Прокомментировать ситуацию с открытием бизнеса мы попросили представителей ассоциаций предпринимателей. Ведь это те люди, которые знают обстановку изнутри и знают, как поступать в той или иной ситуации.
Сара Жунусова, председатель филиала Независимой ассоциации предпринимателей:
— Я не могу сказать, что все предприниматели знают свои права и обязанности. Это мешает процессу оформления объектов бизнеса. Многие предприниматели говорят, что нет конкретной пошаговой схемы, как им действовать, чтобы оформить тот или иной документ. Например, в здании ГАСКа, в самом акимате, я не видела вывеску, где бы всё описали. Вот люди ходят и методом тыка делают то, что должны делать.
Если предприниматель построил какое-то здание без разрешения, оно может пойти под снос. Незнание закона не освобождает от ответственности. Здесь получается на 60 процентов вина тех органов, которые не указывают, в каком порядке оформлять, и 40 процентов — вина предпринимателей, которые не стараются всё узнать заранее, прежде чем строить. Кто им мешает?
С другой стороны, отсутствие такой схемы создает проблему для всех. Почему нам нельзя работать прозрачно, открыто?
Очень сложно обстоит ситуация с оформлением техусловий в коммунальных службах. У меня есть офис, в свое время там что-то неправильно подключили, адрес неправильно внесли, и я уже запуталась и не понимаю, что от меня хотят. То есть их работники допустили ошибки, а нам приходится теперь доказывать, что мы ни при чем. В суд на нас подают. ИП и ТОО оплачивают тарифы в два раза дороже, чем физические лица. Несмотря на это монополисты создают очень много проблем по разным мотивам.
Дияр Акпаров, юрист Казахстанской ассоциации предпринимателей:
— Мы ориентируем наших начинающих бизнесменов определиться, в первую очередь, с предметом деятельности. Если предприниматель не видит целостной картины, он не сможет в дальнейшем расширяться. У многих наших бизнесменов есть такая проблема: когда они получают энную сумму для развития, они расслабляются. И те расходы, которые он должен соблюдать с точностью до копейки, он расходует нецелесообразно. Практически 90% начинающих предпринимателей прогорают в первые 3 года. Это время кризисного момента, когда они должны или всплыть, или всё начинать снова.
Дома с измененным целевым назначением, это, как правило, дальние районы, где, к сожалению, инфраструктура не так развита, как в городах. В поселках и районах нецелесообразно строить объекты, соответствующие всем техническим нормам. Покупная способность меньше. Поэтому переоборудуют дома под оптово-розничную торговлю в основном.
Мы ратуем за прозрачность: если я пришел заниматься бизнесом, дайте мне полный перечень того, что я должен сделать. В этой части да, имеется проблема. Нет отдельного госоргана, который дает возможность четко понять, что ты должен сделать. По идее, эти функции должна исполнять наша местная исполнительная власть, которая выдает разрешения. Но есть и другая проблема: люди не знают, куда обращаться и какой закон применить. Предприниматель не состоится, если он не будет знать законодательства в своей сфере.
Гульнар Курбанбаева, исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области:
— В первую очередь изучите всё, что касается того бизнеса, которым вы решили заниматься. Начиная от юридических аспектов: как открывается бизнес, что нужно для этого сделать? Заканчивая своими экономическими расчетами, бизнес-планом. Не для банка, для себя. Выгодно, не выгодно? Если этого не сделаешь, потом всё заканчивается огромным количеством затрат по времени. Потому что начинается: «Ой, я этого не знал. Оказывается, там надо было получить разрешение. Мне не сказали». А никто и не должен говорить! Вы должны это знать. Потому что любая предпринимательская деятельность несет в себе риски. Вы извлекаете для себя прибыль, вкладываете собственный капитал, и как он сработает, хорошо или плохо — ваша ответственность. Главный совет для всех, кто только хочет начать заниматься бизнесом: внимательно всё изучить, проконсультироваться. Сходить в тот же санэпиднадзор, добиться консультации, именно добиться. Зайти в ЧС, узнать, что надо.
Те, кто это всё выяснил, не имеют проблем в ходе проектирования, перепланировки, строительства. Они уже всё уточнили и сравнительно быстро и легко могут всё оформлять. Во всяком случае, не возникает лишних вопросов. Те, кто этого не сделал, как правило, пытаются через знакомых. Каждый ищет своего Саке, Маке, для того чтобы пролоббировать. Даже не пытаются лично зайти в кабинеты. И что на сегодняшний день происходит в госорганах? Они пользуются отсутствием знаний у предпринимателей. И пытаются подзаработать. То есть, говорим прямо, получить взятку. Чиновник будет волокитить: «Приди завтра, это невозможно, не хватает бумажки». А на самом деле все бумажки и все процедуры уже давно прописаны! Существуют стандарты госуслуг, они все есть в Интернете, нужно только открыть и прочитать. Можно их заставить делать всё необходимое вовремя.
Как открывается бизнес — про это учебников куча выпущена. Есть бизнес-ассоциации, ресурсные центры. И я вам могу полный расклад дать, что нужно делать. Я не буду за предпринимателей ножки передвигать, но все нужные материалы они получат.
Я понимаю, что для каждого сельского района никто не прописал, как открыть частную парикмахерскую. Я даже не сомневаюсь, что, придя в отдел предпринимательства в сельском районе, люди ещё не смогут там получить квалифицированную консультацию. Там «несчастных» два человека в отделе предпринимательства работают, и никто не пытается их расширять. Загружают работой, им даже некогда своевременно читать законодательство. Не скажу, что везде несведущие. Есть активные госслужащие, которые знают всю тему. Надо просто проконсультироваться один раз в отделе предпринимательства (акимат), каждый в своем районе. Или зайдите в ассоциацию предпринимателей.
Спросите у любого из ваших предпринимателей: они готовы пойти прооперировать человека? Они ответят: «Какая операция? Я не знаю, как это делать!». А с чего они решили, что для того чтобы заниматься бизнесом, не надо получать образование? Это такая же профессия, как и любая другая, надо учиться. Не за партой сидеть, но как минимум почитать что-то, посмотреть. Сегодня же многие могут заниматься самообразованием.
Теперь возьмем для примера идеального гражданина, который остался без работы или в силу своих желаний решил заняться бизнесом. Он и книжки почитал, и консультации получил в госорганах, и бизнес-план написал. И всё у него получается, и даже с супермаркетами договорился, куда будет поставлять продукцию. Будут ли у него проблемы? Будут, говорю сразу. Потому что коррупционное безобразие, к сожалению, присутствует. Встречаются безграмотные чиновники, которые заработать хотят. Не везде такая ситуация: где-то хороший аким, и работает толковая команда: завтра получишь документы, через 5 дней, неделю. В других регионах документы будешь получать год, потому что аким сидит: «Ну не знаю, нету у нас ничего. Вопрос большой, надо выяснить». И что-то «жуют» и «жуют»! А в поселковых акиматах, вообще, туши свет! Я, как член дисциплинарного совета, честно скажу: уровень профессионализма — мама дорогая, плакать хочется. Я понимаю, что у них нет своего бюджета, но это не отменяет грамотность, ответственность и дисциплину.
Задерживают сроки? Тут же в прокуратуру. Обязывает их закон. Они несут персональную дисциплинарную ответственность за то, что делают. Обращаться в дисциплинарный совет. Их научить надо! Я не за то, чтобы их всех увольняли, их надо заставлять работать.
К сожалению, всё зависит от персоналий при получении разрешений: адекватный руководитель госоргана — нормальная адекватная команда работает. Безалаберный, безответственный, коррумпированный руководитель — точно такая же команда. Поэтому еще чему должен научиться предприниматель — защищать свои права.
Точно также берут взятки монополисты-коммунальщики. И с этим мы ничего не можем поделать, потому что всем нужны техусловия. Можно разбираться, судиться, но предприниматели отказываются. Я предлагаю: «Давай повоюем?». А он мне: «Гуля, пока ты воевать будешь, что с моим кредитом станет?».
Мы сейчас пытаемся к этой проблеме подключать акиматы, по-другому никак. Ведь коммунальщики — это частные структуры, они никого не слушают.
Ирина Тюгина, исполнительный директор Ассоциации по защите прав предпринимателей г. Астаны:
— На мой взгляд, сейчас все процедуры обозначены нормально. Конечно, придется требовать исполнения сроков, но, мне кажется, это несложно. Если честно, у нашего бизнеса присутствует юридическая безграмотность. Вместо того чтобы ознакомиться с нормативно-правовыми документами, лучше будем спрашивать у соседей, друзей, знакомых, бежать туда, куда нам подскажут. Не идут получать информацию из первоисточников, сайта официального, не делают нормальные запросы в госорганы. Так путь становится гораздо дольше, длиннее и сложнее.
Понимаю, что сроки в госорганах могут не соблюдаться. Когда мне говорят: «Они не соблюдают, или они мне это не дали». Я отвечаю: «А попробовали бы они мне не дать». Я не представляю такого госоргана, который бы мне вовремя не ответил. Я же не с пистолетом хожу. Я просто знаю законодательство и требую.
В положенный срок не ответили — от нас идет официальное письмо в прокуратуру. Параллельно можно написать в Агентство по госслужбе. Например, прошло 13-14 дней, мы предварительно звоним исполнителю и говорим: «Здравствуйте, у вас завтра заканчивается срок, не нарушайте». Как правило, ни один госслужащий не станет нас нагло игнорировать.
У нас население и бизнес в том числе считают, что кто-то за них должен что-то выбить, сделать, кому-то нужно позвонить, чтобы добился ответа. А чудес не бывает. Нужно самому знать, контролировать и требовать исполнения норм законодательства.
Поверьте, к нам даже такие обращения бывают: «Я открыл свое дело, теперь хожу и ищу, где взять денег». «А что у вас?». «Ну, я могу вот это делать или вот это». Прежде чем заниматься каким-то бизнесом, элементарно нужно понять, в чьей компетенции контроль за твоим видом деятельности. Если это детский садик, мы прекрасно понимаем, что «любимые» госорганы у нас будут СЭС, ЧС, департамент образования. Что бы я сделала? Я бы изучила их компетенции, полномочия, зашла бы на их сайт, там сейчас есть правовые акты. Вы можете обратиться письменно в госструктуру — проверьте мой объект на соответствие нормам. Они с удовольствием к вам приедут, такие инициативные проверки не несут какой-то административной ответственности.
С монополистами сегодня даже тяжелее разговаривать, чем с госорганами. Они субъекты бизнеса такие же, как и ты сам, и, как бы, на них нет влияния. Нужно знать положения, в соответствии с которыми они действуют, и требовать.
Считаю, что открывать свое предприятие в форме юридического лица без юриста и без бухгалтера — это необоснованный риск. Все разрешения, ответы, запросы, проверки — это всё юридические вопросы. Не задолжать перед бюджетом, вовремя сдать все отчетности с I квартала — это работа бухгалтера. Поэтому втроем надо начинать: тот, кто открывает бизнес, бухгалтер и юрист. Тогда меньше ошибок наделаешь на первоначальном этапе.
Построили без разрешения? А если вам потом не узаконят постройку? На частной территории, даже если это в жилом квартале, тоже могут не выдать разрешение на строительство кафе, например. Или там недостаточные коммуникации, или нет возможности, допустим, делать парковочные места. А ты уже переоборудовала всё.
Начинающие бизнесмены часто ничего не просчитывают. Даже бизнес-планов элементарных нет. Не говоря про изучение сайтов каких-то госорганов. Наш бизнес еще в зачаточном состоянии.
Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz