Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

КСК vs жильцы — когда закончится противостояние?

Деятельность КСК давно стала республиканской проблемой. Согласно данным Лиги потребителей Казахстана, большую часть жалоб они получают на некачественную работу КСК — 32% от всех обращений. Похожую статистику приводят и в партии «Нур Отан». Механизм защиты прав жителей вроде бы разработан. Однако люди не могут им воспользоваться по причине нехватки времени, незнания законов, нежелания, а иногда и невозможности отстоять свои права.

КСК «Нур», что находится в Караганде, хорошо известен среди чиновников города и представителей общественных организаций, о нём неоднократно писали СМИ. История этого кооператива похожа на сотни других по Казахстану и наглядно показывает, что происходит сегодня в сфере самоуправления домами.

Сегодня КСК «Нур» ликвидировано. До недавнего времени в нем состояли жители 7 домов одного из районов Караганды. Сначала за услуги КСК люди платили по 8 тенге за квадратный метр, затем плата поднялась до 10 тенге.

Противостояние между некоторыми жителями и председателем началось после того, как в 2012 году люди получили квитанции об оплате услуг КСК по повышенному тарифу — 15 тенге за «квадрат». Для некоторых это оказалось сюрпризом. Как написали жильцы в жалобе областной прокуратуре, повышение произошло без согласия собственников квартир и без проведения собрания. А ведь по закону производить какие-либо изменения КСК может только с одобрения большей части жильцов.

Активисты собрали подписи против роста цены. Руководство КСК было вынуждено подчиниться и оставило прежний тариф — 10 тенге. В конце 2012 года председатель провела опрос среди жителей по ликвидации КСК «Нур». Позже эта же председатель, Кайша Бейсембекова, возглавила фирму ТОО «Айым-Т», которая теперь выполняет те же функции, что и «Нур», то есть занимается обслуживанием многоэтажек.

Ясное дело, противники Кайши Бейсембековой отказались заключать соглашения с новой фирмой. Но бывший руководитель КСК смогла подписать договоры с большей частью жильцов, и сегодня на обслуживании ТОО «Айым-Т» находится 6 домов из прежних семи.

Активистки, которые живут в домах под управлением новой фирмы, с положением не согласны, пишут жалобы во всевозможные инстанции и не платят за обслуживание ТОО «Айым-Т».

Противоположные версии

1 позиция

По словам противников ТОО, председатель КСК «Нур» в 2012 году просто поставила их перед фактом, что вместо кооператива будет создано ТОО. Люди говорят, что так и не услышали конкретного ответа, почему КСК нужно закрыть. Финансовые отчёты и прочие документы им не предоставили. ТОО — частная структура, и в его деятельность жильцы вмешиваться не могут, поэтому некоторые были категорически против такой формы обслуживания дома. 

— Председатель вышла и сказала: «Я собрала 5 миллионов, из них 3 миллиона — долг (накопился за все годы), 2 миллиона израсходовали, КСК признается банкротом», — рассказывает активистка Надежда Красникова. — Мы не хотели никакое ТОО, мы хотели КСК, чтобы самим контролировать. Деньги вкладываем, вкладываем, а трубы как были гнилые, так и остались. А куда же уходят наши деньги?

— Вот посмотри, какая повестка дня: отчет и прочее, — показывает бумаги жительница Танзиля Климкова. — Отчет она сделала, цифрами нас закидала, а куда что? Одна из жительниц, юрист, пошла посмотреть отчеты к ним в офис, они ей дали чеки, написанные от руки самим бухгалтером. А нам надо, чтобы были подтверждающие официальные документы: покупаешь на базаре — составляешь акт, если нет чека. И с ними должен быть житель, а не только они сами.

Надежда Красникова уверена, что КСК ликвидировали для того, чтобы никто «не нашел концов».

— Ходили на отчетное собрание акима района и рассказывали там о проблемах. Ответили нам красиво, дескать, не переживайте, вас туда никто силком не затащит, куда вы захотите, туда и пойдете. А они (руководитель ТОО. — Авт.) как свое дело делали, так и делают.

Жалобы женщин в областную прокуратуру, акимат, общественную организацию, по словам активисток, ничего не дали.

— Нам говорят, что мы можем организовать свой КСК, — говорит Танзиля Климкова, — что нам никто не запрещает. Запрещали! Нам не дадут работать. С появлением ТОО всё кардинально изменилось.

Инициативная группа начала опять собирать подписи, в этот раз насчет организации ТОО, и получила от жителей разные ответы. В графах люди написали: «Против ТОО», «Подписал договор с ТОО, так как сказали, что жители отказались от КСК» и т.д. Но были и положительные комментарии, правда, в меньшинстве.

2 позиция

К чести бывшего председателя КСК «Нур», а ныне руководителя ТОО «Айым-Т» Кайши Бейсембековой, она от прессы не прячется и отвечает на все вопросы. Женщина с готовностью показывает протоколы собраний, журналы, отчеты о расходах, у нее, что называется, своя правда.

Да, они пытались поднять тариф и тоже собрали подписи в поддержку нововведения. Но активистки быстро сориентировались и собрали подписи против. В общем, все смешалось в «Нуре», и оплату в 2012 году решили оставить прежней. 

— Вот, у нас Гена в КСК работал слесарем, но жил в доме, который относился к другому КСК. В своем доме он платил по 20 тенге за квадратный метр. А у нас в то время 10 тенге было. Он и говорит: я плачу 20, а работаю за 10. Я больше так не могу. В то время в среднем зарплата в нашем КСК составляла 30 тысяч тенге. Сварщик Валера тоже сказал, что за 30 тысяч работать не будет. И все начали писать заявления на увольнение. А мы как людей удержим? Мы сделали предложение: может, КСК «Нур» ликвидировать и открыть ТОО. Ведь так можно нормально зарабатывать деньги на других объектах. И у слесарей, сварщиков будет достойная зарплата. Можно будет дополнительно работников набирать и улучшать качество работы.

В итоге среди жильцов опять провели письменный опрос. Кайша Бейсембекова продемонстрировала толстую папку с подписями жильцов: все «за», только один воздержавшийся. Из 949 квартир проголосовали 634 собственника, необходимый кворум собран (более 2/3). За ликвидацию КСК «Нур» подписались 522 человека.

— 10-20 человек собрались и никак не могут успокоиться, — сетует на активисток Кайша Бейсембекова. — Когда собирали подписи, мы всё объясняли. Никаких обманных путей, как кто-то говорит, что их заставили. На данный момент уже сданы все документы по КСК, проведена налоговая проверка о прекращении деятельности. Никаких претензий к нам нет. Сейчас мы заключаем договор с каждым потребителем в отдельности. И вот эти женщины не могут теперь вмешаться в наш договор. И мы уже застрахованы, чтобы они опять повторно по этим людям не ходили и «левые» подписи не собирали. Мы на договорной основе с собственниками помещений решили перейти на другую форму управления.

Новые договоры Кайша Бейсембекова тоже с готовностью показывает. Утверждает, что отчеты перед жителями в КСК проводились каждый год. Ревизионная комиссия работала, она контролировала, на что тратились деньги. Чеки, по словам бывшего председателя, они не смогли показать один раз, когда бухгалтер была занята в отчетный период. Обещали предоставить их позже, но жители обиделись и решили, что им просто ничего не дают.

У бывшего председателя есть горячие сторонники из числа жителей:

— В любой выходной, праздничный день либо ночью я звоню ей домой, — рассказывает Анна Стукан. — Отказа ведь не было, какие могут быть претензии? Сейчас ничего нет даром. Некоторые хотят, чтобы у них за 8-10 тенге всё было. А как же людям зарплату получать? Им семьи кормить надо. 

Сегодня, уже возглавляя ТОО, Кайша Бейсембекова вывешивает ежеквартально отчеты на подъездах, оформляет заявки на вызовы электриков, сантехников, наряд-задания для дворников. У руководителя «Айым-Т» сотни фотографий — так она подстраховывается на случай обвинений.

— Сейчас, из-за того что воюем, нам какие-то претензии предъявляют, приходится с собой носить фотоаппарат. Вот промывку труб мы фотографировали, вот снег трактором убираем, уборка территории — везде на фото даты стоят. Даже видеозапись делаем, — говорит она.

По закону, председатель КСК является лишь наемным работником жителей. И распоряжаться о закрытии кооператива он не может. Формально Кайша Бейсембекова соблюла все правила: сделала опрос. Но представьте, как отреагирует любой человек, если вечером, после работы, к нему постучат в дверь и начнут рассказывать, что в КСК всё плохо, идите в ряды ТОО. Понятно, что большинство жильцов в такой ситуации согласятся подписать договор с частной фирмой. Чтобы дом находился хотя бы под чьим­то контролем.

Что думают жители шахтерской столицы о работе КСК?

(по данным опроса 500 карагандинцев, проведенного контакт-центром «Асар»)

Как вы оцениваете работу своего КСК?

Отрицательно – 188

Положительно – 115

Удовлетворительно - 197

Каков тариф на услуги КСК в вашем доме?


Считаете ли вы его приемлемым?

Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи