В «Жилстройсбербанке» не признали ни одного обвинения, которые выдвинули в своем запросе депутаты Мажилиса от фракции «Ак жол».
Напомним, что 19 июня текущего года мажилисмены заявили, что «ЖССБК» искусственно завышает стоимость жилищных кредитов, и обратились к премьер-министру и в Генеральную прокуратуру с просьбой провести антикоррупционное расследование. Сегодня «Жилстройсбербанк» дал ответ по каждому пункту обвинений в свой адрес.
1. По вопросу «низкого освоения средств», предусмотренных для кредитования участников программы «Доступное жилье — 2020» по специальным ставкам.
В соответствии с условиями программы «Доступное жилье — 2020», не каждый ее участник может получить заем за счет средств из республиканского бюджета по сниженным ставкам, а только те, кто отвечает ряду дополнительных требований программы, в части отсутствия собственного жилья, стесненных условий проживания, регистрации в населенном пункте и т.д.
В рамках программы «Доступное жилье — 2020» 18 июля 2012 года банку в виде бюджетного кредита выделено 12,2 миллиарда тенге. Средства предусмотрены для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов участникам программы в пропорции 1:1 с собственными деньгами банка. При этом определено, что ставки вознаграждения не должны превышать 9% годовых в тенге по предварительным жилищным займам и 8% годовых в тенге по промежуточным жилищным займам.
Фактически для данных участников программы банком установлены ставки ниже предельных, а именно: 8% годовых по предварительным жилищным займам, 6,5-7% годовых по промежуточным жилищным займам.
Освоение бюджетного кредита осуществляется по мере обращения граждан, отвечающих всем требованиям программы. Освоение полученных средств бюджетного кредита по состоянию на 1 июня 2013 года составило 0,99 миллиарда тенге, или 8,1%, что с учетом собственных средств банка в пропорции 1:1 обеспечило выдачу предварительных, промежуточных жилищных займов по сниженным ставкам в размере 1,98 миллиарда тенге, или 52% от общего объема предварительных и промежуточных жилищных займов, выданных в рамках программы на выкуп построенного жилья. То есть чуть более половины всех выданных в рамках программы предварительных и промежуточных жилищных займов приходилось на займы, выданные по сниженным ставкам.
По состоянию на 1 июня 2013 года предоставлено займов на выкуп 2172 квартир, в том числе за счет жилищных займов, накопленных сбережений и собственных средств участников программы — 73%, за счет предварительных жилищных займов — 12%, за счет промежуточных жилищных займов — 15%. Как видно из цифр, большая часть выкупа жилья приходится в настоящее время на тех участников программы, которые уже длительное время осуществляли накопления в системе жилстройсбережений и вправе получить жилищные займы банка по ставкам от 3,5 до 5% годовых в тенге.
Доля же предварительных и промежуточных жилищных займов сравнительно низка, что и оказывает, в том числе, влияние на выдачу предварительных и промежуточных займов по сниженным ставкам.
Банк ответственно заявляет, что средства, выделенные из республиканского бюджета в рамках программы, используются строго по назначению и в рамках требований, установленных программой, постановлениями правительства и условиями бюджетного кредита.
2. По вопросу «намеренного непроведения» разъяснительных мероприятий по информированию населения о снижении ставок в рамках программы «Доступное жилье — 2020».
Программа «Доступное жилье — 2020» была утверждена 21 июня 2012 года и вступила в действие с 1 июля 2012 года.
18 июля 2012 года в банк поступили средства бюджетного кредита для кредитования граждан, отвечающих условиям программы.
Банком уже 12 июля 2012 года была направлена информация своим филиалам о начале работы с клиентами по программе с указанием о применении специальных ставок в рамках программы «Доступное жилье — 2020» с 21 июля 2012 года.
В дальнейшем неоднократно филиалам банка со стороны ЦА направлялись письма с разъяснениями относительно применения сниженных ставок при кредитовании участников программы.
В 2012 году, указывает пресс-служба банка, были организованы пресс-конференции во всех областных центрах и городах Алматы и Астана, а также дни открытых дверей для разъяснения условий программы.
Таким образом, банк предпринял меры для оперативного информирования населения об условиях программы «Доступное жилье — 2020».
В период с июля 2012 года по 1 июня 2013 года банком обеспечено 189 публикаций разъяснительных статей в республиканских и региональных СМИ об условиях программы «Доступное жилье — 2020», в том числе 122 публикации непосредственно с указанием специальных ставок кредитования в рамках программы.
За период реализации программы осуществлено 2883 презентации на предприятиях республики. Сеть внештатных агентов банка была дополнительно обучена, проводила и проводит разъяснительную работу по программе среди населения.
Подробная информация по программе «Доступное жилье — 2020» также размещена на корпоративном сайте банка и регулярно обновляется.
Не ограничиваясь запланированными расходами на разъяснительные материалы, банк ведет работу по размещению материалов в СМИ на бесплатной основе.
На основании изложенного, выводы о непроведении банком разъяснительных мероприятий по программе «Доступное жилье — 2020», об условиях предоставления специальных ставок при кредитовании граждан с использованием кредитных средств из республиканского бюджета считаем необоснованными.
3. По вопросу письма-предписания всем филиалам банка «об утаивании от граждан информации о возможности получения кредитов по сниженным ставкам».
В отношении «копии официального письма от 04.03.2012 г. с указанием об утаивании от граждан информации о возможности получения кредитов по сниженным ставкам», банк предполагает подделку данного письма по следующим основаниям.
1) В запросе представители партии «Ак жол» ссылаются на письмо-предписание Центрального аппарата банка (далее — ЦА банка) в свои филиалы от 4 марта 2012 года, тогда как программа «Доступное жильё — 2020» была утверждена 21 июня 2012 года постановлением правительства РК №821.
За 3 (три) месяца до утверждения программы «Доступное жилье — 2020» ЦА банка не мог давать никаких указаний филиалам по реализации программы.
2) Как уже было указано выше, ЦА банка направлялись письма в филиалы, разъяснения и указания в которых прямо противоположны информации, озвученной в запросе представителей партии «Ак жол».
3) Изучение копии письма, на основании которой представители партии «Ак жол» делают выводы о деятельности банка, показало:
- отсутствие оригинала письма;
- отсутствие исходящего номера письма и регистрационного номера фирменного бланка банка;
- указанная в депутатском запросе дата подписи письма — 04.03.2012 г. является выходным днем — воскресеньем, в этот день никаких писем не отправлялось, что также подтверждается проверкой номенклатурных дел банка, системы электронного документооборота банка за указанную дату, а также за весь 2012 год и первые 5 месяцев 2013 года.
По факту подделки письма банком подано заявление в ДВД г. Алматы.
4. По вопросу «утаивания средств для возможности использования руководством банка для более высоких процентов, получения незаконной прибыли за счет как граждан, так и государства».
Официально заявляем о полном соответствии условий размещения и хранения средств, полученных из государственного бюджета, требованиям кредитных договоров, соответствующих постановлений правительства, самой программы.
Банк участвует в реализации государственных и отраслевых программ с 2005 года. За весь период работы все проверки, связанные с реализацией данных программ, показали полное соответствие действий банка условиям получения средств из республиканского бюджета.
5. По вопросу увеличения количества расторгнутых договоров о жилстройсбережениях.
За весь период деятельности банка было расторгнуто 59411 договоров о жилстройсбережениях, что составляет 14% от общего количества заключенных договоров по состоянию на 01 июня 2013 года.
Доля расторжения договоров о жилстройсбережениях в год (от количества заключенных договоров на конец каждого года) за весь период деятельности составляет 3,6%.
За последние 2 года средняя доля расторгнутых договоров о жилстройсбережениях за квартал не превышала 1% от количества заключенных договоров на конец каждого квартала.
Значительных отклонений в текущем году по количеству расторгаемых договоров о жилстройсбережениях не наблюдается. За 1 квартал 2013 года доля расторгнутых договоров в квартал также составляет 0,9% от количества действующих договоров на конец квартала.
Кроме того, расторжение договоров не отражается на среднем проценте прироста новых договоров о жилстройсбережениях. Так, с 2007 года средний ежегодный прирост новых договоров составляет 43%, при этом, за минусом расторгнутых договоров о жилстройсбережениях, средний прирост заключения новых договоров также составляет 43%.
6. По вопросу «получения руководством банка дивидендов по итогам 2012 года».
Единственным акционером банка является государство в лице Комитета государственно имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, соответственно, единственным получателем дивидендов банка является государство в виде перечислений в республиканский бюджет.
Руководство банка к получению дивидендов не имеет никакого отношения.
В текущем году по итогам 2012 года в республиканский бюджет будут перечислены дивиденды в размере 715 миллионов тенге, что также является дополнительным показателем эффективности управления банком с участием государства в капитале.
Исполнение банком требований законодательства РК в этой части в установленном порядке контролируется регулирующим органом — Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка РК.
Официально заявляем, что оплата труда руководящих работников банка производится только в размерах и порядке, определенных нормативными документами банка, с учетом требований законодательства Республики Казахстан.
7. По вопросу приобретения «по несколько квартир руководством банка на льготных условиях».
Банк официально заявляет, что льготные условия, льготная очередность по отношению к работникам банка — участникам программы «Доступное жилье — 2020» не применялись. Факты превышения должностных полномочий, выкупа более одной квартиры на 1 сотрудника либо на семью сотрудника банка отсутствовали.
Система расчета баллов, процедуры отбора участников программы, распределения жилья утверждены советом директоров Банка от 04 июля 2012 года №135, полностью соответствуют требованиям программы «Доступное жилье — 2020» и размещены на сайте банка (www.hcsbk.kz - раздел «Покупка строящегося жилья») для публичного ознакомления.
Результаты рассмотрения документов участников программы, расчета баллов, включения в пулы размещаются на сайте банка в установленном порядке. Каждый участник программы имеет возможность по индивидуально присвоенному коду отслеживать результат рассмотрения своей заявки на участие в жилищном пуле.
Для населения, состоящего в очереди в местных исполнительных органах (МИО) на улучшение жилищных условий, в программе предусмотрено отдельное направление «Для очередников МИО», основным оператором которого являются местные исполнительные органы. Очередники МИО также вправе участвовать в пулах на выкуп жилья, реализуемого через систему жилстройсбережений, на общих основаниях.
В связи с этим заявления об игнорировании официальной очереди граждан, ведущейся департаментом жилья в г. Алматы, являются несостоятельными.
8. По вопросу «неоправданных расходов банка за государственный счет по приобретению основных средств и иных расходов».
Банку неизвестны факты проверки обоснованности расходов уполномоченными на то органами. У банка никем не запрашивались какие-либо документы, необходимые для проверки.
В связи с чем нам неизвестно, кем и на основании чего сделаны выводы о необоснованных расходах, о чем указано в депутатском запросе.
Необходимо отметить, что при формировании и утверждении планов развития банк руководствуется нормами законодательства Республики Казахстан, обеспечивает его представление и согласование с компетентными и уполномоченными органами в предусмотренном законодательством порядке. Банк учитывает нормативы расходов в соответствии с требованиями уполномоченных органов и внутренними документами банка.
Все перечисленные в депутатском запросе расходы произведены в соответствии с вышеуказанными документами, а также с соблюдением норм законодательства РК о государственных закупках.
Относительно приобретения автоматизированного программного обеспечения банка CRM-системы сообщаем следующее.
В соответствии с планом развития банка внедрение CRM-системы планировалось в 2 этапа. Первый этап начат в 2012 году и завершается в августе 2013 года, второй этап для внедрения других дополнительных модулей начинается в 2013 году и заканчивается в марте 2014 года.
То есть по второму этапу предполагается не «доработка системы», а увеличение функциональности системы.
Указанные в депутатском запросе «сбои» и «проблемы» с карточками клиентов и, соответственно, как утверждается, «выплата премии государства до 7 раз по одному счету» никак не связаны с CRM-системой, поскольку эти функции выполняются совершенно другой главной автоматизированной информационной системой (далее — АИС) банка.
Проблема частичного дублирования внутренних карточек клиентов была своевременно обнаружена самим банком и оперативно устранена.
Это не повлияло на расчет и выплату премии государства клиентам, так как карточки клиентов в АИС Банка не связаны с признаками начисления премии государства.
Выплата премии государства по двум и более счетам клиента исключается, так как в банке реализованы три уровня автоматизированного и документарного контроля.
Кроме того, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета регулярно осуществляет проверку правомерности зачисления премии государства на счета участников системы жилстройсбережений, и по результатам предыдущих проверок не было выявлено нарушений по зачислению премии государства вкладчикам Банка.
Информационная служба www.kn.kz