Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Бизнес вне плана

Многие предприниматели Караганды в скором времени лишатся своего бизнеса, благодаря разработанному Плану детальной планировки (ПДП) города. Он был утвержден в 2012 году, и часть участков теперь не входит в зоны коммерческого использования.

Представьте, что в 2000 году вы построили кафе. Всё оформили официально, зарегистрировались в налоговой, юстиции, каждый день обслуживаете клиентов, устраняете нарушения, на которые вам указывают госорганы. В общем, изо всех сил стараетесь слыть законопослушным бизнесменом. Но вдруг узнаёте, что ваш объект, оказывается, находится на территории общего пользования, и его расположение незаконно. Всё потому, что в прошлом году появился ПДП, и ваш земельный участок, по решению городских властей, попал на земли, которые запрещено продавать или сдавать в аренду.

Почему в таком случае вам раньше разрешили строить кафе? Потому что раньше ПДП не было. И что теперь делать, ведь кафе — это не палатка, на новое место не перенесёшь. А это уже ваши личные проблемы. Сколько на сегодняшний день таких предпринимателей в Караганде, которые «попадают», не попав в ПДП, никто не знает. Представители общественности говорят, что счёт может идти на сотни или тысячи. Отсудить землю пытаются даже тогда, когда она находится в частной собственности, не говоря уже о тех, кто землю арендует. Такая ситуация сложилась не только в шахтёрской столице, но и во всей области.

Размещение мини-маркета на данной территории не предусмотрено

Казахстанская ассоциация предпринимателей организовала круглый стол, куда пригласили представителей городских и районных акиматов, прокуратуры Караганды и пострадавших предпринимателей. У последних ситуация прямо-таки патовая, у некоторых — абсурдная.

История мини-маркета

Предпринимательница Раиса Яйлиди владеет мини-марке-том на проспекте Нуркена Абдирова. Её заведение работает уже около 12 лет. В 2015 году истекает срок аренды земельного участка, где располагается магазинчик. В начале прошлого года женщина подала заявление в акимат с просьбой предоставить землю размером 0,02 га в частную собственность. Земельная комиссия выдала положительное заключение. Правда, Раиса Яйлиди никак не могла получить документы на руки:

— Девять месяцев не могла их вообще найти: спрашиваю в акимате — мне в кадастровый, кадастровый — в земельный, земельный — в акимат. Круговорот воды в природе!

Спустя 9 месяцев поисков предпринимательница полу-чает-таки постановление, но уже новое: в передаче земли в частную собственность — отказать. То есть еще в сентябре 2012 года было положительное решение, а уже в декабре — отрицательное. Она обратилась с жалобой в прокуратуру. Надзорный орган сначала вынес протест на действия акимата, когда его отклонили, подал иск в экономический суд об отмене постановления. Но суд встал на сторону городских властей.

Начальник ГУ «Отдел земельных отношений города Караганды» Ернар Дарибаев пояснил ситуацию следующим образом:

— Ей было отказано на основании статьи 109 земельного кодекса: все земли городов используются согласно генплану и проектам застроек. То есть согласно проекту детальной планировки «Новый город», размещение данного объекта не предусмотрено. Кроме того, госпожа Яйлиди ненадлежащим образом исполняет обязанности, возложенные на нее в соответствии с земельным кодексом и договором об аренде. На момент обращения г-жи Яйлиди территория находилась в антисанитарном состоянии.

Ситуация с антисанитарией вообще загадочная. Отдел земельных отношений ссылается на акт осмотра территории. Возле магазина зимой обнаружили то ли неубранный снег, то ли мусор. Но о существовании этого акта хозяйка мини-маркета даже не подозревала.

— Говорите, была антисанитария, где акты? — возмущалась Раиса Яйлиди. — Я там стою уже много лет, ни одного акта у меня не было, ни одного! У меня магазин работает круглые сутки, даже если бы они проверяли в 5 утра или 12 ночи, магазин был бы открыт. Пожалуйста, акт должен подписать или продавец, или я. Нет там моей подписи. И при чем здесь антисанитария и продажа участка?

Женщина говорит, что за все годы работы ее неоднократно проверяли представители санитарно-эпиде-миологического контроля, и всё было нормально. Акиматовский акт появился, как платок из кармана фокусника. 

Оказалось, что документ подписывал сам руководитель земельных отношений, который в то время ещё был заведующим сектором по правовой работе.

— А данные материалы, по установлению антисанитарных условий, направлялись в органы санэпидемстанции? — задала вопрос помощник прокурора Караганды Аида Канатова. — Должен был ставиться вопрос о привлечении Яйлиди к административной ответственности.

— Нет, не направлялся, — ответил Ернар Дарибаев. — Как бы, это не входит в нашу компетенцию, направлять в какие-либо санитарные органы.

— Если входит в вашу компетенцию составлять данные акты, почему не входит тогда привлечение виновного лица к ответственности?— не унималась прокурор. — Я непосредственно участвовала в судебном заседании, ваш представитель сказал, что в тот день им было проверено около 15 объектов и были внесены предписания. На Яйлиди был просто составлен этот акт.

То есть получается, что предпринимателя проверили, составили документ о нарушении, но ему ничего не сказали. Документ послужил дополнительным основанием для отказа в передаче земли в частную собственность (главный довод — ПДП). На все укоры собравшихся в необоснованности отказа руководитель отдела земельных отношений отвечал одной фразой:

— В данном случае все эти факты установлены судом и, мне кажется, они уже обсуждению не подлежат. Наши действия были признаны законными.

История «Каравана»

Это еще один мини-маркет вместе с летним кафе, который находится на Юго-Востоке. Елеусиз Баймагамбетов говорит, что в 2000 году строил его своими руками, для чего взял 5 кредитов. По словам предпринимателя, городские власти просили благоустроить и обстановку, которая находится рядом. Участок он оформил в длительное землепользование. Выполнял все требования: например однажды его заставили убрать электрический столб, а кабель он проложил под землей.

— С прошлого года акимат дважды подавал в суд, чтобы признать все документы недействительными. Однако они не добились своего. Потому что я всё делал по документам. Земля остается под капитальным сооружением, я имею полное право перевести его в частную собственность.

Этим летом у Елеусиза Баймагамбетова заканчивается срок аренды на земельный участок под летним кафе. Как рассказал предприниматель, в акимате ему дали понять, что лучше уйти с земли по-хорошему, аренду ему всё равно продлевать не будут.

— Они предлагают взять землю в другом месте. Но, извините, я не пацан, чтобы всё «с нуля» начинать. Мне 55 лет, и мне кредит сейчас никто не даст, у меня нет сил, чтобы строить новый объект. Все ссылаются на Генплан и ПДП. В 2000 году, когда я сдал этот объект в эксплуатацию, этого понятия вообще не было! Закон обратной силы не имеет. В то время, чтобы подписать акт сверки, его утверждали 12 организаций и аким города! В то время, значит, было законно, в этом году — незаконно.

В ответ на свои возмущения Елеусиз Баймагамбетов услышал те же доводы: объект расположен на землях общего пользования, и, в соответствии с законодательством, на них не допускается предоставление участка в частную собственность. Можно попытаться продлить аренду. Дать или не дать — будет решать акимат. Тоже может отказать по разным причинам: например, антисанитария. 

Этот вопрос мучает всех предпринимателей: по какой логике составляется План детальной планировки, и почему многие владельцы объектов ничего о нем не знают? Почему уже имеющиеся строения, те же кафе, магазины (в акиматах есть информация об их расположении), вдруг в этот план не попадают? Положена ли компенсация тем, кого «выкинут» с территорий, ставших запретными? И сколько появится безработных среди наемных работников, которые трудятся в таких кафе и магазинах?

— А сейчас земля, на которой была построена новая большая мечеть, там тоже очень много предпринимателей, с ними как? — спросила представитель городской прокуратуры. 

— ПДП нарушает конституцию, право собственности. Это своеобразный документ, который позволяет фактически отобрать земельный участок. То есть вы говорите, что ваши градостроительные документы выше конституции, — высказался юрист Казахстанской ассоциации предпринимателей Диар Акпаров.

Планы детальной планировки города утверждены по районам Юго-Восток и Новый город. Ознакомиться с ними можно на сайте акимата Караганды. В стадии разработки находятся ПДП Майкудука и Северной промзоны. И хотя этих планов ещё нет, проблемы с ним уже появились.

Предприниматель Сергей Дьяченко в прошлом году купил в Майкудуке магазин вместе с летним кафе. Земля под магазином находится в собственности ИП, а вот участок под летнее кафе — в аренде. Сергей Дьяченко решил, что выкупит землю, кафе закроет и за счет его территории расширит свой магазин. Но в покупке земли ему тоже отказали. Причина — ПДП для Майкудука ещё не готов. То есть в акимате не знают, можно будет этот участок продавать или нет. Но предприниматель согласился купить магазин как раз с прицелом укрупниться за счет участка под кафе. Теперь строиться нет смысла. 

Примирить спорящие стороны пытался руководитель отдела предпринимательства Ерикбек Атаганов. Он сообщил, что аким города в будущем предложил делать презентацию новых ПДП. Приглашать на нее бизнесменов, чтобы учесть и их интересы. А по поводу уже утвержденных планов, призвал «бить во все колокола», потому что неизвестно, сколько ещё появится предпринимателей с историями, похожими на случаи с Яйлиди или Баймагамбетовым.

Директор Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин пообещал, что от имени организации будет подан иск в экономический суд на изменение утвержденных ПДП.

Комментарий

«Почти в каждом городе можно найти примеры с арендой, когда не продлевают договоры предпринимателям», — говорит вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Тимур Назханов.

Как правило, считает он, изъятие земли происходит после смены руководства города или области.

— То есть приоритеты меняются, иногда в противоположную сторону. Чиновник имеет законное право не продлевать договор аренды. Если так, значит предприниматель должен уходить оттуда. А как он будет уходить, если он построил объект на свои деньги? Он же не у акимата их брал.

Один из самых громких случаев произошел около 3 лет назад в городе Уральске. После смены акима города одному из предпринимателей не стали продлевать договор об аренде участка в парке, где находилось его кафе.

— Было распоряжение закрыть заведение и снести его, — рассказывает Тимур Назханов. — Предприниматель отказался. По указанию городских властей начался принудительный снос. Владелец попытался оказать сопротивление, его посадили. Он, по-моему, где-то полгода сидел. То есть ему доказали, что он всегда будет неправ в споре с городской властью.

Конечно, главы населенных пунктов по своим должностным обязанностям призваны заниматься благоустройством городов и поселков. Некоторые ларьки и забегаловки действительно портят внешний вид улиц и создают неудобство жителям. Но получается, что мелкий предприниматель не может быть ни в чем уверен: сегодня ему разрешили строиться, а через несколько лет окажется, что решение было неправильным. Но виноват не чиновник, выдавший разрешение, а бизнесмен.

Тимур Назханов считает, что проблема кроется в отсутствии Генпланов и ПДП во многих городах республики:

— При Тасмагамбетове (когда он был акимом Алматы. — Авт.) началась очень большая работа, и говорили, что будет Генеральный план, зональное разделение. Я сам активно участвовал в этих обсуждениях. Потом это как-то все тихо-мирно «умерло», и до сих пор не знаем, какой у нас Генеральный план, где что строится или будет строиться. Поэтому и происходит вся «чехарда» с нашими многострадальными базарами. 

Но как показал опыт Караганды, наличие всех градостроительных документов не избавляет предпринимателя от краха бизнеса.

Фото: kn.kz, headline.kz

Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи