозначно.

Жильё через «Занятость — 2020»

Надо сказать, что свою лепту в обеспечение жильем детей-сирот пытаются внести и центры занятости Казахстана. По программе «Дорожная карта — 2020», в которую сейчас включена программа «Занятость — 2020», центры занятости обучают социально значимым профессиям, а также трудоустраивают безработных казахстанцев. Обратившиеся в эти центры дети-сироты и оралманы, при условии, что они уже стоят в жилищной очереди по месту жительства в отделах ЖКХ, могут рассчитывать не только на получение специальности и трудоустройство, но и на служебно-арендное жилье.

— Сегодня как такового бесплатного жилья не строят, — комментирует ситуацию заведующий сектором плановой сметно-договорной работы и госзакупок ГУ «Отдел строительства г. Караганды» Геннадий Пак. — Конечно, детей-сирот государство старается обеспечивать крышей над головой. Вот в Майкудуке мы поликлинику в прошлом году реконструировали под жилые квартиры. Если говорить в общем, всё, что касается планового строительства, то в основном мы возводим арендное жилье. Арендного жилья не стоит бояться, его стоимость действительно невысока. Государство делает очень выгодное предложение очередникам. В Караганде стоимость арендного жилья третьего класса комфортности 80 тысяч тенге за квадратный метр, и 90 тысяч тенге — жилье четвертого класса комфортности, который предусматривает более высокие потолки в квартирах, большую площадь кухни и раздельный санузел. В Атырау, Усть-Каменогорске и Актау арендное жилье стоит 100 тысяч тенге за квадратный метр, в Астане и Алматы — 120 тысяч. Если учитывать рыночную цену жилья в этих городах, то такая стоимость вполне доступна. Это лучше, чем, например, снимать квартиру и вообще отдавать деньги чужим людям, и притом навсегда.

Что строится для очередников?

Программа «Доступное жилье 2020» предусматривает несколько направлений жилищного строительства.

В частности, по линии Жилстрой-сбербанка запланировано к 2015 году довести объем строительства жилья до 530 тыс. кв.м жилья, или более 6,5 тыс. квартир ежегодно. Из них 330 тыс. кв.м (3,5 тыс. квартир) — для всех категорий граждан и 200 тыс. кв. метров (3 тыс. квартир) — для молодых семей. При этом в период проживания в арендном жилье накопление жилстройсбережений является обязательным. А одним из самых перспективных направлений должно стать развитие строительства арендного жилья по линии Казахстанской ипотечной компании, в рамках которого будет построено до 530 тыс. кв.м в год. По программе арендатор в течение 15 лет вносит арендную плату в размере 1 тыс. тенге/кв.м, а по окончании срока аренды жилье переходит в собственность арендатора, при этом после 10 лет аренды арендатор получит право досрочного выкупа жилья по остаточной стоимости.

Еще одним перспективным направлением должно стать строительство арендного жилья для очередников. Планируется, начиная с 2014 года, строить по 275 тыс. кв.м жилья, или 4500 квартир, ежегодно. В категории очередников входят: участники и инвалиды войны, 11 категорий социально уязвимых слоев населения, госслужащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие.

Программой предусмотрено также выполнение пилотных проектов по сносу аварийного жилья в Астане и Актау. Механизм реализации следующий — 30% построенного жилья будет предоставлено жильцам сносимых домов, оставшиеся 70% — реализуются на рынке для обеспечения возвратности и повторного вовлечения в оборот.

— Жилье, которое сейчас строят и предоставляют очередникам, так или иначе нужно оплачивать, потому как это либо арендное жилье, либо жилье, предоставляемое по льготной программе кредитования, — комментирует ситуацию заведующая сектором жилья ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Караганды» Роза Алпысбаева.
— Квартиры предоставляются с правом выкупа через «Жилстройсбербанк». Люди, получившие эти квартиры, откроют депозит в этом банке, будут ежемесячно вносить на него деньги. Сумма вклада зависит от квадратуры полученной квартиры. Также они будут оплачивать комуслуги, а через восемь лет, учитывая размер вклада, им будет сделан перерасчет. После чего оставшуюся от стоимости квартиры сумму, если не смогут внести сразу, оформят в ипотеку. Самая маленькая квартира в этих домах — площадью 49 квадратных метров. Стоимость одного квадрата 80 тысяч тенге. Программа «Доступное жилье — 2020» предназначена для всех категорий граждан, но у этих людей должны быть средства на его оплату.

Как встать в очередь на жильё?

Чтобы встать в очередь по льготной программе приобретения жилья в Казахстане, необходимо обратиться в отдел ЖКХ в акимате по месту жительства.

Очерёдность будет формироваться по дате получения уведомлений из банка без учёта баллов.

Стоимость 1 кв. м такого жилья — не выше 120 000 тенге.

Распределение жилья будет производиться в порядке очерёдности.

Общий пакет документов следующий:

  1. Заявление на имя акима административного района.
  2. Справка из военкомата по месту прописки.
  3. Копия и оригинал (для сверки) книги регистрации граждан.
  4. Ксерокопия договора приватизации, купли-продажи или иного правоустанавливающего документа на недвижимость, в которой проживает претендент (при наличии).
  5. Справка из Центра недвижимости вашего города о неимении жилья на праве собственности за последние 5 лет на всех взрослых членов семьи.
  6. Удостоверения личности обоих супругов (ксерокопии+оригиналы).
  7. Свидетельство о браке (ксерокопия+оригинал).
  8. Свидетельства о рождении детей (ксерокопии+оригиналы, при наличии).

По данным отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Караганды

Общая очередь поделена на 4 основных ветки:

  1. Ветераны Великой Отечественной войны.
  2. Люди, чье жилье признано аварийным.
  3. Социально уязвимые слои населения.
  4. Госслужащие.

Информационная служба www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи