Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Кризис системы КСК стал очевиден

Большинство жителей во всём Казахстане работой КСК не интересуются. Как говорят многие, они просто физически не в состоянии контролировать деятельность кооператива.

Жители быстро устают от скандалов и разборок. Часто смиряются с некачественной работой просто потому, что заниматься этим больше некому. Во-­первых, не у каждого есть соответствующие способности, во-­вторых, председатель КСК — должность весьма нервная. Не каждый готов заниматься чисткой канализации или среди ночи бежать на устранение аварии. А потом еще слушать упреки от жильцов.

Законы есть, но они не работают

Бывший председатель карагандинского КСК Татьяна Абрамова сегодня занимается общественной работой. Она выполняет государственный заказ по разъяснению жителям законов, касающихся содержания домов. Практически нулевая информированность населения является, по ее мнению, причиной всех конфликтов между КСК и жильцами.

— Людям надо объяснять, что в жилищном законодательстве всё прописано и всё происходит на общественных началах. Сегодня многие жители считают, что КСК подчиняются акимату, звонят туда. Акимат в деятельность КСК не вмешивается. Всё сводится к тому, что люди должны сами всё решать на общих собраниях. Еще сами председатели КСК не владеют информацией, законы не знают.

Многие председатели даже протокол собрания жильцов грамотно составить не могут. По словам Татьяны Абрамовой, если председатель не хочет уходить со своей работы, его очень трудно «свергнуть». Сегодня, говорит она, депутаты Карагандинского маслихата опрашивают жителей, какая форма управления домом для них более приемлема, и приходят к выводу, что КСК себя не оправдывает.

Система, считает общественница, не совсем нормальная, но жить все равно как-­то надо.

— Председатели КСК должны быть обученные, грамотные, ревизионная комиссия должна работать. По­другому никак. Государство всё с себя сняло. Методика работы КСК есть. Мы живем в правовом государстве, должны выполнять законы и заниматься самоуправлением. Нас к этому обязывают.

Законы существуют, вместе с тем даже грамотная Татьяна Абрамова не может добиться их исполнения от своего управляющего домами.

— Зарплата у председателя КСК, я обалдела, 80 тысяч! Он поэтому перед нами не отчитывается. Ему выгодно. Мы пишем письма: «Дай нам отчет». Он не дает. Мы официально у него запросили через маслихат, дай нам смету и зарплаты. Так он 100% собирает, и всё уходит на зарплаты. Почему в рабочее время слесаря делают платные услуги нашим же жильцам, за наши же деньги в наше время?

Исполнительный директор ОЮЛ «Национальная палата ЖКХ и строительства Казахстана» Асхат Сулейменов говорит, что в Астане в нескольких домах хорошо себя зарекомендовала система, когда на общем собрании соседи избирают совет жильцов.

— Раньше они назывались старшими по подъезду, — говорит он. — Допустим, возьмем 8­подъездный дом. В состав совета жильцов от каждого подъезда может входить по два человека. Все жители делегируют свои права этому совету жильцов. Каждый раз встречаться, проводить общее собрание жильцов, сами знаете, практически невозможно. Можно организовать жильцов через совет. В него могут войти те, кто более­менее свободен. Например, пенсионеры. 

В защиту председателей КСК

Такую систему, по представителю с каждого подъезда, хочет внедрить в своей работе и ТОО «Айым­Т». Ее руководителя, которая поспособствовала закрытию КСК, тоже можно понять: всегда будут находиться те, кто недоволен деятельностью кооператива. Ссориться и выяснять отношения жильцы могут до бесконечности. А председатели КСК, получается, должны постоянно оправдываться, что­то доказывать, а не заниматься своей прямой работой. И даже если люди добьются своего, что весьма сложно, не факт, что новое окажется лучше старого.

Пример тому Татьяна Абрамова, которую сместили с поста председателя КСК «КривСак». Жильцы ей не верили и отказывались повышать тариф до 15 тенге за «квадрат». Общим голосованием избрали нового председателя, после разбирательств выяснилось, что без повышения тарифа действительно не обойтись. Только новый руководитель КСК, в отличие от прежнего, собирал деньги и вообще перестал отчитываться.

Как говорит член дисциплинарного совета по Карагандинской области Гульнар Курбанбаева, даже двоим бывает сложно договориться.

— А представьте, когда нас 50 квартир? — спрашивает она. — Если честно, я бы тоже никогда не руководила КСК, но если бы мой дом «припекло», деваться некуда, я бы занялась. Но тогда берегитесь все! Я бы такие репрессии устроила, ко мне бы сами бегали, в очереди стояли, чтобы заплатить деньги. Потому что мы или работаем, или «до свидания!». 

Вот и в КСК «Нур» решили зарегистрировать фирму. Благо, закон сегодня позволяет осуществлять руководство домом в любом виде: физическим лицом, КСК, управляющей компанией, ТОО, ИП, ассоциацией.

Частная фирма может оказывать платные услуги. В «Айым­Т», например, купили два компрессора, которые позволяют делать промывку и опрессовку. Во время подготовки к отопительному сезону можно получить хороший доход на обслуживании домов города. Минимальная стоимость промывки одного элеваторного узла — 15 тысяч тенге. Для своих многоэтажек, говорят в ТОО, промывку делают бесплатно. Дополнительным плюсом для частной фирмы и минусом для жителей является и то, что его руководителя соседи уже свергнуть не могут, как и устроить ей финансовую проверку. ТОО будет отчитываться только за те средства, которые получили от жильцов. В планах у Кайши Бейсембековой показать отличную работу, чтобы услугами фирмы начали пользоваться большее число домов. 

Сколько нужно за «квадрат»?

Тарифы — головная боль председателей КСК. Жильцы руководству не верят, хотят дать как можно меньше, а получить как можно больше.

— В КСК «Нур» поступало около 450 тысяч тенге в месяц, — рассказывает о тарифе в 10 тенге бывший председатель КСК «Нур», а ныне руководитель ТОО «Айым-Т» Кайша Бейсембекова. — В общей сложности у нас 49 тысяч квадратных метров (7 домов состояло), должно получаться 490 тысяч. Но у нас есть те, кто не платит. В КСК работали 15 человек. Из этих 450 тысяч в среднем 399 уходило на зарплаты, какая­то часть уходила в налог, предприятию «Коммунсбыт», банковские расходы. На материалы оставалось около 40­30 тысяч в месяц. Представляете, это на тысячу квартир!

Представитель дисциплинарного совета Гульнар Курбанбаева, которая тоже знакома с ситуацией в «Нуре», говорит, что никакой маржи для развития у КСК не оставалось.

— Поэтому там и происходила текущая работа. А с учетом того, что не все сборы поступали, так они, считай, почти «в ноль» работали. Всё равно у них должны быть накопления.

— Сейчас практически все дома в Караганде 15 тенге платят, — продолжает Наталья Абрамова. — В среднем 4­подъездный пятиэтажный дом, получается, всего 45­48 тысяч собирает. Зарплату отдай, налоги заплати, а что остаётся?

— Мы пока на 10 тенге сидели, — рассказывает председатель КСК «Стимул» Елена Горбунова, — всех всё устраивало. Но когда мы подняли тариф до 15 тенге — куча недовольных сразу. И все теперь строчат в акимат. Вот нам надо всё делать бесплатно, то есть менталитет у нас такой.

Активистки дома, который относился к КСК «Нур», Танзиля Климкова, Надежда Красникова считают, что за прошлые 10 тенге, что собирало КСК, можно было сделать и прохудившиеся козырьки над подъездами, и трубы в подвалах поменять. Если собирать деньги постепенно. Для всех этих работ нужны целевые сборы, уверяют председатели КСК.

— Они не понимают, — говорит о своих жильцах руководитель кооператива Елена Горбунова, — что КСК — это просто управляющая компания, которая осуществляет текущее содержание жилья. Я, оказывается, должна заниматься всеми недоделками по дому. Люди приходят и спрашивают: «А когда вы нам крышу сделаете?» Мы объясняем, люди, это ваш дом. Ну да, мы его убираем, элеватор приводим в порядок, аварии устраняем. Но это не наш дом. Мы его обслуживаем на те деньги, которые вы нам платите.

Многие жители домов готовы платить больше. Просто они не уверены, что их деньги пойдут действительно на содержание дома. В общем, круг замкнулся. 

Исполнительный директор Национальной палаты ЖКХ Асхат Сулейменов говорит, что это стандартная ситуация, когда жильцы не верят и считают, что в КСК одни растраты. На самом деле, в большинстве случаев у кооперативов денег не хватает на самый элементарный ремонт. Сегодня в палату поступают предложения привязать тариф за услуги КСК к месячному расчетному показателю. Ведь цены растут ежегодно, вместе с ними и МРП. Стоимость за «квадрат» может составлять какой­то процент от МРП. Правда, пока Нацпалата не планирует предлагать эту идею на рассмотрение в Мажилис.

— Я знаю, одна управляющая компания применяет практику по трем видам тарифов: «стандартный», «премиум», «голд». Они так условно назвали. Если жильцы хотят, чтобы у них была охрана, видеонаблюдение, практически ежедневная уборка, выбирайте тариф «голд». И за квадратный метр, допустим, устанавливайте цену 65­70 тенге. И всё у вас будет. Это надо отразить в протоколе общего собрания. Если житель хочет обычные услуги от КСК, чтобы один раз убиралось в подъезде, дворник работал, сантехник­электрик приходил по вызову, просто устанавливается «стандартный» тариф.   

А где государство?

Как видно, законы могут не выполняться как жильцами (неуплата), так и председателями КСК. И что самое интересное, никого к ответственности не привлекают. Если только стороны конфликта не пойдут до конца в своих разбирательствах.

За это время сломается куча копий, и убьётся масса нервных клеток. Почему нельзя потребовать сразу исправить ситуацию, когда появился факт нарушения закона? Кого привлечь в качестве арбитра, если жильцы выясняют отношения между собой и КСК? Все эксперты говорят об одном — государство самоустранилось от управления многоэтажками. И разборки — личное дело людей и их управляющих компаний. Вам надо — обращайтесь в суд.

Но при этом, вопросами управления объектами кондоминиума занимается множество структур. Например, Национальная палата ЖКХ и строительства Казахстана, Общереспубликанский информационно­аналитический портал «Жилищно­коммунальное хозяйство Республики Казахстан», Комитет строительства и ЖКХ при Министерстве регионального развития, жилищные комиссии при городских акиматах, прокуратура (следит за соблюдением законности), финансовая полиция (по заявлению может устроить проверку финансовой деятельности КСК), различные общественные организации, которые отрабатывают государственные гранты по пропаганде самоуправления (управление домами тоже часть самоуправления). Интересно, какой процент населения страны знает об этом?

Структур вроде много, а жалоб на КСК — треть от общего числа по Казахстану. Герои статьи в большинстве своем уверены, что пока люди не научатся договариваться, ситуация с ветшающими домами и неподконтрольными КСК останется прежней. В пользу кооперативов говорит то, что благодаря многим из них за 20 лет сохранился жилой фонд городов. И именно усилиями КСК у нас в квартирах есть свет, вода и тепло.

Однако есть мнение, что кооперативы сегодня стали локальными монополистами: они и заказывают работу, и исполняют ее, и сами контролируют. Открытие ТОО и управляющих компаний тоже не выход из ситуации. А в стране есть законы в сфере жилищных отношений от 1997 и 2011 годов, которые вообще практически не исполняются. О том, почему это происходит, читайте скоро на нашем сайте в интервью с председателем правления республиканского объединения «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный защитник» Виктором Сыздыковым.

Что думают жители столицы о работе КСК?

(по данным опроса 500 астанинцев, проведенного контакт-центром «Асар»)

Как вы оцениваете работу своего КСК?

Отрицательно – 102

Положительно – 198

Удовлетворительно - 200

Каков тариф на услуги КСК в вашем доме?

от 2000-2400

13

от 1200-1500 тг. за месяц

25

от 1000-1200 за месяц

45

от 100-1000

45

18-30 тг за кв. метр

47

от 1500-1900

48

32-47 тг за кв. метр

68

30 тг за кв. метр

89

не знаю

120

Считаете ли вы его приемлемым?

Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи