Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Архитектура Астаны: споры за и против

Город, где смешался Восток и Запад. Сегодня так говорят о столице Казахстана. Кто-то называет Астану новым чудом света, другие заявляют о ее эклектичной архитектуре. Как воспринимают облик города сами астанинцы, попытался узнать контакт-центр «Асар».

Лидеры и аутсайдеры 

Опрос 600 астанинцев показал, что в фаворитах горожан находятся такие здания, как жилой комплекс «Триумф Астаны», торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», монумент «Байтерек», жилой комплекс «Северное сияние».

Часть респондентов отметила, что им нравится всё, что создано и построено в Астане. Но в списке лидеров не оказалось Дворца мира и согласия, который по форме напоминает пирамиду. Напомним, что автором выступил архитектор с мировым именем Норман Фостер. Он же проектировал и здание торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр».

Кроме плюсов респонденты отмечали и минусы в архитектуре Астаны. Так, 210 горожан и гостей города заявили, что облик Астаны портят старые здания и двухэтажные жилые дома, построенные в советское время.

Символом Астаны 433 человека из 600 опрошенных считают монумент «Байтерек» — одну из основных достопримечательностей Астаны. Кроме него, «визитной карточкой» столицы назвали ЖК «Триумф Астаны», резиденцию президента Казахстана «Акорда» и ТРЦ «Хан Шатыр». Его, кстати, часть респондентов отметила, как лучшее здание, построенное в городе в последнее время.

На вопрос специалистов контакт-центра «Асар» «Какое здание еще нужно городу?», 195 человек заявили, что в Астане надо бы построить детский центр, 55 респондентов сказали, что не хватает развлекательных комплексов, а 45 — жилых домов. Некоторые из опрошенных считают, что столице не хватает спортивных учреждений и музеев.

Экскурсовод Кулянда Ахметова отмечает, что туристам очень нравятся здания, построенные в стиле хай-тек. По ее словам, своей необычностью привлекает внимание людей Дворец мира и согласия в форме пирамиды, здание дворца творчества «Шабыт» в форме конского копыта и крупные мечети города, такие как «Нур Астана» и «Хазрет Султан».

— Наш глаз привыкает к этой архитектуре, а иностранцы приезжают и говорят, что ваш город, как музей. Левый берег — это просто сказка, восхищаются они. Нам нужно закрыть глаза и снова посмотреть на всё по-другому, — считает Кулянда Ахметова.

По ее мнению, Астане не хватает скверов в старой части города, где люди могли бы отдыхать и заниматься спортом.

— Сегодня в столице насчитывается более 65 скверов, но в некоторых районах старого города их нет, а люди дышат пылью. Хотелось бы, чтобы архитекторы обратили на это внимание. Если в центре практически нет пыли, он продувается прекрасно, то на правобережье очень пыльные районы, а это сказывается на здоровье населения. Нет велосипедных дорожек, — говорит Кулянда Ахметова.

«Рядовые объекты»

Аманжол Чиканаев, заслуженный архитектор Казахстана и заместитель директора Казахского научно-исследовательского и проектного института строительства и архитектуры, говорит, что предпочтения профессионалов и горожан по определенным объектам разнятся. Лидеры опроса, с точки зрения архитектуры, не всегда идеальны в своем исполнении.

— Естественно, я выделил бы «Хан Шатыр». Второе место поставил бы «Пирамиде». К тому и другому объекту у меня есть свои профессиональные претензии, я высказывал их автору Норману Фостеру. Сначала он воспринял это болезненно, но потом вынужден был согласиться: «Да, мы спешили, торопились, поэтому не всё удалось за такие короткие сроки и так далее». Остальные объекты — рядовые, и о них даже не стоит говорить. Если говорить о «Зажигалке», можно отметить, что впервые в Казахстане на этом примере остеклили фасад, а в другом отношении он «перепевает» то, что уже есть в Дубае, — говорит архитектор.

По его мнению, монумент «Байтерек», который большинство опрошенных горожан считают символом Астаны, не совсем соответствует своему статусу.

— С точки зрения мифологической основы «Байтерек» мог бы быть символом, но архитектурное, образное решение выше ремесленного не поднимается. Не зря его в народе называют «Кубок УЕФА» и так далее. Образа нет. Его, конечно, можно было с точки зрения архитектуры уникально решить, но не получилось, — считает Аманжол Чиканаев.

На вопрос о том, что нужно Астане, архитектор ответил, что в городе не хватает планетария. При наличии двух дворцов школьников, по его словам, было бы хорошо, если в каждом районе были бы центры, где могли заниматься дети, и им не приходилось бы ездить в другой конец города для посещения секций.

«Все ждут необычайных решений»


Иную позицию занимает заслуженный архитектор Казахстана Серик Рустамбеков. Он говорит, что людям нравятся необычные здания, которые отличаются какой-то новизной и не похожи на то, к чему они привыкли. Например, в Астане одним из таких является торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», Дворец мира и согласия в форме пирамиды и монумент «Байтерек».

— Это вполне объяснимо. Когда говорят, что Астана — город XXI века, речь идет именно о таких зданиях, которые отличаются от других и создают лицо города. Астана — новый город и поэтому все ждут каких-то новых необычных решений, необычного силуэта, необычной композиции, — говорит Серик Рустамбеков.

По его словам, сейчас модно строить здания в классическом стиле, но это «признаки прошедшей эпохи и прошедших архитектурных стилей». Когда подобные архитектурные идеи и решения повторяются во многих городах Казахстана и похожи друг на друга, они не остаются в памяти у людей.

— Неслучайно самыми знаменитыми архитекторами становятся только те, которые сумели создать необычные формы, причем не только абстрактные, потому что архитектура все-таки не скульптура, архитектура — это здания, сооружения, предназначенные для определенных функциональных целей. Будь то школа, концертный или торговый зал и даже жилье. Но, если при этом сохраняется функциональность здания, обеспечивая его удобство, например, проживания, работы. При этом, если автор умеет создать необычную оболочку, а если еще с использованием современных технологий, то это, конечно, только приветствуется, — говорит Серик Рустамбеков.

Объясняя, почему многим в Астане так нравится здание торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр», архитектор отмечает, что его автор Норман Фостер придал ему необычную форму, немного наклонив его. Это и создает перед теми, кто его видит, определенную новизну. Из-за этого наклона с разных сторон у здания появляется неожиданный ракурс, и поэтому оно выглядит интересным и привлекательным в архитектуре Астаны. На раскрытие архитектурного объекта влияет и среда, где тот расположен. По мнению архитектора, здание должно находиться на своем месте и соответствовать своему объему, цвету, окружению. По этой причине объект может оказаться для какого-то определенного пространства слишком маленьким или слишком большим, что может вызвать диссонанс с окружающей застройкой и создаст какую-то неудовлетворенность у тех, кто его видит.

— Обычный человек может не понять, в чем здесь дело, но у него будет какое-то чувство отторжения, недовольства, а когда всё в гармонии, взаимоувязано по массе, по фактуре, и все это соответствует пространству, месту, тогда возникает чувство гармонии и всем начинает нравиться, — говорит заслуженный архитектор Казахстана.

Сам он выступает за поиск новых композиционных и новаторских решений. В том числе с подчеркиванием какого-то национального, оригинального колорита.

По информации администрации Астаны, архитектура города в перспективе пополнится новыми знаковыми объектами: театр оперы и балета, библиотека и фонд первого президента, национальный университет обороны, крытый город, многофункциональный комплекс «Абу-Даби Плаза», гостиницы «Хилтон», «Мэриот», «Ритц-Карлтон» и «Фор Сизонс», также дворец единоборств на пять тысяч мест и ледовый дворец.

Мнения жителей

Светлана Каныгина, жительница Астаны:

— Два года назад я приехала работать в Астану из Омска. Знакомство с городом началось с экскурсии. Нас всех посадили на автобус и повезли показывать достопримечательности. С самого начала мне понравилась «Пирамида», мое любимое место. Мне нравится, что она находится на открытой местности, сделана из стекла и металла, которые дают какую-то легкость. Мне очень нравится, что присутствуют четкие грани. И в плане культурном, там внутри очень маленькие залы, уютные. Вообще весь левый берег Астаны гармоничный, и всё находится на своем месте, так как всё здесь новое, индустриальное и очень быстро развивающееся. Но вот на правом берегу города, где в основном находятся типовые строения советских времен, новые современные здания не вписываются в существующий ансамбль. Когда здесь среди панельных домов возводят какую-то шикарную высотку с блестящими окнами — это смотрится немного странно.

Лично для меня символ Астаны — это «Пирамида». «Байтерек»… да, интересное строение, но оно больше связано с мифологией.

Гульнара Омарова, жительница Астаны:

— Я думаю, что «Байтерек» и «Хан Шатыр» — это символы города. Тем более там находится торговый центр, есть различные развлечения для детей и взрослых. Это своего рода центр досуга. Мне лично нравятся очень многие здания в Астане. Раньше я скептически относилась к нашей архитектуре. Думала, всё слишком разное, нет единого стиля. Но, побывав в разных странах, и особенно в развитых странах Азии, поняла, что наша Астана очень красивая и здания тоже красивые и, в принципе, смотрятся гармонично. Всё познается в сравнении. Я даже находила сходства со зданиями в других странах. Например, архитектура в Малайзии похожа на нашу. Другой вопрос в том, какое качество скрывается за внешним красивым фасадом.

Но есть и минусы. Так, Дом министерств внешне выглядит как муравейник. Особенно в сравнении со зданиями отдельных министерств, таких как МИД и Минобороны. Но с другой стороны, это очень удобно, что все министерства находятся в одном месте. А «Зажигалка» и «Пирамида», по-моему, незаслуженно оказались в аутсайдерах. Может, потому, что это не места массового скопления людей. Хотя в «Пирамиде» проходят выставки и так далее, но, может, они не так популярны.

Символом Астаны я, как и многие, считаю «Байтерек», потому что это красивое и необычное строение. При всем многообразии различных объектов в Астане, думаю, что в городе не хватает музея, в котором будет собрана вся история Казахстана, каких-нибудь научных музеев, необычных. Хотелось бы побольше исторических памятников.

Архитектор Лейла Рахимжанова:

— В числе любимых астанинцами зданий значатся «Хан Шатыр» и «Триумф Астаны». Как Вы думаете, с чем это связано? Какие здания в Астане нравятся Вам?

— Вызвало огромное сожаление, что наибольшее количество голосов получило здание «Триумф Астаны». К сожалению, это связано с отсутствием вкуса и знаний в архитектуре. «Триумф Астаны» — одно из самых смешных сооружений в городе, которое у меня вызывает огромное недоумение. Зачем нужно копировать Москву, словно не можем придумать ничего нового, даже несмотря на то, что она построена под влиянием шатровой архитектуры наших предков? Вообще ничего не следует копировать!

Находясь на Западе, особенно видно и сильно удивляешься повтору их архитектуры в Астане, а должен быть свой региональный стиль, который имеет богатую историю, но архитекторы ее совершенно не изучают, откуда же ей появиться? Зачем туристу ехать так далеко, когда он может увидеть оригиналы этих зданий в лучшем исполнении у себя на родине. «Хан Шатыр» намного интереснее и вписывается в наше традиционное наследие, но он был бы хорош, если бы его кровля была бы действительно прозрачной, как обещалось, а в таком виде он смотрится невыигрышно, словно перевернутый колокол из чугуна. Внутреннее пространство организовано для людей — в этом плане это хорошее место для досуга астанинцев, где они могут укрыться от сильных ветров.

Аналогичный «Хан Шатыру» проект уже предлагался для строительства в Нью-Йорке на месте взорванного торгового центра, с той лишь разницей, что там шпиль высоко поднят. Не знаю, наш «Хан Шатыр» является ли плагиатом или просто был «сброшен» нам, потому что там не был принят. Но нам не следует подбирать чей-то «мусор», когда мы сами имеем более оригинальные и умные идеи. Однако наши градоначальники и устроители конкурсов не видят этих идей, потому что их сознание  зашоренно личностными интересами, а потому в столице много архитектурно-градостроительных ошибок.

— Дом министерств, «Зажигалка», «Пирамида» значатся в списке аутсайдеров. Как Вы охарактеризовали бы архитектуру этих объектов?

— Главная ошибка в застройке Астаны в том, что она не учитывает экстремальных факторов внешней среды, а это уже серьезная безграмотность, надо изучать градостроительное наследие степной архитектуры, тогда станет понятно, как надо было проектировать для Астаны. Я как-то выставляла на конкурс застройки жилого квартала в столице свой проект «Мегакластер Отрар XXI века», где решались все необходимые для Астаны задачи, но мой проект был задвинут в другой отдел, совсем не по теме.

Названные объекты неслучайно попали в число аутсайдеров с оценки фасадных качеств, в то время как в этих объектах имеются и серьезные профессиональные ошибки. Дом министерств — слишком протяженный, а потому вместо погашения сильных ветров он их сам формирует, пирамида дает позитивную энергию только вовнутрь, а во внешнюю среду — отрицательную энергию, потому там пустынно, нет людей. Центр у Астаны вообще не получился, потому что не было сделано грамотного функционального зонирования с учетом миграционных потоков населения. Отдельно поставленные здания всегда распадаются, потому что нет главного связующего элемента городской среды. Все эти вопросы хорошо организованы в моем вышеназванном проекте.

— Символом Астаны многие считают «Байтерек». Как, по-Вашему, он соответствует этому статусу? Если нет, то каким он должен быть, символ столицы Казахстана?

— Я тоже считаю символом Астаны «Байтерек». Это — красивое, стройное здание, когда мы смотрим на открытки, но когда приезжаем в Астану, то видим всего-навсего «водонапорную башню для села», так как в ней нарушены пропорции, она должна быть наполовину выше. Видимо, кто-то и на этом объекте сэкономил в свою личную казну, так же как и в других объектах, в ущерб самой архитектуре. Нет настоящих патриотических чувств у тех, кто строит Астану!

— Почти треть участников опроса среди нужных городу зданий назвали детские центры. Как Вы прокомментировали бы этот результат, и какие здания на Ваш взгляд нужны Астане?

— Да, детские центры и места досуга для населения просто необходимы в Астане. Дети — наше будущее, и их воспитанию нужно придавать особое значение. Они должны развиваться, познавать мир, проявлять свои таланты, обучаться творчеству, будущим профессиям и уметь строить социальное общество играючи. Детям у нас уделяется мало внимания, за пределами больших городов они вообще играют на ржавом оборудовании советских времен — а это означает наше ржавое будущее! Надо менять отношение к детям и молодежи, они у нас талантливые, но не достает заботливой государственной руки!

Есть в Астане привлекательные здания. Моим фаворитом является концертный зал итальянского архитектора Манфреди Николетти — это метафора цветка, распускающегося в суровой степи. Но он с точки зрения градостроительства «посажен» неверно, а главное плитка использована не по проекту. Этот цветок должен быть белого цвета, тогда бы он «звенел» в нашей степи так же, как и в проекте!

Какое здание вы считаете символом Астаны?

Здание Кол-во голосов
«Байтерек» 433
«Триумф Астаны» 46
«Ак Орда» 45
«Хан Шатыр» 29
Затрудняюсь ответить 19
Дворец правительства 13
«КазМунайГаз» 11
«Пирамида» 6

 Какое из зданий столицы вы можете выделить?

Здание Кол-во голосов
«Хан Шатыр» 162
Театр оперы и балета 61
Дворец школьников 41
«Триумф Астаны» 24
«Пирамида» 21
ЖК «Французкий квартал»
15
«Астана арена» 11
Концертный зал «Казахстан» 11

 По вашему мнению какие здания нужны городу?

Здание Кол-во голосов
Детский центр 195
Театр оперы и балета 61
Развлекательный центр 55
Жилые дома 45
Спортивный комплекс 36
Музеи 32
Больницы 23
Театры 19

По данным опроса 600 астанинцев, проведенного совместно с контакт-центром «Асар»

Информационная служба www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи