Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Земельные отношения

В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали читателям о ноу-хау, которое ввели у себя депутаты областного маслихата. Они на деле поддержали мысль о том, что совершенству нет предела и, предварительно обсудив, обозначили для себя круг вопросов, на которые хотели бы получить подробную достоверную информацию. Первый такой семинар прошел в минувшую пятницу в Зерендинском районе.

Что нужно знать.

В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали читателям о ноу-хау, которое ввели у себя депутаты областного маслихата. Они на деле поддержали мысль о том, что совершенству нет предела и, предварительно обсудив, обозначили для себя круг вопросов, на которые хотели бы получить подробную достоверную информацию. Первый такой семинар прошел в минувшую пятницу в Зерендинском районе. Приехавший на встречу с депутатами аким области Мажит Есенбаев в ходе развернувшегося диалога ответил на все интересующие вопросы, пожелав народным избранникам плодотворной работе на семинаре. Одна из обсуждаемых тем, остающаяся наиболее актуальной и вызывающая множество жалоб и споров, касается земельных ресурсов. С подробной информацией о состоянии дел по этому вопросу выступила начальник Управления земельных отношений области Айгуль Ахметжанова. Полагаем, что она будет полезна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

По состоянию на 1 января 2008 года земельный фонд Акмолинской области составляет 14621,9тыс.га. Доминирующее положение, или 66% в общем объеме земельного фонда, составляют земли хозяйственного назначения, 1,4 млн. га (10%) занимают земли населенных пунктов и территории, занятые объектами промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения. Триста сорок три тыс. га - это земли особо охраняемых природных территорий, по данному объему область занимает третью позицию в республике, 559 тыс. га относятся к землям лесного фонда.

Давайте остановимся на основных категориях земель, имеющихся здесь проблемах и возможных путях их решения. Как уже было сказано, основной удельный вес в общем объеме земельного фонда области составляют земли сельскохозяйственного назначения: доля пашни - 51%, пастбищ - 39%, залежей - 8,6%, сенокосов 1,5%.

Сельскохозяйственные угодья числятся и в других категориях земель, общий их объем достиг 13,2 млн. га. По типам почв наибольший объем приходится на темно-каштановые.

Результаты проведенного анализа показали положительную тенденцию в использовании земель сельскохозяйственного назначения. Так, площадь по сравнению с прошлым годом увеличилась на 266 тыс. га за счет привлечения в сельскохозяйственный оборот залежных земель и пастбищ, а также за счет трансформации сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой. Увеличение наблюдается в Аккольском, Атбасарском, Егиндыкольском, Енбекшильдерском, Ерейментауском, Жаксынском и Коргалжынском районах.

Указанное во влечение в сельскохозяйственный оборот залежных земель повлекло увеличение земель, занимаемых негосударственными сельскохозяйственными юридическими лицами. При этом имеет место увеличение количества юридических лиц - землепользователей за истекший год на 34 единицы. Всего на настоящий момент на территории области зарегистрировано 973 юридических лица, осуществляющих деятельность в аграрном секторе экономики. Наряду с этим наблюдается уменьшение числа крестьянских хозяйств. За истекший период количество крестьянских хозяйств уменьшилось на 113 единиц за счет их закрытия и преобразования в негосударственные юридические лица. Наибольшее количество преобразованных агроформирований наблюдается в Аккольском, Аршалынском, Атбасарском, Есильском, Зерендинском, Шортандинском, Щучинском районах. В настоящее время по области зарегистрировано 4886 крестьянских хозяйств.

Наряду с указанными положительными моментами, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению качества земель сельскохозяйственного назначения. Результаты проводимых исследований по крупномасштабному почвенному обследованию, мониторингу земель и бонитировки почв показали, что в целом из общей площади пашни, составляющей 5 млн. га, лишь 3,7 млн. га или 73% земель пригодны для земледелия, остальная часть засолена, камениста или подвержена ветровой эрозии. Не в лучшем состоянии находятся и пастбищные угодья, площадь которых - 6,9 млн. га. Из них только 1,6 млн. га или 23% относятся к чистым, остальная часть заросла кустарником, камениста и т.д. Кроме того, большой удельный вес 30% из общего объема составляют сбитые пастбища.

Полученные данные доказывают, что на сегодня практически весь потенциал пахотно-пригодных земель находится в обороте и возникает вопрос о целесообразности дальнейшего увеличения посевных площадей за счет освоения залежных земель. Сложившаяся ситуация заставляет серьезно задуматься о необходимости рационального и эффективного использования земель, уже находящихся в обороте.

Считаем, что весь блок мероприятий, направленных на восстановление эффективности использования земель, должен быть отражен в проектах рационального использования конкретных земельных массивов отдельно взятых агроформирований. Данные проекты должны включать в себя рекомендации по проведению комплекса мероприятий по повышению плодородия почв на базе передовых технологий.

Первоначальным, или базовым этапом составления проекта рационального использования земель является проведение прежде всего:

1. Почвенных изысканий, определяющих агропроизводственные группировки почв. На основании материалов почвенных обследований разрабатываются рекомендации по трансформации угодий, внутрихозяйственного устройства землепользования.

2. Далее, проведение почвенно-агрохимических обследований, определяющих наличие в почве азота, фосфора и калия. На основе данных изысканий определяется схема - картина внесения необходимых удобрений по их количеству и химическому составу.

3. Определение балла бонитета, что позволит обеспечить полноту исчисления налогооблагаемой базы.

Финансирование данных видов землеустроительных работ согласно Единой Бюджетной Классификации Республики Казахстан не предусмотрено в областных и районных бюджетах и необходимо осуществлять за счет непосредственно землепользователей.

В организации данной работы рассчитываем на помощь местных исполнительных органов, и предлагаем организовать ее не отдельно взятыми агроформированиями, а по кадастровым кварталам. Это позволит значительно снизить их затратность.

Для приема возьмем Макеевский сельский округ Атбасарского района. На территории данного округа - кадастрового квартала, осуществляют сельскохозяйственную деятельность 6 ТОО общей площадью 54 тыс. га и 25 крестьянских хозяйств общей площадью 5,9 тыс. га.

При проведении всего указанного комплекса работ общая стоимость на 1 га составит всего 143 тенге. Так, например, для проведения работ по ТОО "Шуйское" при площади 9,1 тыс. га стоимость всех почвенных обследований составит 1,3 млн. тенге. Согласитесь, что это довольно небольшие затраты, если учесть тот эффект, который даст наличие реальной картины состава и качеств почв.

Следующей важной категорией земель являются земли населенных пунктов. По состоянию на 1 января 2008 года площадь земель населенных пунктов области составила 8,9% от общего объема, в количественном выражении - это 1297,3 тыс. га, в том числе земли городов и поселков - 128,1 тыс. г; сельских населенных пунктов - 1169,2 тыс. га. По сравнению с соответствующим периодом пошлого года площадь данной категории земель уменьшилась на 6,1 тыс. га.

В соответствии с государственной Программой развития сельских территорий проводится работа по упразднению неперспективных населенных пунктов на основании совместных решений местных представительных и исполнительных органов. По сравнению с прошлым годом наблюдается уменьшение количества сельских населенных пунктов на 24 единицы. Земельные участки упраздненных населенных пунктов включены в состав близлежащих населенных пунктов.

Для приведения в соответствие учетных данных по количеству собственников земельных участков, землепользователей проводится работа по инвентаризации населенных пунктов области. Для этих целей в 2007 году в целом по области из местных бюджетов выделено более 61 млн. тенге. Результаты инвентаризации позволили получить достоверные данные по количеству землепользователей, земельных участков, и обозначили проблему наличия и достоверности планово-картографической основы. В настоящее время лишь в 105 населенных пунктах 5 районов области имеются планово-картографические материалы. Вариантом решения данной проблемы, на наш взгляд является создание планово-картографической основы в рамках разработки генеральных планов. На областном градостроительном совете утвержден график разработки Генеральных планов развития населенных пунктов, на эти цели планируется направить из районных и городских бюджетов порядка 160 млн. тенге.

Учитывая повышенный спрос на земельные участки в отдельных административно-территориальных единицах области, а также во исполнение земельного законодательства принято совместное решение областного акимата и маслихата "Об установлении предельных (максимальных) размеров земельных участков, которые могут находиться в частной собственности в Акмолинской области".

Активное развитие в области получило проведение аукционов (торгов) земель населенных пунктов. За 2007 год их проведено 37, на которых реализовано 274 земельных участка общей площадью 73 га. Сумма реализации составила 387 млн. тенге, что на 230 млн. тенге больше стартовой (кадастровой стоимости). Всего за период с 2005 года в области реализовано через аукционы 406 га земель на общую сумму 1,2 млрд. тенге.

Общая площадь земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения составляет 117 тыс. га. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года площадь данной категории увеличилась в общем на 10 тыс. га за счет предоставления земельных участков из земель других категорий для промышленных объектов, реконструкции и строительства автодороги "Астана-Кокшетау".

Серьезной проблемой остается восстановление земель, нарушенных в ходе строительства объектов, при разработке и добыче полезных ископаемых. По данным земельного учета на 1 января 2008 года в области насчитывается около 20 тыс. га земель, требующих рекультивации.

Следует признать, что на практике зачастую упрощается работа по рекультивации нарушенных земель, не осуществляется должный контроль над восстановлением использованных. Полноценная рекультивация земель требует в обязательном порядке рабочий проект снятия и хранения почвенно-плодородного слоя для последующего его восстановления в соответствии с рабочим проектом непосредственно рекультивации. Данные проекты должны разрабатываться еще в период оформления контрактов и быть неотъемлемой частью условий и требований при предоставлении права недропользования и получения разрешений на строительство объектов.

Из общей площади земельного фонда области земли лесного фонда занимают 3,8% от общего объема, что составляет 558,8 тыс. га. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года площадь лесного фонда увеличилась на 8,7 тыс. га. В числе основных задач по охране окружающей среды и природопользованию ставится увеличение лесистости территории области, сохранение и рациональное использование лесных и иных ресурсов растительного животного мира, увеличение объемов озеленения населенных пунктов. Для исполнения данной программы в целом по области РГП "Жасыл Аймак" выделено 46 тыс. га. Одним из способов увеличения лесистости в республике является создание частного лесного фонда. В целях реализации вышеуказанной программы в 2007 году в Аккольском районе предоставлено 120 га земель и данная работа будет продолжена.

По землям, относящимся к особо охраняемым природным территориям области на третьем месте в объеме РК и занимают 343 тыс. га. В целях недопущения нарушений природоохранного, земельного и водного законодательств при предоставлении земельных участков на особоохраняемых природных территориях и водоохранных зонах и полосах водообъектов в области проводятся следующие мероприятия.

Специальным Постановлением акимата утвержден перечень рек области с установлением на них минимальной ширины водоохранных полос, а также определен режим хозяйственного использования указанных территорий.

Установление водоохранных зон и полос на водообъектах является достаточно трудоемким мероприятием и предусматривает, прежде всего, разработку технических проектов с последующим выносом в натуру границ водоохранных зон и полос.

Учитывая, что на территории области числится 499 водообъектов (из них 192 закреплены за природопользователями), сначала были определены приоритетные направления.

Так, в 2007 году за счет средств, направленных на природоохранные мероприятия, проведены работы по разработке проектов установления водоохранных зон и полос на шести озерах Щучинско-Боровской курортной зоны (оз. Щучье, оз. Катарколь, оз.Жукей, оз. Бурабай, оз. Большое Чебачье, оз. Малое Чебачье) и реки Нура, а также по выносу границ указанных водоохранных зон в натуру. За счет средств областного бюджета на 2008 год запланированы природоохранные мероприятия по установлению водоохранных зон и полос озер и рек области на общую сумму 45 млн. тенге. При этом предусмотрено установление водоохранных зон и полос на основных водохозяйственных объектах в том числе озер Копа, Майбалык, Караунгур, Зеренда, рек Жабай, Кылшакты, а также вынос в натуру водоохраной полосы Р. Ишим.

Кроме того, проведена работа по установлению охранной зоны Щучинско-Боровской курортной зоны, охранной зоны ГНПП "Бурабай". Тем самым можно констатировать, что на сегодняшний день все предусмотренные законодательством меры по недопущению нарушений при использовании земель Щучинско-Боровской курортной зоны на уровне области приняты.

В целях недопущения нарушении земельного законодательства при предоставлении земельных участков осуществляются регулярные публикации в средствах массовой информации, на областном телевидении организуются прямые эфиры, телерепортажи по вопросам предоставление земельных участков для различных целей. Порядок предоставление земельных участков, а также иная информация, касающаяся регулирования земельных правоотношений размещена на официальном сайте акимата области. Аналогичная работа проводится в каждом районе области.

15.01.2008

www.akmolinka.narod.ru

kn.kz
>
Статьи